Исследовательская работа Единство противоположностей: математики-писатели

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ:
«ИНТЕЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО»








Единство противоположностей: математики – писатели

Исследовательская работа









Авторы: Першин М.А., Фролов Р.С., Чупров А.Б.,
Климович Р.Е., Шкляев А.О.,
МБОУ СОШ №35, 9 класс.
Научный руководитель: Учитель математики Ершова М.В.,
МБОУ СОШ №35





г. Братск
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. Знакомство с личностями, достигнувшими успеха
в литературе и математике стр. 4
Омар Хайям стр. 4
Софья Ковалевская стр. 4
Льюис Кэрролл стр. 4
Блез Паскаль стр. 5
Евгений Бунимович стр. 6
ГЛАВА 2. Исследование. Проверка гипотезы стр. 7
Анализ анкетирования стр. 7
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ за последние 3 года стр. 7
Результаты выбора книг учащимися в библиотеке стр. 8
Заключение стр. 9
Список использованной литературы стр. 10
Приложения
Приложение 1. Диаграммы по результатам анкетирования учащихся
Приложение 2. Результаты ЕГЭ и ГИА
Приложение 3. Результаты выбора книг учащимися в библиотеке


ВВЕДЕНИЕ

На интегрированном уроке математики и литературы мы познакомились с личностями, которые достигли успехов как в литературе, так и в математике. После этого урока нам стало интересно узнать, кто из учащихся нашей школы считает себя «физиком», а кто «лириком».
Тема нашей работы «Единство противоположностей: математики-писатели».
Цель исследования: узнать число учащихся нашей школы, которые больше склонны к точным наукам, а кто к искусству.
Мы поставили перед собой ряд задач:
-познакомиться с личностями, которые достигли успехов в математике и литературе;
-выдвинуть гипотезу на тему «Кого больше в нашей школе «физиков» или «лириков»»;
-провести анкетирование учащихся 3-10 классов;
-проанализировать результаты сдачи экзаменов ГИА и ЕГЭ по русскому языку и математике в 9,11 классах;
-узнать в библиотеке, сколько учащихся школы увлекаются чтением художественной литературы, сколько литературой по технике и по отраслям точных знаний;
-проанализировать результаты анкетирования и сделать вывод.
Методы исследования:
-составление анкеты, анкетирование учащихся школы и анализ анкет;
-сбор информации о читателях библиотеки;
-анализ итогов ГИА и ЕГЭ;
-построение диаграмм и гистограмм.
Гипотеза. При выдвижении гипотезы наши мнения разошлись, одни считают, что в нашей школе больше «физиков», другие – «лириков». Большая часть участников нашей группы считают что «физиков» всё-таки больше.
Новизна работы заключается в том, что нами была предпринята попытка выяснить сколько «лириков» и сколько «физиков» в нашей школе.
Практическая ценность нашей работы: теоретический материал может быть использован на внеклассных занятиях по привитию учащимся интереса к изучению литературы и математики. Результаты данного исследования можно использовать для создания в школе профильных классов по литературному направлению и искусству и физико-математическому направлению.
Источниками информации для нас стали Интернет-ресурсы, отчёт школы по результатам экзаменов ГИА и ЕГЭ, данные школьной библиотеки об увлечениях читателей.

1. Знакомство с личностями, достигнувшими успеха в литературе и математике
Омар Хайям
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в городе Нишапуре, прожил 83 года, у него было несколько родов деятельности: поэт, философ, астроном, математик.
Но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звёздный каталог.
Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы», где он развивает геометрический метод решения кубических уравнений.
Хайям известен благодаря своим четверостишиям-мудрым, полным юмора, луканства и дерзости рубаи.
Софья Ковалевская
Математик, писательница, первая русская женщина-профессор.
Софья Васильевна Ковалевская, урожденная Корвин-Круковская, родилась в Москве 3 (15) января 1850 года.
Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки
Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение, и мн. др.
Как известно, Софья Ковалевская проявилась не только в математике, но и в области литературы, как писательница.
По-шведски написаны воспоминания о польском восстании и роман «Семья Воронцовых». Но особый интерес для характеристики личности Ковалевской представляет «Kampen fцr Lyckan, tvдnne paralleldramer of К. L.» (Стокгольм, 1887), переведенная на русский язык М. Лучицкой, под заглавием: «Борьба за счастье. Две параллельные драмы. Сочинение С. К. и А. К. Леффлёр» (Киев, 1892). В этой двойной драме, написанной Ковалевской в сотрудничестве с шведской писательницей Леффлер-Эдгрен, но всецело по мысли Ковалевской, она желала изобразить судьбу и развитие одних и тех же людей с двух противоположных точек зрения, «как оно было» и «как оно могло быть».
1.3.Льюис Кэрролл.
Льюис Кэрролл, настоящее имя Чарльз Лю
·твидж Доджсон. Английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф.
Родился 27 января 1832 в доме приходского священника. По уставу колледжа он принял духовный сан, но не священника, а только диакона (что давало ему право читать проповеди без работы в приходе).
Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс», «Трейн».
В 1856 году в колледже появился новый декан Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса.
В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в стране чудес».
Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. В частности, разработал один из методов вычисления определителей (конденсация Доджсона).
Достижения Доджсона в области математической логики намного опередили свое время. Он издал двухтомник под названием «Символическая логика» и сборник для детей «Логическая игра», где разработал стратегию игры «Пятнашки».
Предлагаем посмотреть
В двуединстве математика и литератора, Кэрролл – поэт оказался не только более ярким, но и более удачливым, чем Кэрролл – математик. Если «Алиса» переводится на русский язык уже более 100 лет, то математические работы Кэрролла остаются почти неизвестными русскоязычному читателю.
Мы узнали много нового и интересного об английском писателе и математике Чарльзе Доджсоне или Льюисе Кэрролле. Вопреки распространенному мнению о том, будто Кэрролл может считаться основоположником «поэзии нелепостей», Кэрролл в действительности создал иной жанр «парадоксальной литературы»: его герои не нарушают логики, а наоборот, следуют ей, доводя логику до абсурда.
1.4.Блез Паскаль
Паскаль родился в городе Клермон-Ферран (Франция 19 августа 1662) - французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Паскаль вошёл в историю науки, начав с простого повторения опыта Торричелли, он опроверг одну из основных аксиом старой физики и установил основной закон гидростатики.
В январе 1640 года семья Паскалей переезжает в Руан. В эти годы здоровье Паскаля, и без того неважное, стало ухудшаться. Тем не менее он продолжал работать. Отец Блеза по роду службы в Руане (интендантом Нормандии) часто занимался утомительными расчётами, сын также помогал ему в распределении податей, пошлин и налогов. Столкнувшись с традиционными способами вычислений и, находя их неудобными, Паскаль задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь упростить расчёты. Складываемые либо вычитаемые числа вводились соответствующим поворотом колёс, принцип работы этом, по его собственному признанию, ему помогли знания, полученные в ранние годы. основывался на счёте оборотов. Так как успех в осуществлении замысла зависел от того, насколько точно ремесленники воспроизводили размеры и пропорции деталей машины, Паскаль сам присутствовал при изготовлении её составляющих. В 1645 году Паскаль преподнёс Сегье готовую модель машины. До 1652 года под его наблюдением было создано около 50 вариантов «паскалины». В 1649 году он получил королевскую привилегию на счётную машину: возбранялись как копирование модели Паскаля, так и создание без его разрешения любых других видов суммирующих машин; запрещалась их продажа иностранцами в пределах Франции.
В конце 1646 года Паскаль, узнав от знакомого отца о торричеллиевой трубке, повторил опыт итальянского учёного. Затем он произвёл серию видоизменённых экспериментов, стремясь доказать, что пространство в трубке над ртутью не заполнено ни её парами, ни разреженным воздухом, ни некоей «тонкой материей».
В заключительной части своего труда Паскаль утверждал, что пространство в верхней части трубки «не заполнено никакими известными в природе веществами и можно считать это пространство действительно пустым, до тех пор, пока экспериментально не доказано существования там какого-либо вещества».
1.5.Евгений Бунимович
Евге
·ний Абра
·мович Бунимо
·вич род. 27 мая 1954, Москва (58 лет) русский поэт, педагог, публицист, общественный деятель, депутат Московской городской Думы трёх созывов. С 2009 г. Уполномоченный по правам ребёнка в Москве.
Родился в семье московских учителей и учёных-математиков. С 1976 года преподаёт математику в школе. Автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий по математике.
Первая книга стихов издана в Париже (1990), за ней последовали сборники в России. Инициатор и президент международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» , многих других литературных акций.
С 1997 по 2009 гг. являлся депутат Московской городской Думы II, III, IV созывов.

Исследование. Проверка гипотезы

2.1 Анализ анкетирования учащихся
Мы провели анкетирование учащихся школы по следующим вопросам:
1. Какой из предметов вам больше нравится?
а) математика б) литература
2. Какой из предметов вам пригодится в дальнейшем? (Например, в профессии)
а) литература б) математика
3. Что вам больше нравится читать?
а) художественную литературу б) научно-техническую
4. Кто, по вашему мнению, важнее в жизни?
а) физики б) лирики
Анкетирование провели в 3-10 классах. На 1 вопрос анкеты большинство учащихся выбрали математику. На 2 вопрос анкеты большинство учащихся выбрали математику, но были ответы когда были выбраны и математика, и литература одновременно. На 3 вопрос анкеты учащиеся ответили, что художественную литературу читают больше, чем научно-техническую. На 4 вопрос анкеты большинство учащихся ответили, что в жизни «физики» важнее, чем «лирики».
2.2 Анализ результатов ГИА и ЕГЭ за последние 3 года
Мы запросили данные из отчёта школы по результатам экзаменов за последние 3 года. Проанализировав полученные таблицы, мы пришли к выводу, что качество сдачи ГИА увеличилось:
-по русскому языку на 24%;
-по математике на 30%;
-по литературе на 50%.
По физике мы наблюдаем снижение качества на 25%.
Изучив таблицу по сдаче экзаменов ЕГЭ в 11 классах, мы получили следующие данные:
-по русскому языку в 2008-2009г. средний балл составил 58,1, в 2009-2010г.-59,5, а 2010-2011г.-55,42. Здесь мы видим сначала рост, а потом снижение среднего балла
-по математике идёт снижение среднего балла с 41 балла до 35;
-по литературе в 2008-2009г. средний балл составил 44,1, в 2009-2010г.-46,5, а 2010-2011г.-34,5. Здесь мы видим сначала рост, а потом снижение среднего балла;
-по физике в 2008-2009г. средний балл составил 38,82, в 2009-2010г.-45,4, а 2010-2011г.-36,6. Здесь мы видим сначала рост, а потом снижение среднего балла.

2.3 Результаты выбора книг учащимися в библиотеке
Мы узнали в библиотеке, сколько учащихся школы увлекаются чтением художественной литературы, сколько литературой по технике и по отраслям точных знаний. Большая часть учащихся берут на абонемент художественную литературу, так как среди них учащиеся начальных классов, а они читают сказки, рассказы, повести и стихотворения. От числа всех учащихся, посетивших библиотеку в 2011-2012 учебном году, художественную литературы выбирали 69%, литературу по отраслям знаний- 9%, по технике-2%, по искусству-0,2

Заключение

По результатам анкеты, проведенной среди учащихся 3-10 классов, можно сделать следующий вывод: большинство учащихся предпочитают изучать математику и считают, что в жизни пригодятся математика и физика. Однако большинство читают художественную литературу (что составляет 54% от числа опрошенных), а не научно-техническую.
По результатам сдачи экзаменов ГИА в 9 классах мы сделали следующий вывод: качество сдачи русского языка и литературы выше, чем математики и физики. Хотя в анкете учащиеся указали, что математика и физика им пригодятся в жизни больше, чем гуманитарные предметы, а в действительности сдать экзамен по русскому языку и литературе оказалось проще.
По результатам сдачи ЕГЭ в 11 классах мы пришли к следующему выводу: лучше выпускники сдали русский язык и литературу, чем математику и физику. Подтверждается картина, которую мы наблюдали в 9 классах, т. е. более важными считают точные науки, а на экзаменах лучше сдают гуманитарные.
Наше исследование показало, что учащиеся, предпочитая математику, понимая, что она важнее, на экзаменах сдают лучше русский язык и литературу. На первый взгляд у нас получилось противоречие. Но было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе и считать, что математики не способны увидеть красоту жизни, а литераторов: поэтов и писателей считать людьми далекими от реальности. Наша гипотеза, что «физиков» больше в школе подтвердилась по результатам анкет, но опровергалась по результатам экзаменов и данным из библиотеки. Противоречие гипотезы подтверждает нашу тему исследования. В первой главе мы отмечаем, что математика и литература связаны. А.С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Математика участвует и в стихосложении: знание геометрии позволили поэтам использовать геометрические фигуры в написании особых фигурных стихов. Мы надеемся, что наше исследование поможет понять, что мир не показывается только одной стороной. Он многолик, и чтобы познать его нужно быть и учёным, и поэтом в душе. Люди, которые добиваются успеха, как в математике, так и в литературе, достигают высот и в других областях.

Список использованной литературы

http://ru.wikipedia.org.
Дельвиг А.А. Собрание сочинений. Стихи. [Электронный ресурс]// http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=12483
Лиман, М.М. Школьникам о математике и математиках. [Текст]/ М.М. Лиман - Москва. «Просвещение», 1981.
Омар Хайям [Электронный ресурс]// http://hayam.spinners.ru/
Холшевников, В. Е. Стиховедение и математика [Текст] //Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968. - С. 384-396
Энциклопедия для детей.Т.11.Математика/Глав. Ред. М.Д.Аксенова.-М.Аванта+,1998,-688с. Ил









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15