Конспект открытого урока музыки. Составила: Чернега Ангелина Владимировна учитель музыки МКОУ «СОШ № 1 ст. Преградная», Карачаево — Черкесской Республики.Тема урока: «О музыке и музыкантах» в 4 классе.


Конспект открытого урока музыки.
Составила: Чернега Ангелина Владимировна учитель музыки МКОУ «СОШ № 1 ст. Преградная», Карачаево - Черкесской Республики.
Урок музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Тема урока: «О музыке и музыкантах».
Цель урока: знакомство с композиторами – музыкантами Карачаево -Черкесской Республики, их стилем, особенностями музыкального языка.
Тип урока: комбинированный, углубление и расширение темы.
Задачи:
Образовательные:
формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
формировать познавательный интерес к симфоническим произведениям, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
развитие обще-эстетического кругозора;
расширение кругозора по истории музыкальной культуры народов Кавказа.
Воспитательные:
воспитывать любовь к малой Родине, к народным традициям, земле на которой родился и вырос - через произведения композиторов КЧР и собственный чувственный мир;
обогащение внутреннего мира ученика, образно - эмоционального восприятия окружающего мира через пение и слушание музыки.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
- словестный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (прослушивание записей и воспроизведение услышанного);
- практический (задания).
Оборудование урока: компьютер, телевизор, музыкальный центр, символика КЧР, портреты выдающихся деятелей культуры.
Сценарий урока.
1.Организационный момент.
Вход класса под песню «Это Кавказ» музыка и слова Шамхана Далдаева.
Музыкальное приветствие учителя и учеников. («Пора начать урок» Е. Полянова).
Разрешаю тихо сесть.Тсссс, секреты мира здесь.Прозвенел уже ... (звонок),Начинается ... (урок) –Интересная наукаО чудесном мире звуков.К нотам тянется рука,Ведь урок наш – ... (музыка!)
Ребята тема нашего сегодняшнего урока «О музыке и музыкантах», я позна-комлю вас с Музой музыки и творчеством композитора Аслана Алиевича Даурова заслуженным деятелем искусства РФ и Абхазии.
Эпиграфом нашего урока, будут золотые слова о музыке писателя и искусствоведа Анатолия Васильевича Луначарского
«Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей».
2. Постановка темы урока.  
3. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Ребята тема нашего сегодняшнего урока «О музыке и музыкантах!», мы будем говорить и знакомиться с великим композитором Карачаево – Черкессии с Асланом Алиевичем Дауровым и узнаем значение самого прекрасного слова «музыка».
- Что такое музыка? 
3175-508000Слово «музыка» к нам пришло из древней Греции, где в греческих мифах и легендах живут 9 муз, 9 покровительниц наук и искусств. Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка - это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература - при помощи слова, а музыка - с помощью звуков.
Музыка - частица нашей души. Она выражает чувства радости и грусти, печали и веселья, музыка - это произведение искусства создаваемое человеком, т. е. композитором. Чарующие звуки музыки вершат чудеса: изменяют настроение, властвуют над нашими эмоциями и преобразуют душу.
Музыка - поэзия воздуха.
Ж. П. Рихтер.
317520256500Сегодня наш урок посвящается великому композитору сыну черкесского народа Аслану Алиевичу Даурову. Он родился 24 июля 1940 года в ауле Хабез Карачаево - Черкесии. С ранних лет Аслан окунулся в мир адыгских преданий, сказаний о нартах. Познавал национальные обряды адыгов, видел национальные пляски и замечательную джигитовку во время свадеб, общаясь с народными певцами и музыкантами он впитывал в себя весь колорит национальной культуры, который в последствии отразился на музыкальном творчестве композитора.
А. Дауров учился в Ставропольском музыкальном училище по классу трубы, а затем перешел в класс хорового дирижирования. В годы учёбы Аслан, наряду с хоровым дирижированием, пробует свои силы в области сочинительства. Песни начинающего композитора записываются на радио и сразу же впечатляют искушённых слушателей своим мелодическим звучанием, динамичностью и экспрессивностью музыки.
Целый ряд народных жемчужин взяты композитором за основу своих произведений.
Учась в музыкальном училище он создаёт студенческий национальный ансамбль, для которого создаёт свой песенный репертуар внося в него дуновение, красоту и величие Кавказа, в его национальный и многоликий музыкальный язык.
Свои первые сочинения на черкесские темы для духового оркестра, фантазия об Эльбрусе и другие произведения, ещё раз подтверждают о выдающемся
таланте юного композитора.
3175444500 Слушание «Фантазия об Эльбрусе на темы песен Карачаево - Черкесии».
В 1970 году Аслан Алиевич окончил Московскую государственную консерваторию и при ней же аспирантуру по классу композиции.  Ему довелось обучаться вместе с известными на сегодняшний день композиторами. К. Волковым, О. Галаховым, В. Калистратовым, Ш. Чалаевым, Г. Гладковым, М. Дунаевским, А. Рыбниковым.
Аслан Дауров занимался у блестящих педагогов-музыкантов, композиторов Н. П. Ракова, В. Г. Агафонникова, Ю. Н. Холопова и других. Он обладал даром создавать музыку, воспроизводить гармонию музыкального колорита, музыка жила в нём самом одухотворяя его душу и сердце. В период учёбы в консерватории им были написаны вокальные и инструментальные сочинения, также с особой любовью занимался изучением, собиранием и обработкой народных песен. Аслан Дауров ещё до окончания консерватории был принят в члены Союза композиторов.
После окончания аспирантуры, молодой, талантливый композитор в 1973 году становится директором Музыкального училища.
(Ребята, мне очень повезло, в годы когда я училась в музыкальном училище, нам студентам выпала честь заниматься у этого замечательного педагога и композитора, присутствовать на его симфонических концертах. Я имела счастье общаться с великим Маэстро и гением музыкального искусства, который стал для нас, тем светлым образом, направляющим на благородные деяния и постижения великих истин). 1990 году А. А. Даурову присуждена Государственная премия Российской Федерации. Он является создателем Гимна Карачаево - Черкесской Республики, а также Гимна Международной Черкесской Ассоциации.
31756858000Текст гимна «Древней родиной горжусь я!» принадлежит перу поэта Юсуфа Созарукова. Гимн является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа Карачаево-Черкесии.
3175-317500 Древней Родиной горжусь я!
Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!
Эти степи, эти горы
Мне - и корни и опора,
Карачаево-Черкесия моя!
Благодарен я Отчизне
За все годы своей жизни
Среди братских языков, родимых лиц,
Ты дана самой природой,
Колыбель моих народов,
Городов моих, аулов и станиц!
Ты - жемчужина России!
Пусть под мирным небом синим
Будет доброю всегда судьба твоя!
И живи в веках, родная,
Зла и горечи не зная, Карачаево-Черкесия моя!
Карачаево-Черкесия моя!
Ведущее место в творчестве А. А. Даурова занимает тема Кабардино-Балкарии.За большой вклад в многонациональную музыкальную культуру Аслану Даурову присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Народной артист КБР», «Заслуженный деятель искусств Абхазии». Он продолжал творить до последних дней своей жизни. Для любого народа – сила его заключается в культурном наследии. Мастера и создатели - это люди способные творить возвышенное и неземное. Оставив, нам потомкам наследие в песнях, звуках и словах свои душевные порывы и память о пережитом времени. Аслан Алиевич Дауров, самобытный композитор, который очень рано ушел из жизни, но успел оставить богатейшее творческое наследие, шедевры музыкального искусства и добрые воспоминания о себе.
Творцы прекрасного, навсегда остаются в наших душах достоянием и мерилом общенародной признательности и уважения!!!
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АСЛАНА АЛИЕВИЧА ДАУРОВА.
Симфония № 1. 1976 г.
«Горская рапсодия» для фортепиано, с оркестром. 1979 г.
«Черкесская рапсодия» для фортепиано с оркестром. 1980 г.
Кабардинский детский концерт для фортепиано с оркестром. 1978 г.
Чечено-ингушские эскизы для виолончели с оркестром. 1984 г.
«Адыгейская праздничная увертюра». 1986 г.
Концертная лезгинка «Исламей». 1976 г.
«Горские симфонические танцы». 1983 г.
Симфоническая картина «Горы и люди». 1996 г.
Кантатно - ораториалъные жанры
«Карачаево - Черкесия моя», кантата. 1967 г. «Аульные песни», кантата. 1989 г. и др.


4. Слушание и музыкальное наблюдение - «Горы и люди - симфоническая картина» А. Даурова  по произведениям Кайсына Кулиева.
В симфонических картинах звучит национальная основа музыки, яркость стиля, демократизм музыкального языка опирающегося на народную музыку, эмоциональность и экспрессия, красота мелодии и гармонии, образность и в то же время тонкая глубина чувств, где происходит слияние души человека с природой. Такие эмоции передали нам композитор и поэт, воссоздавшие в музыке и словах величие Кавказа.
Аслан Алиевич был творчески связан с Кайсыном Кулиевым. На его слова композитором написано много замечательных песен, К. Кулиев назвал А. Даурова «выдающимся горским композитором».
3175-317500Кайсын Кулиев балкарский поэт. Он родился и вырос в высокогорном ауле Верхний Чегем Кабардино - Балкарской АССР в простой семье скотовода и охотника. 
В его поэзии много света и тепла, в ней отождествляется  мужество, честь и достоинство, терпимость и великодушие, любовь к родной земле и ко всем живущим на этой земле. Произведения Кулиева были переведены на русский, осетинский, казахский и многие другие языки народов мира. Кайсын Кулиев впитал в себя культуру Востока, традиции русской и мировой классики.

Он завораживает нас, Где мощь вершин и стонут реки. Я полюбил тебя, Кавказ, Всем сердцем и судьбой навеки.
(В. Л. Белиловский).
Ребята, сегодня мы познакомились с творчеством гениального композитора, музыканта, музыковеда и общественного деятеля Аслана Алиевича Даурова, сыном гордого и великого Кавказа, оставившего после себя большой вклад в развитие музыкальной культуры республики.
«Жизнь его была так стремительна, как ураган, и пылала она так же ярко, как факел Прометея» пишет о нём драматург и поэт Ю. Х. Шидов.
Аслан Алиевич один из первых профессиональных композиторов, заложив -ших фундамент музыкальной культуры в Карачаево - Черкесии.
1. Какие музыкальные произведения по жанру писал композитор А. А. Дауров? (симфонии, инструментальные концерты, вокально – хоровые произведения и песни).
2. Почему он получил звание «Народного артиста?» (Потому что получил всенародную любовь и признание к своему творчеству).
В честь памяти и дани уважения за большой вклад популяризации музыкального наследия был воздвигнут монумент черкесскому композитору Аслану Алиевичу Даурову, рядом с поприщем, где рождались его музыкальные шедевры (Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств имени Аслана Алиевича Даурова). 

«Оборванные струны сердца…».


5. Создание проблемной ситуации. Дискуссия.
- Что же такое симфонический оркестр? (это большой коллектив музыкантов, который специализируются на игре симфонической музыки).
- Какие средства выразительности использовались при исполнении симфонических картин (мелодия, тембр, темп, ритм, динамика, тутти).
- Какие группы симфонического оркестра усиливают кульминацию?
(звучание всего оркестра – тутти).
В процессе дискуссии важно прийти к пониманию многообразия выразительных возможностей оркестровой музыки и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Состав симфонического оркестра:
1.Струнные смычковые.2. Арфа (как дополнительный инструмент).3. Духовые (деревянные, медные).4. Ударные.
Звуки все наперебой,  Но не хаос здесь, не сбой,  Здесь звучит произведенье —  Оркестровое творенье.
6. Игра «Третий лишний».
Ребята, вы любите играть? (Да). Вот мы и посмотрим кто же из вас самый смышлённый, умный и догадливый.
Учитель объясняет правила игры: вам предстоит найти на карточках лишний музыкальный инструмент в соответствии их состава.
1. Струнные смычковые:Скрипка – Виолончель – Балалайка.
2. Духовые (деревянные, медные):
Валторна – Кларнет – Литавры.
3. Ударные:
Ксилофон – Тарелки – Скрипка.
Вы достойно справились с заданием и теперь, я уверена, что вы усвоили и закрепили свои знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
7. Актуализация знаний:
Ребята, мы с вами учили народные карачаевские песни, сегодня мы с вами продолжим занятие музыкальными разминками, перед пением гимна нашей малой Родины Карачаево - Черкесии «Древней Родиной горжусь я!» Разогревать голос очень важно для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. 
8. Распевка - "Ми-мэ-ма-мо-му.
Вести звук к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
9. Разучивание и пение гимна КЧР.
Послушайте песню которую мы с вами будем разучивать. Это гимн Карачаево - Черкесской Республики «Древней Родиной горжусь я!» музыка А. Даурова слова Юсуфа Созарукова.
1.Вступительное слово учителя: название песни, кто ее сочинил и кратко сообщить о её содержании, выделить наиболее важные её особенности.
2.Показ песни педагогом: аккомпанемент играть на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок при игре и пении, остановок, незнания слов. Текст должен быть выучен и исполнен эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя.
Показ песни исполняется полнозвучно, эмоционально, с четкой дикцией, выразительной мимикой, разучивание постепенного постижения значения всех выразительных средств создания музыкального образа.
3.Обсуждение песни с детьми: предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально - смыслового содержания песни, использование наглядности, учащиеся высказываются о своих впечатлениях, о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов (направлении), о динамических оттенках и темпах. 
4. Анализ поэтического текста песни: поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продумано учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочесть текст. Учащиеся должны читать текст песни негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова.
5. Разучивание гимна (репетиционный план): разучивание первого куплета и припева, разучивание всей песни, закрепление, художественное исполнение.
При разучивании применять метод пения "по цепочке", когда дети передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе.
Задача при разучивание гимна: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.
Антракт.
Музыкальная физминутка.

Эй! Лежебоки! Ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!
Хорошенько потянулись. Наконец-то вы проснулись!
Начинаем. Все готовы? Отвечаем!
- Все готовы!
Начинаем. Все здоровы? Я не слышу!
- Все здоровы!
Становитесь по порядку на веселую зарядку.
Приготовились, начнем и все вместе подпоем.
Завершая сегодняшний урок по теме: «О музыке и музыкантах», очень хотелось бы, чтобы вы поняли, что музыка открывает нам дверь в мир звуков, гармонии и красоты, а композитор передаёт многообразие тонких оттенков человеческих чувств и настроений, от бурных эмоций, до нежного полёта души.
317523876000
У старика спросил поэт:  – Что музыка такое, дед?  – Воспоминание она.  В ней юность давняя слышна.  Был задан девочке вопрос,  Она ответила всерьез:  – Похожа музыка на луч,  Окно пробивший из-за туч.  А юноша ответил так:  – Без музыки нельзя никак.  Душа без музыки грустит,  В простор волшебный не летит.  А девушка, пожав плечом,  Сказала: «Музыка – наш дом,  В ней – все родное, все свое.  Во всем дыхание ее».  – Вы правы все, – сказал поэт,  Прекрасен каждый ваш ответ.  Одно хочу я повторить –  Нас учит музыка любить. 
Рефлексия.
- Ребята, с каким композитором Карачаево - Черкесии мы познакомились сегодня на уроке?
Ответы учащихся.
- В каком направлении музыкального жанра работал композитор?
Ответы учащихся.
- О каких чувствах может нам поведать музыка?
Ответы учащихся.
Наш урок подошёл к концу. Я хочу поблагодарить вас за активную и творческую работу. Сегодня все получают пятёрки, потому, что вы все с интересом принимали участие в обсуждениях темы урока, были внимательны и старательны.

Под песню «Кавказ» музыка и слова Фатимы Эркеновой учащиеся выходят из класса.
Используемая литература:
1.Информация » Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии » Аслан Дауров.
http://www.musicstime.ru/mudivs-776-1.html2.Статья «Основные социокультурные факторы становления и развития профессионального хорового творчества композиторов Кабардино - Балкарии и Карачаево - Черкесии».
Современные проблемы науки и образования - 2013 - №2.
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=90013.Мемуары о жизни и творчестве: Аслан Дауров" Оборванные струны сердца", авторы: журналист Д. Дауров и драматург Юрий Шидаков.
4. Доклад «Творческая биография Кайсына Кулиева».
http://pandia.ru/text/77/441/80971.php