Урок внеклассного чтения в 8 классе на тему Зарубки на сердце по рассказу К.Г. Паустовского Телеграмма


Урок внеклассного чтения: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Цели урока:
Обучающие: размышления о рассказе и постижения ее смысла после самостоятельного прочтения. Композиция рассказа, мастерство писателя, умение его использовать яркую, образную речь, отражая жизненный опыт и мировоззрение. Рассмотреть характеры главных героев, правильно выделить присущие им черты. Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать навыки работы в паре, навыки самоконтроля, деловые качества. Развивать речь, мышление, умение высказывать собственное мнение.
Воспитательные: показать моральный долг детей перед родителями, непоправимую вину Насти перед матерью. Учить детей быть чуткими, внимательными, добродушными по отношению к своим родителям.
Оборудование: репродукции с изображением осеннего пейзажа, музыкальная пьеса «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского.
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- Эпиграфом к рассказу послужат слова сказанные устами Тихона:
«За добро плати добром, не будь пустельгой»
- Как вы понимаете эти слова?
- Что обозначает слово пустельга? («Хищная птица семейства соколиных» и «легкомысленный пустой человек (разг., неодобрит.). К эпиграфу мы вернемся еще в конце урока. –
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (формулировка учащимися целей урока)

III. Поразмышляем над прочитанным
Композиция рассказа
- На какие части можно разделить рассказ и как можно их озаглавить?. Подберите ключевую фразу к каждой части.
а) Мать.
б) Дочь. «Эх, ты сорока!»
в) Телеграмма.
г) Эпилог
Определение темы рассказа.
- Основная тема рассказа: взаимоотношения родителей и детей.
Но почему же рассказ назван «Телеграмма»?
- В этом есть загадка. Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь. Возможно, название символично. Оно как предостережение. Ведь телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.
Пейзажная зарисовка. Интерьер. Мелодия рассказа.
- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки.
- Она настраивает читателя на определенный лад, создает тональность повествования. (Читаем вслух, делимся впечатлениями)
- Осень – это ужасающая жизнь героини, подсолнечник – она сама, как «последняяя обитательница « мемориального дома». (Репродукции)
- Писателю важно было «найти звук», ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка.
Чтение отрывка под музыку П.И.Чайковского. Сравнение (Музыка грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти)
- Философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой наступает медленное увядан- Какие цвета преобладают в описании иинтерьера?
(Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. Ав настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти).- Прочитаем эпизод, начинающий со слов : «Она задохнулась…»
- Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их)
- Что изменится в рассказе, если исключить строки с описанием природы?
(Потеряется лиричность, душевный настрой)
4) Дочь
- Что поняла Екатерина Петровна во время непосильной прогулки?
(Она убедилась, в том, что очень слаба и дни ее, вероятно, сочтены)
- И тогда она написала письмо Насте. Прочитаем это письмо. (Чтение письма)
- Как повела себя дочь после того, как получила письмо от матери?
- Почему автор показывает, что только Гоголь разглядел ее сущность?
- Как ведет себя Настя после получения телеграммы?
- Почему Тихон идет на ложь?
- Как ведет себя Катерина Петровна, хотя и понимает, что дочь опять осталась глуха?
(Автор преклоняется перед деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью)
- Поняв, что дочь снова осталась глуха, мать перестает ждать и умирает.
- Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Само имя «Екатерина» (греч.) означает чистая, непорочная.
- Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка. (Обратить внимание на пейзаж)
- Почему автор ввел в конце образ учительницы?
5)Возвращение к эпиграфу.
- Почему слова Тихона сказаны именно Манюшке?
(Это напутственные слова пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь, но они предназначены Насте)
- Какая книга является главной для всех христиан» (Библия)
- Настя нарушила одну из библейских заповедей:
« Чти  отца  твоего и мать  твою,
Да  благо  ти  будет, и долголетен                                                                     Будеши на земле.
Пятая заповедь Божия
- Что потеряла Настя?
(Опору в жизни, от карьеризма пострадала ее душа)
- изменится ли она? Есть ли в ней еще человеческие качества?
- Почему она уехала крадучись?
- Да, она изменится, не случайно ведь ее зовут Анастасия (греч.)- воскрешающая (восстановить, возродить что-н. утраченное, забытое)
IV. Итог урока
- Не  забывайте  о  самых  близких  людях, которые  так  нуждаются  в  вас, будьте  отзывчивы, внимательны, человечны  по  отношению  к  ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.
    Домашнее задание:
Сочинение-рассуждение «Надо  быть  благодарным  тому, кто  дал
 тебе  жизнь»