Семинар-практикум для родителей «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР».


Семинар-практикум для родителей
«Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР».
Ивина Вероника Ильдусовна,
учитель-логопед
ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 10 «Белочка»
Научи родителя, и он
поможет научить ребенка
Пояснительная записка
Равноправными партнёрами педагогов в воспитании детей являются родители (законные представители) воспитанников ДОУ (Закон «Об образовании» ст.44 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития и воспитания личности ребёнка, так и его ближайшего окружения.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становятся самыми главными союзниками в сложном деле развития детей и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильной речи.
Именно для них систематически проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями является проведение семинаров-практикумов. Семинары-практикумы позволяют раскрыть основные направления коррекционной работы, вооружить родителей приемами и методами работы с детьми. Кроме «живого» общения, родители получают возможность на практике закрепить полученные знания, а учителю-логопеду проведение таких мероприятий позволяет, проанализировав результаты проведенного мероприятия, определить (скорректировать) дальнейший план взаимодействия с родителями.
В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Раскрыты основные приемы работы по развитию связной речи посредством метода наглядного моделирования.
Только тесный контакт во взаимодействии специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Для оказания помощи в овладении основными приёмами развития связной речи ребёнка, посредством использования метода наглядного моделирования необходимо повысить уровень знаний и обучить родителей игровым приёмам развития связной речи посредством использования нетрадиционной технологии при составлении рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки, результат работы будет минимальным.
Основная часть.
Цель:  оказание помощи родителям в овладении основными приёмами развития связной речи ребёнка, посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи:
Повысить компетентность родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование умения использовать метод наглядного моделирования для развития связной речи детей.
Дать рекомендации по использованию мнемотаблиц, иллюстративных панно, использованию приемов работы с сюжетными картинками в домашних условиях.
Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
Продолжать формировать умения осознанной и результативной помощи детям в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Оборудование: магнитная доска, сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой и картинный материал к ней, картинный материал к сказке «Вершки и корешки» (в обработке К.Д. Ушинского) и к сказке «Колобок»,модели для описательных рассказов Т.А. Ткаченко, серия сюжетных картинок, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
План проведения семинара:
Приветствие «Давайте поздороваемся!»
Постановка проблемы, актуальность темы.
Основная часть: чередование информации с практикой
Приемы работы над пересказом текста
Приемы работы при составлении описательных рассказов
Приемы работы при составлении рассказов по серии сюжетных картинок
Приемы работы при заучивании стихотворений.
Рефлексия
Заполнение анкет обратной связи
Ход семинара
Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе.
«Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.
Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.
2.Постановка проблемы, актуальность темы.
Теперь, когда мы поздоровались, я прошу вас сесть и послушать одно высказываниеК. Д. Ушинского:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».  
Наши дети скоро пойдут в школу. Развитие связной речи является главным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи дошкольника.
Связная речь у детей с ОНР не может быть развита сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда, воспитателя и родителей. В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в очень сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Дети с ОНР отличаются не только уровнем речевого развития, но и характером всех психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Чтобы речь наших детей была красивой, плавной, орфографически и грамматически правильной, необходимо в процессе работы над связной речью задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный и даже вкусовой).Одним из способов развития связного высказывания может служить методнаглядного моделирования, который я широко использую в своей работе.
Существуют следующие виды наглядного моделирования
Алгоритм
Схема
Опорные картинки
Зарисовка
МнемотаблицыМетод наглядного моделирования я использую в работе со всеми видами связного монологического высказывания:
•пересказ текста
•составление описательного рассказа о предмете
•составление рассказов по картине
•заучивание стихов
•составление рассказа по серии картинок
•составление рассказа из личного опыта
3.Основная часть: чередование информации с практикой.
Сейчас я хочу вам показать несколько приемов работы по некоторым направлениям.
Пересказ.Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений, целого текста.
Покажу приемы работы на примере известной вам сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д. Ушинского). Текст сказки четко делится на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили ее. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что – во второй. Наглядное панно все расставляет по своим местам. Вверху на доске прикрепляются картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа – мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляются картинки с изображением самой репы, под медведем – ее ботвы). Поспела пшеница – мужик взял себе вершки. А Миша – корешки (рядом с репой прикрепляем картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместим изображение тонких корней колоса пшеницы).
На последующих занятиях иллюстративные панно заменяются моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. (Показ схем-рисунков используемых на занятиях с детьми). На более поздних этапах используются простые схемы-рисунки, которые составляют сами дети.
(Родителям предлагается самим составить иллюстративное панно к сказке «Колобок»).
Рассказ-описание. Моделирование мы используем при составлении описательных рассказов. Обычно дети испытывают затруднения при рассматривании предмета, нахождении его главных признаков и свойств, при установлении последовательности в изложении выявленных признаков, им тяжело удержать в памяти эту последовательность. При рассматривании предметов мы используем адаптированную сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закреплять действия замещения.
Опишу работу с моделью на примере рассматривания яблока. Вы мне при этом поможете, будете выполнять задания вместо детей. (Идет показ приема работы на магнитной доске).
«Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину?Правильно, глаза (помещаем на табло карточку с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…(красного цвета). Найдите карточку, обозначающую красный цвет, поставьте ее в этот карманчик. Что еще мы узнаем о яблоке, если внимательно посмотрим на него? Верно, какое оно по форме: круглое, треугольное или овальное? Выберите нужную карточку и вставьте ее в схему. (Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины). Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. Повторите, что мы увидели?». Фразу «Яблоко красное, круглое, большое» дети повторяют несколько раз.
Затем детям предлагаю закрыть глаза и по запаху определить местонахождение яблока. «Что помогает определить запах яблока? (Предлагается разместить на схеме карточку с изображением носа.) Что можно сказать про яблоко? Какое оно? Оно…(при необходимости помочь) душистое, ароматное. Подумайте, какой карточкой можно обозначить этот признак?» (Рассматриваются различные символы, выбирается изображение флакона духов, условно обозначающего аромат, запах яблока.)
«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) А если надавить на него рукой? Мягкое яблоко или твердое? С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твердое?» (Размещают картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки «гладкий», «твердый».)
«Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Правильно, надкусить его, попробовать (яблоко разрезается, дети пробуют его.Схема дополняется изображением рта и символами вкуса: кислое обозначается изображением лимона, а сладкое – конфеты.) Что еще вы узнали о яблоке? Чем наполнился ваш рот, когда вы разжевали яблоко? (Соком.) Какое яблоко?» (Сочное.) Дети подбирают символ, обозначающий сочность (стакан с соком), и дополняют им схему.
(Показываю карточку со знаком вопроса). Это знак вопроса. К какой группе предметов можно отнести яблоко? Правильно, к фруктам. Какой карточкой обозначим это? Правильно, фрукты растут на деревьях. Изображение дерева напомнит нам, что яблоко относится к фруктам. В процессе обследования предметов можно включать словарные упражнения, например на подбор синонимов: «Яблоко красное, спелое. Как по-другому можно сказать, какое оно?» На словообразование: «У яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко?» и т.д.
Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы. После рассматривания предмета детям предлагаю рассказать о нем, опираясь на образец, данный логопедом. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов о фруктах и овощах. Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации убираются – схема рассказа упрощается. При описании других объектов (игрушки, одежда, посуда и пр.) применяются модели, рекомендуемые Т.А.Ткаченко. (Показ образцов моделей родителям, показ приема работы с этими моделями, предлагаются образцы моделей для использования их в работе с детьми дома).
Составление рассказов по серии сюжетных картин.Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых.
Конкретные приемы работы с сюжетными картинками многообразны, приведу некоторые из них используемые мною в работе (Показ приемов работы, обыгрывание с родителями).
1. Раскладываю на столе серию сюжетных картинок и прошу детей рассмотреть их. Затем читаю рассказ, после чего каждому ребенку даю по одной картинке-эпизоду. Затем повторяю рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).
2. Читаю рассказ и сама расставляю на доске картинки. Затем их снимаю и предлагаю детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы.
3.Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по этим картинкам. После этого дети придумывают имена героям рассказа.
4.Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
Схемы-рисунки используем также при заучивании стихотворений (показ мнемотаблиц используемых на занятиях с детьми). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Давайте мы с вами сами сейчас составим схему к стихотворению И. Токмаковой «Ели» (Родители составляют схему по стихотворению).
Подводя итог, хочется сказать, что для упражнений в рассказывании вы можете использовать следующие приемы:
- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
- рассказ о событиях прошедшего дня;
- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
- окончание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
- составление рассказа по известному его концу (что было до этого?) и пр.
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется как можно более полный и логичный пересказ учебного материала.
Впереди школа и мы должны приложить максимум усилий, чтобы нашим детям быть успешными.  За работу — и желаю всем успеха!
4.Рефлексия.
Раздача и заполнение анкет обратной взаимосвязи.
Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты для родителей о семинаре-практикуме.
Анкета обратной связи
Уважаемые участники семинара-практикума!
Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.
Ваши ответы помогут нам подготовить новые занятия
с учетом предложений и пожеланий.
Тема: Семинар-практикум «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР».
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами развития связной речи ребёнка, посредством использования метода наглядного моделирования.
ФИО (по желанию)____________________________________________
Пол_____________________
Я узнал (а) ___________________________________________________
Сегодня я научился (ась) _______________________________________
Я нашел (а) подтверждение тому, что…__________________________
_____________________________________________________________
Самым важным для меня было __________________________________
_____________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Список источников
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. /Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004 г. № 6, с.6
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. //Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т.Б. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-64с.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. / Ткаченко Т.А. // Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
Ткаченко, Т.А.Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с.
Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память./ Широких Т. Д. // Ребёнок в детском саду. 2004. №2. - с.59-62.