Аналитический отчето воспитательной работе классного руководителя 8 А класса МБОУ СОШ № 27 Макагоновой Марины Николаевны


Аналитический отчет
о воспитательной работе классного руководителя 8»А» класса МБОУ СОШ № 27 Макагоновой Марины Николаевны
Воспитательная работа в классе в 2014-2015 и 2015-2016 была организована в рамках программы «Вверх по лестнице, ведущей в жизнь» и рассчитанной для 6-9 классы
Необходимость создания программы была вызвана следующими причинами:
В течение пятого класса наблюдалось снижение эффективности воспитательной работы в классе. Возникла потребность координации всех видов воспитательного воздействия, чтобы не понизить уровень развития каждого учащегося и коллектива в целом, сформированный в начальной школе.
Обучающиеся вступили в сложный возрастной период, произошло увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В большинстве случаев трудность жизненной ситуации определяется неумением ребенка справиться с возникшими перед ним возрастными, учебными или социальными проблемами. Возникла необходимость оказания помощи в решении жизненных трудностей и развитии навыка самостоятельно принятия решений.
Класс обладает большим творческим потенциалом, желанием принимать участие в разнообразных видах деятельности. Возникла необходимость поиска механизма организации образовательного процесса, оптимального для решения всего спектра воспитательных задач.
Цель и задачи воспитывающих влияний целостного образовательного процесса: Духовно-нравственное развитие личности, позволяющее реализовать себя в обществе как гражданина и патриота, профессионала, семьянина, самостоятельной образованной индивидуальности.
Основные направления деятельности:
Формирование уклада классной жизни, обеспечивающего последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Создание предметно-пространственной социально-коммуникативной среды развития обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса взросления.
Ключевым процессом жизнедеятельности подростков 6-9 классов является процесс взросления.
Разделяю точку зрения Д.И. Фельдштейна, который определяет взросление как процесс постоянного изменения качеств и свойств личности, составляющих социальную и психологическую взрослость, как формирование отношений и связей, «которые уже имеются во взрослом мире, освоив и присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность».
Результатом реализации программы должна стать готовность обучающихся осуществить профессиональное, личностное и социальное самоопределение, которое выражается в:
коммуникативной зрелости - готовности и способности ребенка строить отношения с окружающим миром и людьми на основе диалога и принципов конструктивного общения;
интеллектуальной зрелости – потребности, готовности и способности ребенка получать, анализировать и систематизировать знания, полученные из различных источников;
социальной зрелости - готовности и способности ребенка строить жизненную карьеру на основе усвоенных и принятых национальных духовных ценностей
Януш Корчак так говорил о зрелом человеке: «Зрелый человек – тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и истории человечества, и поступает согласно этому»
Критерии, показатели и методики изучения эффективности воспитательной работы даны в Приложении №1
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
Продолжить работу по развитию у учащихся нравственных представлений и отношений к себе, своему здоровью, процессу познания, семье, другим людям и умения делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
Организовать совместное взаимодействие обучающихся в рамках социально-значимой проектной деятельности как способа включения в социальные практики, выявления и преодоления трудностей взросления.
Обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся в процессе взросления.
В процессе работы сложилась система взаимодействия, позволяющая продуктивно решать задачи, которые мы перед собой ставим.
Система классных часов (Приложение № 2);
Ежедневное подведение итогов дня;
Встречи «После третьего» (обсуждение актуальных вопросов на большой перемене);
Коллективное планирование и анализ жизнедеятельности;
Проект как форма наиболее оптимальная для организации взаимодействия;
Советы дела как способ проявления самостоятельности и инициативы;
Субботние встречи с детьми и родителями;
Заинтересованное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, учителей-предметников, психолого-педагогической службы и родителей) в решении поставленных задач;
Тесное взаимодействие с окружающим социумом;
Технологиями, позволяющими эффективно сопровождать процесс взросления являются (О.А. Феофанова):
Технология воспитательных событий как форм инициирования взросления;
Технология психолого-педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком;
Технология законотворчества и самоуправления как сопряжения инициативы и ответственности в пространстве взросления.
Технология воспитательных событий предполагает организацию воспитательных мероприятий как событий (значимость, яркость и эмоциональность, содержательность и направленность на других людей) и как со-бытий (совместное проживание периода подготовки и проведения, взаимодействие, взаимопомощь, коллективный анализ состояния дел, удовлетворенность от пережитого со-бытия).
В 6 классе основным событием нашей жизни стал проект «Мой олимпийский учебник». Выбор темы определялся тем, что мама
С. Лакизо стала факелоносцем олимпиады, несла олимпийский огонь по Новосибирску. В школе был большой праздник с ее присутствием, где награждали учащихся, достигших больших результатов в спорте. Каждый получил возможность сфотографироваться с олимпийским факелом. Год отличался большим количеством мероприятий и информации об олимпийском движении, и у нас появилась идея создать олимпийский учебник для начальной школы, чтобы дети могли узнать историю Олимпийских игр. Проект был представлен на выставке «УЧСИБ-2014» и был отмечен дипломом 1 степени.
Кроме того класс активно принял участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Великой победы. Были собраны материалы о прадедушках для школьной книги Памяти. Приняли участие в акции «Бессмертный полк» и школьном празднике «На крылечке», посвященном 9 мая. Трепетное отношение детей к памяти о Великой Отечественной войне сформированное в семьях я отметила еще в 5 классе. Ежегодно мы присутствуем на митинге, посвященном 9 мая на Монументе Славы вместе с родителями.
Яркими событиями в нашей жизни обычно становятся праздники, посвященные Дню Матери и Дню белых журавлей.
В 7 классе центральным событием нашей жизни стал проект «Дорогою добра». Наш класс стал организатором проведения в школе Добрых Акций. Мы собирали корм для животных, детские гигиенические принадлежности и фрукты для материнской обители «Голубка». В процессе деятельности возникла идея сказать «спасибо» всем, кто принимал участие в благотворительности. Мы сделали сертификаты участников Доброй Акции, которые стали билетами на «благодарительный» концерт. Так родилась наша творческая программа «Цирк приехал». Нами были освоены такие виды деятельности как
Проведение рекламной кампании, подготовка плакатов, сертификатов;
Проведение благотворительной акции;
Подготовка программы концерта создание сценария, распределение ролей, репетиции, подготовка костюмов;
Информационное и музыкальное сопровождение программы
Важным событием для нас стал Юбилей школы. Проект «Мои – родители – выпускники школы» получился увлекательным и удивительным и повлек за собой желание узнать о первых годах жизни школы. Вместе с учителем истории – хранителем школьного архива – мы совершили путешествие в 6- и 70 годы прошлого века.
Центральным событием 8 класса мы выбрали «Профессиональные пробы». Проект направлен на ознакомление детей с различными профессиями. Целью проекта стало развитие представлений о профессиях и помощь в осуществлении профессионального выбора. Знакомство осуществлялось в виде профессиональных проб, чтобы обучающиеся смогли узнать не только о внешних сторонах профессии, но и о глубоком ее содержании. Реестр профессий определяли сами дети:
Шеф-повар;
Программист;
Шоумен;
Телевизионный ведущий;
Юрист;
Следователь;
Экономист;
Бизнесмен .
Данная форма потребовала приближенности к реальной жизни. «Играть в профессию» дети не хотели, поэтому старались узнать о профессии как можно больше. Мы ощутили потребность в общения с людьми-носителями профессии. Так появился наш «Клуб успешных людей». Мы активно используем готовность наших родителей помочь классу в любом начинании. Класс посещает библиотеку им. Гайдара, где для нас организуются встречи с известными людьми. В сентябре побывали на встрече с Ю. Гавриловой олимпийской чемпионкой, которая посетила нашу школу.
Процесс взросления, возрастные особенности и потребности детей сами привели нас к выбору тех форм взаимодействия, которые О.А. Феофанова считает ключевыми единицами проектирования воспитательных практик:
Встреча – пространственно-временная единица взросления,
Диалог – дискурсивная единица взросления,
Проба – деятельностная единица взросления.
Поступок как акт взросления
Наблюдение и анализ поступков (нравственных выборов) моих учеников показывает, что дети стали проявлять свою позицию, высказывать свою точку зрения. Пусть не часто и не у всех детей это получается, но в нашей жизни стали происходить поступки, которые свидетельствуют, о том, что часть ребят продвинулась по пути взросления, освоив еще шире окружающее пространство.
Самоуправление проявляется в работе советов дела по организации мероприятий. Данная форма развития самостоятельности и инициативы позволяет создать условия для участия в деятельности для всех ребят. У детей появляется возможность выбрать форму и степень участия в событии. Детям совет дела дает поддержку товарищей в выполнении своей части работы. Педагогу создает условия для осуществления индивидуальной и групповой поддержки обучающихся по преодолению трудностей взросления.
Советы дела формируются по желанию детей, поэтому отличаются по самостоятельности ведения дела, инициативности, способности распределить задания и организовать их исполнение. Наиболее социально активные группы включаются в работу чаще, их движение в зоне ближайшего развития заметнее, чем у других. В этом году осуществлена попытка изменить способ формирования советов дела, но говорить о результате в настоящий момент не приходится.
На коллективных подведениях итогов стали складываться правила нашего общения.
Смысл психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе взросления вижу в оказании помощи в преодолении трудной жизненной ситуации. Трудную жизненную ситуацию понимаю как возникновение у детей трудностей в процессе обучения (сложность восприятия материала, несоответствие между собственной оценкой знаний и оценкой учителя, неумение рационально распределить время и т.п.) и общения (построение взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в освоении взрослости осуществляется в следующих формах:
Индивидуально. После изучения уровня воспитанности обучающихся по методике П.Н. Третьякова проводились беседы с ребятами по результатам ответов самих детей, учителей и родителей с целью определения причин и поиска путей преодоления трудностей. Работа проводилась так же и в группах обучающихся.
В процессе реализации социально-значимых проектов. Главной задачей считаю предоставление обучающимся возможности принятия участия в различных видах деятельности, осуществить социальные практики. В процессе взаимодействия решались возникшие трудности, давались советы и мною и детьми, находились решения. Социально-значимая деятельность – идеальное поле для наблюдения за детьми, выявления их трудностей (трудностей взросления) и оказания опосредованной помощи. Я, как классный руководитель, выступаю посредником между ребенком и переживаемой им трудной жизненной ситуацией. В работе часто обращаюсь к педагогу-психологу, ознакомления с результатами диагностики и определения круга задач, которые необходимо решать. По согласованию с родителями педагог-психолог оказывает помощь некоторым обучающимся. Родители имеют возможность получить консультацию в любое время.
Родительские собрания. Родители часто тоже находятся в трудной жизненной ситуации, когда не знают, как поступить. С переходом детей в 8 класс родители ощутили изменения, произошедшие с детьми. На родительские собрания я приглашаю педагога-психолога нашей школы. С ее помощью было проведено собрание «Возрастные особенности восьмиклассников». В настоящее время готовится родительское собрание «Правила общения со старшими подростками»

На момент анализа эффективности воспитательной деятельности можно определить положительные результаты нашего взаимодействия :
Сложившаяся система взаимодействия позволяет решать воспитательные задачи в объеме поставленной цели.
Учащиеся выбирают нравственные формы самовыражения в социально-неопределенных ситуациях. Ни один обучающийся не стоит на ВШУ.
Положительная динамика развития классного коллектива. Приобретение нашими событиями социальной значимости дало мощный импульс в развитии коллектива класса. (Приложение №3)
Уровень сформированности коммуникативных навыков у большинства детей средний. Сохраняется количество ребят с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. Причины данного показателя нам известны и согласованы с родителями. (Приложение № 4)
Активность обучающихся, интерес к предмету деятельности и деятельности как таковой, рост числа участников события (Приложение № 5). Творческий потенциал класса развивается. Пригодились навыки, полученные во время занятий в театральном кружке, многие дети играют на музыкальных инструментах.
Эмоциональность и содержательность событий мотивировали к дальнейшей деятельности. Появились свои фотографы, ди-джеи, ви-джеи, гитарист и поэт.
Результаты изучения уровня социализированности учащихся позволяет говорить о высоком уровне социальной активности и приверженности к гуманистическим идеалам у 40% обучающихся (Приложение № 6 ).
В процессе реализации проектов развивалось умение взаимодействовать в группе, сократилось количество конфликтов, стала проявляться инициатива.
Поддержка родителей во всех классных начинаниях. Удовлетворительность родителей деятельностью образовательного учреждения (в вопросах зависящих от классного руководителя) стабильно высокая. (Приложение № 7)
Проблемы, с которыми я столкнулась в процессе работы:
Увеличилось количество детей, имеющих тройки по результатам аттестации за 1 четверть 8 класса. Качественная успеваемость составила всего 31%
В классе остаются дети с низким уровнем социальной адаптации, дети, с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, дети, которые требуют особого внимания по включению в деятельность и построению ситуации преодоления.
В 8 классе дети стали более критично относиться к выбору форм работы. Это привело к необходимости более тщательного отбора содержания и поиску форм работы, более соответствующих возрастным особенностям детей.
Количество детей, переживающих трудную жизненную ситуацию, сокращается медленно, на смену пережитым трудностям, решенным проблемам приходят новые.
Пока не приходится в достаточной мере опираться на самостоятельность детей. По-прежнему приходилось держать руку на пульсе, интересуясь, как выполняются поручения, с какими трудностями столкнулись дети, что не получается. Руководство процессом должно осуществляться постоянно.
Задачами ближайшего времени должны стать:
Акцентировать внимание преодолении трудностей в учебной деятельности (планирование желаемого результата, определение путей достижения)
Организовать встречу с представителем высокоинтеллектуальной профессии с целью мотивации к обучению (Клуб успешных людей)
Приложение № 1
Критерии эффективности воспитательной работы
Критерии Показатели Методики
Коммуникативная зрелость Способность и готовность выстраиванию отношений с людьми различных возрастных и профессиональных групп Метод статистического анализа;
Метод наблюдения;
Социометрический метод (Дж. Морено)
Владение навыками конструктивного общения Реестр участия в коллективном творчестве;
Реестр личностных достижений
Положительная динамика удовлетворенности школьным сообществом «Какой у нас коллектив?» А.Н. Лутошкин
Интеллектуальная зрелость Возникновение новых потребностей в интеллектуальной сфере жизни Результаты промежуточной и итоговой аттестации;
Анализ творческих работ учащихся;
Реестр участия в интеллектуальных конкурсах;
Реестр достижений учащихся;
Умение самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе познания
Социальная зрелость Выбор нравственных форм самовыражения в социально-неопределенных ситуациях Динамика количества учащихся, состоящих на учете (СОП, ВШУ, ТЖС);
Метод ранжирования;
Метод наблюдения;
Уровень воспитанности (методика П.Н. Третьякова)
Социальная активность
Реестр участия в социально-значимой деятельности;
Уровень социализированности личности учащегося
методика М.И. Рожкова)
Положительная динамика удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова);
Приложение №2
Часы общения
Часы здоровья
Часы развития
Тематические классные часы
Часы безопасности

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, профилактика употребления ПАВ
Развитие навыков безопасного поведения
Формирование ценностного отношения к истории города и Родины

Предупреждение суицидального поведения подростков

Программа изучения ПДД;
Программа «Школа без опасности»
Великие
даты
России
5-7 класс –
Программа «Социальная практика»

5-7 классы
«Навыки жизни» автор Соловов А.В.

8-9 классы Программа «Мой выбор»
8-9 классы
Программа
«Ценности жизни» Автор Зинова Е.Ю.

Приложение № 3
«Какой у нас коллектив?»
(методика А.Н. Лутошкина)
6 класс 7 класс 8 класс
Песчаная россыпь 3 2 1
Мягкая глина 6 5 2
Мерцающий маяк 16 17 20
Алый парус 4 5 6
Горящий факел 0 0 0
Приложение №4
 Уровень сформированности коммуникативных навыков
(методика «Cоциометрия» Дж. Морено)
6 класс 7 класс 8 класс
Высокий уровень «звезды» 9 7 5
Средний уровень
«предпочитаемые» 18 18 20
Низкий уровень
«пренебрегаемые» 2 2 2
Приложение № 5
Реестр участников проекта
(метод статистического анализа)
Твой олимпийский учебник
6 класс Дорогою добра
7 класс Профессиональные пробы
8 класс
Организаторы 6 9 10
Участники 20 18 16
Зрители 3 4 1
Приложение № 6
Уровень социализированности личности
( методика М.И. Рожкова)
Высокий уровень
(Больше 3) Средний уровень
(От 2 до 3)
Низкий
уровень
(Менее 2)
Социальная адаптированность 2 15 6
Автономность 6
12 8
Социальная активность 12
8 2
Приверженность гуманистическим идеям 12 9 1
Приложение № 7
Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения
(методика Е.Н. Степанова);
Вопрос Оценка
1 Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным 3.4
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно 3.4
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 3.2
4 . Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка 3.3
5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель 3.8
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка 2.8
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями 3.0
8 Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 2.9
9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку 3.2
10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок 2.0
11 Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания 2.8
12 В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 3.0
13 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка 3.0
14 Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 2.8
15 Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 2.9