Программа курса по выбору В царстве смекалки

Пояснительная записка
Программа курса по выбору «В царстве смекалки» составлена на основе учебного пособия «В царстве смекалки» (Игнатьев Е.И.), разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 3 ( рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю).
Курс предназначен для учащихся 6 класса, введен в соответствии с запросом учащихся и их родителей.
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что занятия внеурочной деятельности по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать обучающимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Учебный курс направлен на достижение следующей цели: развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка, воспитание твердости в пути достижения цели, привитие интереса к предмету.
Задачи курса: - развивать у обучающихся логические способности; - формировать пространственное воображение и графическую культуру; - прививать интерес к изучению предмета; - расширять и углублять знания по предмету; - выявлять одаренных детей; - способствовать формированию у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культуру личности.
При разработке курса учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Программа курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7, 8 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Программа состоит из девяти разделов, включенные вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия планируется проводить в форме: бесед, лекций, комбинированных уроков в сочетании с играми, уроков-практикумов. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности. На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи, что и является результатом промежуточной аттестации. Итоговая аттестация предусмотрена в виде проверочной работы (пяти бальная шкала оценивания).
На лекционных и практических занятиях используются объяснительно–иллюстративный и репродуктивный, а также частично - поисковый методы обучения. Предполагается применение следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, использование ИКТ.


Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся, посещающие данный курс, в конце учебного года должны уметь: - находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; - оценивать логическую правильность рассуждений; - распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; - решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; -уметь составлять занимательные задачи, кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;
· - применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; - применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля; - применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Учебно-тематический план
п/п

Раздел

Количество часов



всего
теория
 практика

1
Некоторые приёмы устных вычислений
4
0,5
3,5

2
Игры с числами и предметами
2
0,5
1,5

3
Числовые множества
6
0,5
5,5

4
Сказки и старинные истории
4
0,5
 3,5

5
Логика и смекалка
3
0,5
2,5

6
Геометрические софизмы и парадоксы
2
0,5
 1,5

7
Геометрия путешествий
6
0,5
 5,5

8
Комбинаторные задачи с квадратами
4
0,5
 3,5

9
Лабиринты, числовые ребусы (криптограммы)
3
0,5
 2,5


Итого
35
4,5
 30,5











Содержание учебного курса


Раздел, тема
Количество
часов

1
Некоторые приёмы устных вычислений.
Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 5, 9, 10.
Умножение двузначного числа на 11.
Умножение и деление чисел натуральных чисел на 25, 50, 75, 125
4

2.
Игры с числами и предметами Запись натурального числа с помощью нескольких натуральных чисел и знаков арифметических действий. Детская пирамида.
2

3
Числовые множества.
Числовые головоломки. Решение задач с конца. Знаете ли Вы проценты? Арифметическая викторина. В мире чисел (системы счисления).
6

4.

Сказки и старинные истории.
Некоторые старинные задачи. Восстановление записи. Задачи на дележ.
4

5
Логика и смекалка
Проверка внимания. Взвешивания. Переливания. Задачи «на части»
Задачи на «движение».
3

6
Геометрические софизмы и парадоксы.
Задачи с лишним условием. Задачи на нахождение ошибки. Задачи на отрицание.
2

7
Геометрия путешествий.
Задача Эйлера. О фигурах, вычерчиваемых одним росчерком. Разрежьте правильно на части. Задачи на нахождение площади фигуры. Центральная и осевая симметрии.
6

8
Комбинаторные задачи с квадратами.
Задачи на расстановку чисел в квадрате. Шахматный матч.

4

9
Лабиринты, числовые ребусы (криптограммы).

3


Итоговое занятие
1



35ч.


Средства обучения
Технические средства обучения:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
2. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.
3. Подборка ЦОР.

Информационно-коммуникативные средства:
1.Справочные материалы.
2.Тематические презентации.

Перечень дополнительной литературы

Литература  для учителя:
1. Галкин, Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. 2. Депман, И.Я.  Виленкин, Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1995 г. 3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., «Наука», 1994 г.. 4. Кононов, А.Я. «Математическая мозаика», М., 2004 г. 5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математике. М., 1998г. 6. Нагибин Ф.Ф. Пособие для учащихся «Математическая шкатулка». М., 1988г. Литература  для учащихся:
1. Депман, И.Я.  Виленкин, Н.Я. «За страницами учебника математики»: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1995г. 2. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки. – М., «Наука», 1994 г. 3.Нагибин Ф.Ф.Пособие для учащихся «Математическая шкатулка». М., 1988г. 4.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006г.

Интернет- ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Методики игровой педагогики. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















Заголовок 115