Урок по ОРКСЭ на тему: «Православное учение о человеке и его душе» (4 класс)


МКОУ «Маховоколодезская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
По теме:
««Православное учение о человеке и его душе»
Выполнила: учитель начальных классов
Бабкина Галина Владимировна
2015 – 2016 уч. г.
Цели.
1. Знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.
2. Расширить представление учащихся о душе, теле человека и его внутреннем мире.
Задачи:
Образовательные.
Узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека;
уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.
Развивающие.
Научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;
Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
Воспитательные.
Понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям;
Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Оборудование.
карточки для словарной работы ‹Приложение1›;
аудиозапись с композицией “Лунная соната” Бетховена;
толковый словарь;
аудиозапись стихотворения Вероники Тушновой « Людские души»;
аудиозапись песни Светланы Копыловой «Только добротой сердец»;
аудиозапись песни Светланы Копыловой «Слезинка»;
компьютер, проектор;
презентация к уроку «Православное учение о человеке».
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности: (Слайд 2)
У входа в Храм, протягивая руки,
Стояла горстка нищих и калек...
«О, Господи, за что такие муки
Претерпевает Сын Твой – Человек?
И где Твоя Любовь, скажи, Всевышний?»
– Я вопрошал, от гнева вне себя.
И тут, в ответ, раздался голос свыше:
«Чтоб им помочь, Я сотворил Тебя...»
- О ком было это стихотворение? (О человеке).
- Понравилось вам это стихотворение?
- Будете помогать людям?
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Блиц-опрос «Основы православия» Учитель: - Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)
-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства - добро)
-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)
-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? (Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)
- Чем человек отличается от животных с точки зрения православия?
- На этот вопрос нам поможет ответить стихотворение неизвестного поэта.
Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»

Где-то там, внутри у человека, Есть Душа. Хорошая душа. Ей средь шума атомного века Все трудней становится дышать. «Берегите Жизнь!» - Такую фразу Можно каждый день читать и слушать, Но насколько легче стало сразу Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный) - Что хотел сказать автор этих строк? (Внутри у человека есть душа, о которой надо помнить всю жизнь.) Подведение к теме урока.
- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? В первом стихотворении мы говорили о человеке, во втором о душе, так о чем же мы с вами будем говорить сегодня на уроке? ( Православное учение о человеке и его душе). (Слайд 3)
Цель урока:
Узнать о душе, теле человека и его внутреннем мире с православной точки зрения. (Слайд 4)
3.Выявление места и причины затруднения:
Учитель:
- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. (Работа с толковым словарём. Дети читают в словаре).
Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
В одном этом слове уже заключено значение и о бессмертии души, и о её перевоплощениях. То есть человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии. - Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь.
«Чудный домик»
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. (К.Д. Ушинский)
Учитель:
- А о ком же была вся загадка? (О человеке) - Давайте разгадаем значение данных слов-загадок? Домик – т _ _ о Эконом – с _ _ _ _е Зала – л _ _ _ _ е Ставенки – г _ _ _ а
Хозяйка – д _ _ а
- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ).
Учитель:
- Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело.
- Что мы знаем о душе?
- Кажется, у нас назревает затруднение.
- Что мы с вами делаем, когда сталкиваемся с трудностями на уроке? (Строи проект)
- Давайте строить проект?
- Что бы вы хотели узнать ещё о душе человека сегодня на уроке?
4.Построение проекта выхода из затруднения:
Проект: (Слайд 5)
1. Что такое душа?
2. Какая она бывает?
3. Чем душа отличается от тела и чем похожа?
4. У кого ещё есть душа?
5. Свойства нашей души.
- Проект мы построили, начнем его реализовывать?
- Где мы можем найти информацию? Какими источниками можем воспользоваться. (Ответы)
- Но сейчас у нас нет ни Интернета, так где же мы найдем значение слова душа? (В словаре).
5. Реализация построенного проекта.
Учитель:
- Итак, кто же найдет в словаре значение слова «душа»?
Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).
- Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?
- С помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека. (Составление клайстера, объяснение значения прилагательных и их классификация на положительные и отрицательные). - Какие качества вы бы взяли для своей души? ( Дети зачитывают выбранные прилагательные).
-Послушаем стихотворение Вероники Тушновой « Людские души» (запись mp3) (Слайд 6)Людские души – души разные, Не перечислить их, не счесть. Есть злые, добрые и праздные И грозовые тучи есть. Иная в силе не нуждается, Её дыханием коснись – И в ней чистейший звук рождается, Распространяясь вдаль и ввысь. Другая хмуро-неотзывчива, Другая – каменно-глуха Для света звёзд, Для пенья птичьего, Для музыки И для стиха. Она почти недосягаема, Пока не вторгнуться в неё Любви тревога и отчаянье, Сердечной боли остриё. Смятенная и беззащитная, Она очнётся, И тогда Сама по-птичьи закричит она И засияет как звезда. (Слайд 7)
- Значит ли это, что стихотворение, тоже может быть источником информации? (Да)
- Так какие ещё бывают души?
(Слайд 8)
- А можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет» (Работа с иллюстрациями на слайде, самопроверка по учебнику стр.33). - Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза - зеркало души».
- Мы высказали свое мнение, а сейчас давайте обратимся еще к одному источнику информации – нашему учебнику.
Учитель:
- Чем душа отличается от тела? Как вы думаете, всегда ли телу и душе хорошо вместе? (Работа с материалом учебника стр.32 -33, читает подготовленный ученик). -Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Покажите стрелочками свойства души и тела. ( Работа с карточкой в паре с последующим дублированием на слайде 7). У человека есть ДУША (образ Божий в человеке) и ТЕЛО (храм для души) ходит думает питается мечтает любит болеет растет (подчеркни свойства души и тела) - Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти.
Игра «Докажи своё мнение». Задача: Учащихся убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.
Задание 1: доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)
Задание 2: доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть).
Учитель:
-Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет.
(Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека») (Слайд 9)
- Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
Учитель: (Слайд 10)
-Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев. - Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).
-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком. - Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33 (маркировка текста). (Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека).(
- Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.).
Физминутка. (Слайд 11)
- А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? ( «Поделись улыбкою своей - и она к тебе не раз ещё вернётся!» Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот»)
- Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. (Читает ученик)Где бы сердце вам жить ни велело — В шумном свете иль в сельской тиши, Расточайте без счёта и смело Вы сокровища вашей души. Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество всё же богато Лишь порукой добра круговой.
Учитель:
- Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).
- А все ли люди бескорыстно помогают друг другу? (Нет)
- Бывает так, что человек везде ищет выгоду, а затем начинает завидовать друзьям и знакомым, лгать им. Такой человек становится малодушным, неспособным ни на что доброе. Душа его начинает болеть, страшными болезнями, которые не видны.
Этот человек пропускает в свою душу зло, и в ней остается совсем мало места для добра. Человек становится равнодушным.
А может стать и бездушным, если совсем перестанет чувствовать боль других людей.
А потом и вовсе накапливает в себе все обиды, жестокость, раздражительность. Если душу вовремя не вылечить она может умереть, и тогда он будет творить зло и даже совесть не будет его мучить.
-Что же нужно делать чтобы душа не заболела?
-Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела).
- На эту тему мы приготовили еще одно стихотворение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд 12, Сдлайд 13)
1 карточка: и 2 карточка
1. «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками) Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе. Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра. Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей. Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.
2. «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают) Ненависть - ________________________ Ложь - ________________________ Жадность - _________________________ Жестокость - ________________________ Раздражительность - _________________________ Зависть ___________________________ Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.
3. «Вспомни литературные примеры, когда душа подсказала герою, как надо поступить правильно или выдержать трудные испытания». 8. Включение в систему знаний и повторений. Составление синквейна со словом «душа». Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
(Слайд 14) (Слайд 15)
- Давайте вернемся к целям нашего проекта, к алгоритму, выстроенному в начале урока, и посмотрим, как мы справились с этим заданием. Все ли мы сделали, что было намечено на этот урок?(Да)
9. Рефлексия в учебной деятельности. Учитель: Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа). - Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)
- Закончи предложение (Слайд 16)На уроке я узнал, что… Родителям я хотел бы рассказать, что…
(Слайд 17)
Домашнее задание:1. Подобрать пословицы о душе. 2. Поразмышлять с родителями, как надо заботиться о своей душе. Напиши об этом в тетради сочинение – миниатюру. Звучит песня Светланы Копыловой «Только добротой сердец».
Приложение 1.
1. «Подбери правильное толкование к слову»
Малодушие
Равнодушие
Бездушие
Мёртвая душа чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.
так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.
если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра.
человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.
2. «Чем вылечить болезни души»
Ненависть - ________________________
Ложь - ________________________
Жадность - _________________________
Жестокость - ________________________
Раздражительность - _________________________
Зависть ___________________________
Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.
Приложение 2
Презентация