Урок русского языка в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»


Урок русского языка
Учитель: Попова Лариса Юрьевна
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе
Цели урока: обобщить знания учащихся о глаголе, закреплять умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.
Развивать умение распознавать спряжение глаголов; совершенствовать знания о временных формах глагола.
Воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к изучению русского языка.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок – игра
Оборудование урока: плакат « Учите русский – годы кряду, / С душой, с усердием, с умом! / Вас ждет великая награда, / И та награда – в нем самом», цитаты классиков о русском языке, плакаты с заданиями, листочки бумаги, ручки, плакаты с изображением людей разных профессий.
Класс разделен на 4 команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся.

Ход урока.
Организационный момент и сообщение целей урока.
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брэйн-ринга.
Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
1.Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях с чужими языками». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность»
2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: « Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
4.Иван Сергеевич Тургенев в 1882г. Посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумьях о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
6. Иван Сергеевич Тургенев просил: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»
В сегодняшнем брэйн-ринге, посвященном русскому языку, участвуют четыре команды. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.
Итак, мы начинаем!
Ход игры.
«Блиц турнир»
У его величества русского языка есть придворные – части речи. Догадайтесь, какая из них станет темой нашей сегодняшней игры. Эта часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Правильно, это глагол.
Первый тур – это блиц турнир. Каждая из команд получит по одному вопросу. Нужно быстро и правильно на него ответить. Кому из игроков отвечать решает капитан команды. Если ответ правильный, команда получает очко, если нет – право ответа имеет другая команда.
Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Назовите глаголы-исключения
Какой вид имеют глаголы? Как определить вид глагола?
Назовите особенности глаголов неопределенной формы.
«Отгадай слова»
Какие части слова вы знаете? Проверим на деле, как вы знаете части слова. У вас на столах есть задание, выполнив его вы получите слово. Запишите его и обозначьте вид, спряжение и время получившегося глагола.
Приставка Корень Суффикс Окончание
Завёл Жаркий Включить Одеть
Вышел Прямой Водить Колоть
Приклеить Ходить Гора Смотришь
Забег Морозно Варил Вода
Конкурс капитанов.
Спряжение глагола «хотеть»
« Дружная семейка»
Каждой группе выдается листочек, на котором написано слово « глагол». Ваша задача придумать и записать на каждую букву этого слова по одному глаголу. Время, лицо и число , в котором должны стоять ваши глаголы указано. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.
« В лес по ошибки»
Перед вами небольшой текст, в котором допущены ошибки. Ваша задача – исправить все ошибки.

Какая бывает роса на траве.
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри лохмат и пушист, как бархат. Капли катаются по листку и не мочат его.
Бывало, сорвешь такую чашечку, поднесешь ко рту и выпьешь росинку. Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
( по Л.Н. Толстому)
«Конкурс фразеологизмов»
На доске портрет человека, у которого глаза, нос, уши и рот снимаются. Каждая команда выбирает себе любую часть от лица и должна за две минуты записать как можно больше устойчивых выражений с этим словом. Начинает выбирать та команда, у которой меньше всего очков.

« Профессии»
На ваших столах есть портреты людей различных профессий. Ваша задача записать как можно больше слов, обозначающих их действия ( то есть: что делает учитель, доктор, тракторист, садовод, космонавт и т.д.) и определить спряжение глаголов, которые вы запишите. Очко получит команда, написавшая больше всего глаголов и правильно определившая их спряжение.
« Головоломка»
Вашему вниманию предлагается предложение, в котором совсем нет смысла, потому что слова были написаны неправильно. Попробуйте разобрать, что было написано.
Рыбу не скотина крыше съел. (Рыбу нес кот и на крыше съел)
«Музыкальная пауза»
Сейчас мы будем слушать музыку. Но не просто так. Ваша задача выписать из песен глаголы. Выиграет та команда, которая запишет больше глаголов
« Гонка за лидером »
Этот конкурс поможет выровнять счет или набрать дополнительные баллы. За одну минуту команда должна дать правильные ответы на 5 вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий задает следующий вопрос.
Вопросы команде 1
1. Сколько звуков в слове «лью»?
2. Антоним к слову «веселиться»
3. Пословица о труде
4. Глагол с приставкой «при-»
5. Окончания глаголов настоящего и будущего времени II спряжения 3 лица множественного числа.
Вопросы команде 2
1. Сколько звуков в слове «ель»?
2. Антоним к слову «мириться»
3. Пословица об учении
4. Глагол с приставкой «раз-»
5. Окончания глаголов настоящего и будущего времени I спряжения 2 лица единственного числа.
Вопросы команде 3
1. Сколько звуков в слове «семья»?
2. Синоним к слову «шалить»
3. Пословица о лени
4. Глагол с приставкой «об-»
5. Окончания глаголов настоящего и будущего времени II спряжения 2 лица единственного числа.
Вопросы команде 4
1. Сколько звуков в слове «семь»?
2. Синоним к слову «лежать»
3. Пословица о дружбе
4. Глагол с приставкой «под-»
5. Окончания глаголов настоящего и будущего времени I спряжения 3 лица множественного числа.
Подведение итогов конкурса.
Подсчитаем баллы, которые получили команды и определим, какая же из команд победила в нашем конкурсе. И хотя победитель сегодня один, но проигравших нет, потому что во время конкурса мы получили еще немного знаний, а это лучшая награда для любого человека.
Рефлексия
У каждого из вас есть листок бумаги. Возьмите карандаши и изобразите на них свое настроение после игры.