Система подготовки к Общему Государственному экзамену в новой форме


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сосновоборская средняя школа
Проект
«Система подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену по физике в новой форме»
Выполнила:
учитель физики МКОУ Сосновоборская СШ
Лапшова С.Н.
Введение
Актуальность темы проекта.
Вопрос о целесообразности проведения Общего Государственного экзамена в новой форме стоит давно. Все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, преподаватели ВУЗов, руководители органов образования, родители – высказывают свои доводы «за» и «против». Но, ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что ОГЭ, как форма организации аттестации и контроля знаний учащихся заняла прочные позиции.
Очевидными положительными сторонами Общего Государственного экзамена являются:
единые требования для учащихся всей страны при проведении экзаменов;
отсутствие субъективизма;
независимость итоговой оценки от мнения преподавателя и образовательного учреждения;
точность в оценивании учащихся;
высокая степень защищенности от постороннего вмешательства и фальсификации результатов.
Вместе с тем, данная технология аттестации выпускников общеобразовательных учреждений выявила ряд проблем:
отсутствие опыта у выпускников общеобразовательных учреждений в использовании данной технологии;
завышенная самооценка уровня учебных достижений у тестируемых и ложное представление о своих возможностях;
сложность работы в одном режиме учащихся с различными типами нервной деятельности и темпераментом;
не соответствие форм и методов оценки качества знаний на уровне основного среднего образования (устный ответ, контрольная работа, экспериментальное исследование) и аттестации и контроля знаний в форме ОГЭ.
На сегодняшний день не существует педагогически обоснованной системы подготовки к итоговой аттестации в новой форме. В последние годы появилось достаточно большое количество новых учебников и сборников для подготовки к аттестации. Однако учителя оказались в ситуации, когда отсутствует методическая база и образовательная структура, организованная на принципе дифференцированного подхода к учащимся для подготовки к аттестации. При развитии личностной позиции учащегося и повышения значимости его замыслов в процессе подготовки к итоговой аттестации недостаточно анализируется его субъективная позиция.
Слабо изученными остаются такие вопросы, как:
теоретические основы формирования готовности учащихся к итоговой аттестации;
содержание, формы и методы подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации;
педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации.
Таким образом, существующая система подготовки выпускников основной общеобразовательной школы к Общему Государственному экзамену в новой форме сталкивается с необходимостью разрешения противоречий:
признание необходимости подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и недостаточная разработанность теоретического обоснования и научно-методического обеспечения такой подготовки;
потребности и стремления учащихся участвовать в итоговой аттестации и уровень владения ими необходимыми знаниями и умениями;
кардинально изменившимися ценностными ориентациями общества в целом и достаточно консервативными ценностными ориентациями в образовательной сфере (в частности, в подготовке к итоговой аттестации).
Необходимость решения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования и предполагает следующую формулировку темы педагогического проекта: «Система подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену по физике в новой форме».
Цель педагогического проекта:
научное обоснование, разработка и экспериментальная апробация системы подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену по физике в новой форме.

Объект исследования:
образовательный процесс учащихся основной общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
подготовка по физике учащихся основной общеобразовательной школы к Общему Государственному экзамену по физике в новой форме.
Гипотеза исследования
заключается в том, что высокий уровень подготовки учащихся основной общеобразовательной школы к Общему Государственному экзамену по физике может быть обеспечен при выполнении следующего комплекса педагогических условий:
инициировании субъективной позиции личности ученика в процессе подготовки к итоговой аттестации;
обеспечении понимания ключевых учебных ситуаций при решении задач при организации учебно-познавательной деятельности;
структурирование учебного материала на основе диагностики и мониторинга учебных достижений каждого учащегося.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие
задачи педагогического проекта:
определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике школьного образования;
5829300872998000разработать модель процесса подготовки учащихся Общему Государственному экзамену аттестации по физике.
выявить оптимальные организационно-педагогические условия для подготовки к итоговому тестированию по физике;
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы подготовки учащихся к итоговому тестированию по физике;
разработать методические рекомендации по повышению эффективности подготовки выпускников к Общему Государственному экзамену по физике.
Участники педагогического проекта:
учащиеся 7- 9 классов МКОУ Сосновоборской СШ;
учителя естественно-математических наук;
администрация МКОУ Сосновоборской СШ;
родители учащихся.
Глава 1. Теоретическая часть
Система работы по подготовке к итоговой аттестации
Перед каждым учителем стоит вопрос, как организовать работу по подготовке к ОГЭ так, чтобы учащиеся показали хорошие знания.
Начинать подготовку к итоговой аттестации в 9 классе поздно. Поэтому вся работа учителя, начиная с 7 класса, должна быть направлена на развитие личностных качеств учащихся, обеспечивающих его развитие и саморазвитие. Организация различных форм и методов образовательной деятельности, направленных на развитие познавательных и коммуникативных потребностей и способностей учащихся, позволит сформировать личность с глубокой внутренней мотивацией и четко сформированными целями и направлениями дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
Параллельно с процессом обучения в 7-9 классах идет подготовка учащихся к итоговой аттестации. Очевидно, без качественных знаний пройти аттестацию невозможно. Как подготовиться к итоговой аттестации, а в дальнейшем и к ЕГЭ? Вопрос только на первый взгляд прост, а ответ лежит на поверхности. Причем, именно первый шаг может оказаться ошибочным. Ведь многие учащиеся стараются запастись как можно большим количеством готовых тестов, и решают их день и ночь. Увы, но результат оказывается не всегда успешным.
Главная ошибка такого пути – в поверхностном подходе. Ведь если повезет, тест можно сдать и наугад – выбирается любой понравившийся ответ из предложенных и 10 – 15 процентов того, что ответ будет угадан. Но если ученик рассчитывает на лучший результат, готовиться к итоговой аттестации нужно в системе. При прохождении ОГЭ наибольшие трудности учащиеся испытывают при решении задач, т. е. когда требуется применить знания (см. Приложение 2). Эти трудности представляются ребятам настолько большими, что многие из них отказываются даже от попыток решать задачи. Отказ от решения задач ещё как-то «проходил» во времена устных экзаменов по физике: непонятые, но заученные назубок формулировки физических законов обеспечивали положительную оценку. Но теперь проверяют именно умение применять полученные знания, а не декларировать их.
Особенно большое внимание деятельностному подходу уделяется в Го-сударственном образовательном стандарте второго поколения.
Процесс подготовки начинается с введения на уроках физики, начиная с 7 класса, понимания учащимися физических задач, а не механического запоминания формул и в дальнейшем их стандартного применения. Также учитель обязательно должен проанализировать систему построения тестов, принципы их оценки. (см. Приложение 1). На этом же этапе проводится анализ результатов итоговой аттестации прошлых лет и диагностика затруднений при выполнении тестов, разрабатывается система обобщение и систематизации учебного материала по всему курсу физики, разрабатываются тренировочные тесты.
В данной работе рассказывается об одной из эффективных методик обу-чения решению задач с помощью определения ключевых учебных ситуаций и демонстрируется её применение на примерах из различных разделов школьного курса физики основной школы (см. Приложение 3; Приложение 4) Рассматриваются не только расчётные и качественные задачи, но и экспериментальные. Во-первых, такие задачи включаются в ОГЭ при проведении аттестации школьников. Во-вторых, задания, включающие анализ опытных данных по рисункам и фотографиям, есть и в ЕГЭ. И, наконец, уже начался эксперимент, предусматривающий экспериментальные задания, выполнение которых станет допуском к сдаче ЕГЭ и будет учитываться вместе с результатами ЕГЭ.
Одна из главных особенностей предлагаемой методики состоит в том, что к постановке задач привлекаются сами учащиеся. Тогда постановка и решение задач становятся творческим процессом, интересным и доступным для большинства учеников.
Работа по подготовке к итоговой аттестации в новой форме начинается с объяснения учащимся принципов построения тестов, системы оценки тестового задания, правил заполнения бланков. Также важно познакомить учащихся с планом работы по подготовке к итоговой аттестации, чтобы каждый ученик четко представлял себе систему работы, цели, задачи и виды деятельности на различных этапах подготовки.
Система работы по подготовке к итоговой аттестации состоит из трех этапов:
Подготовительный этап:
Ознакомление учащихся со справочной и учебной литературой по подготовке к Общему Государственному экзамену с рекомендациями по ее использованию.
Работа с родителями учащихся по определению критериев эффективности успешной сдачи итоговой аттестации по физике.
Работа с учащимися по определению потенциальных возможностей успешной сдачи итоговой аттестации по физике.
Реализационный этап:
Решение задач с привлечением учащихся к постановке задач, с использованием ключевых ситуаций (КлУС) (см. Приложение 5).
Работа с тематическими тестами.
Углубление и дифференциация знаний по физике с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Компьютерная диагностика уровня усвоения материала.
Участие в репетиционном и диагностическом тестировании.
Коррекция затруднений и пробелов знаний учащихся.
Заключительный этап:
Изучение результатов тестирования.
Внесение корректив в систему подготовки.
Немало важную роль в системе подготовки к ОГЭ играет правильная организация самоподготовки. Поэтому должна проводиться консультационно-разъяснительная работа с родителями, задача которых поддержать своих детей и правильно организовать работу по подготовке к итоговой аттестации в домашних условиях (см. Приложение 7).
Глава 2. Практическая часть
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта Сроки реализации Основные виды деятельности на этих этапах
I этап – аналитический:
изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в психолого-педагогической литературе, в практике работы школы январь-март
2016 г. формулировка исходных позиций исследования, разработка понятийного аппарата, формулировка рабочей гипотезы;
разработка
диагностического аппарата исследования;
первичный сбор и анализ материала.
II этап – деятельностно-практический (проектный):
разработка теоретической модели процесса подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену в новой форме по физике апрель-июнь
2016 г. определение педагогических условий повышения эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике;
разработка методики реализации системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике на основе определения ключевых ситуаций при решении задач.
III этап – деятельностно-практический (внедренческий): экспериментальная проверка эффективности системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике сентябрь 2016г. –
май 2017г. апробация системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике (учащиеся 7-9 классов МКОУ Сосновоборской СШ);
коррекция апробированных проектных материалов на основе промежуточной диагностики
IV этап – деятельностно-практический (итогово-обобщающий): определение эффективности разработанной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике на основании разработанных критериев август – сентябрь 2017г. диагностика уровня подготовки к итоговой аттестации по физике на основе анализа результатов тестирования 2017 г. и психолого-педагогического тестирования;
опросы учителей и родителей;
издание методических рекомендаций по повышению эффективности подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену в новой форме по физике
Внедрение в образовательный процесс системы по подготовке учащихся к Общему Государственному экзамену в новой форме по физике позволит
ученику:
максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося;
получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
приобрести навыки самообразования.
учителю:
овладеть методами педагогической диагностики эффективности изучения предмета;
овладеть приемами организации познавательной деятельности учащихся, исходя из индивидуальных особенностей;
овладеть методами анализа и коррекции учебной деятельности при подготовке к Государственной итоговой аттестации по физике.
Главным результатом станет создание системы подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по физике на основе определения ключевых ситуаций при решении задач.
Критерии оценки и показатели качества реализации проекта:
уровень творческого самовыражения в научно-исследовательской работе участников проекта;
уровень профессионально-педагогической культуры учителя;
результативность образовательного процесса по следующим направлениям: обученность учащихся, удовлетворенность учащихся и учителя ходом и результатами обучения, развитие личностных качеств;
уровень применения учащимися методов учебно-познавательной деятельности;
способность оценивать события, высказывания, осмысливать ситуацию, предвидеть последствия собственной деятельности;
способность видеть новые свойства в уже изученных явлениях с помощью межпредметных способов исследования;
реализация интересов и желаний родителей в выборе содержания учебно-воспитательного процесса.
План работы по реализации педагогического проекта
«Система подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену по физике»
Содержание работы информационно-методическое обеспечение контроль и мониторинг анализ и
коррекция
с учащимися с учителями с родителями Аналитический этап (январь – март 2016г.)
Профориентацион
ная работа с учащимися 9-х классов.
Анализ качества знаний учащихся 9-х классов на основе диагностического тестирования по физике.
Систематизация справочной и учебной литературы по подготовке к итоговой аттестации. Заседание ШМО естественно-математических наук по методическому обеспечению проекта.
Создание единого физико-математического пространства для подготовки к итоговой аттестации по физике и математике. Психологическая подготовка и разъяснительная работа с родителями через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций и анкетирования.
Родительское собрание с родителями учащихся 9-х классов «Подросток в мире профессий». Обобщение работы ШМО естественно-математических наук по организации системы подготовки к итоговой аттестации.
Создание комплексной программы психолого-педагогической диагностики эффективности работы по подготовке к аттестации. Консилиум по результатам психолого-педагогической диагностики учащихся 9-х классов и родителей по вопросам профессиональных намерений. Составление прогноза изучения физики на основе контроля качества знаний и результатов социологических исследований.
Определение критериев эффективности успешной сдачи итоговой аттестации по физике.
Проектный этап (апрель – июнь 2016г.)
Отслеживание промежуточных результатов учебной деятельности по физике.
Разработка индивидуальных маршрутов изучения физики учащимися с учетом индивидуальных способностей учащихся. Определение педагогических условий повышения эффективности работы по подготовке к итоговой аттестации по физике.
Разработка форм систематизации и обобщения теоретического материала по физике.
Отработка навыков определения ключевых ситуаций при решении задач по физике. Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей через систему индивидуальных консультаций для профопределения учащихся 9-х классов. Разработка методики реализации системы подготовки к итоговой аттестации по физике на основе решения задач с помощью КлУС. Экспериментальная проверка качества изученного материала по физике.
Выявление затруднений и ошибок учащихся, возникающих при решении задач по физике.
Коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся. Анализ результатов эффективности работы по проекту и эффективности системы работы по подготовке ОГЭ по физике в новой форме.
Внедренческий этап (сентябрь 2016г – май 2017г.)
Работа с тематическими тестами.
Участие в репетиционном тестировании и диагностическом тестировании по физике.
Компьютерная диагностика уровня усвоения материала. Разработка заданий по углублению и дифференциации материала с учетом индивидуальных способностей учащихся. Информирование родителей о результативности деятельности каждого ученика.
Оценка степени удовлетворенности результатами подготовки к итоговой аттестации на основе психолого-педагогической диагностики. Разработка рекомендаций по организации самостоятельной работы по подготовке к итоговой аттестации, особенностям работы при выполнении теста.
Изучение материалов тестирования 2016 года и анализ затруднений и ошибок учащихся. Мониторинг результатов диагностического и репетиционного тестирования по физике.
Заполнение диагностических карт затруднений в решении задач по физике. Корректировка и внесение рекомендаций в индивидуальную программу подготовки к итоговой аттестации по физике на основе анализа результатов репетиционного и диагностического тестирования.
Итогово-обобщающий этап (август – сентябрь 2017г.)
Анализ результатов тестирования по физике. Заседание ШМО по теме «Система подготовки к итоговой аттестации», презентация опыта работы. Оценка степени удовлетворенности результатами тестирования на основе опроса родителей учащихся. Подведение итогов работы по реализации педагогического проекта «Система подготовки учащихся к Общему Государственному экзамену по физике в новой форме».
Разработка методических рекомендаций по организации системы подготовки к ОГЭ. Результативность сдачи учащимися итоговой аттестации по физике.
Выступление на методическом объединении учителей физики по обобщению опыта работы по подготовке к итоговой аттестации.
Внесение корректив в реализацию проекта и планирование работы на следующий год.
Заключение
Предполагаемые результаты заключительного этапа проекта
Выводы о реализуемом проекте:
100%-ная успеваемость по физике.
Повышение качества знаний в процессе преподавания предмета
Развитие познавательного интереса учащихся через создание проблемной ситуации (умения определять ключевые ситуации при решении задач)
Успешная сдача экзаменов.
Положительные промежуточные результаты учебной деятельности по физике.
Активность жизненной позиции школьника, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
Систематизированная подготовка учащихся к ОГЭ.
Предполагаемые результаты педагогического проекта:
Успешная сдача учащимися ОГЭ в новой форме;
Данный проект позволит сделать опыт педагога доступным, известным для многих, разнообразить формы распространения опыта;
В результате реализации проекта будет происходить развитие профессиональных компетенций педагога, ведь «Уча других, мы учимся сами» (Сенека).
Повышение качества знаний в процессе преподавания предмета.
Список литературы:
Л.Э.Генденштейн, В.А.Орлов, Г.Г. Никифоров. Как научить решать задачи по физике. (основная школа). Подготовка к ГИА. Москва. Педагогический университет. «Первое сентября», 2014.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2012.
ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2013.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2012/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская  Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2012.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 2010. – 95с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
Амбросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы решения задач: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 288с. (Серия «Абитуриент»)
Капельян С.Н., Малашонок В.А. Физика: пособие для подготовки к экзамену и централизованному тестированию: пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования. – 4-е изд., доп. - Мн.: Аверсэв, 2007. – 464с.: ил. - (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
Приложение 1
Причины, вызывающие затруднения при решении задач по физике.
Остановимся на основных причинах, по которым учащиеся испытывают затруднения при решении задач.
Учащиеся не понимают смысла физических законов.
Понимание этих законов может родиться только в осознанной деятельности по применению этих законов. Школьникам же часто предлагаются алгоритмы решения задач, которые провоцируют бездумное, автоматическое применение физических формул. Преодолеть эту принципиальную трудность можно, только неоднократно применяя законы физики в тщательно отобранных простейших ситуациях, когда смысл этих законов кристально ясен. Например, для понимания смысла второго закона Ньютона надо устно (с помощью простых рисунков) разобрать различные ситуации, «действующими лицами» которых являются сила, скорость и ускорение, и показать, что направление ускорения определяется только направлением силы.
Учащиеся не умеют выделять главное и отбрасывать второстепенное.
В школьном курсе физики рассматривают лишь очень упрощённые, идеализированные ситуации (например, движение без учёта трения или падение без учёта сопротивления воздуха). В реальной жизни проявление физических законов весьма неочевидно, а некоторые из них вроде бы даже противоречат житейскому опыту. Наглядным примером служит уже первый закон механики – закон инерции. Ученикам кажется, что простые физические законы не соответствуют сложному реальному миру. И поэтому ученики не доверяют законам физики, когда их нужно применять к решению задач, особенно когда условия задач стараются приблизить к реальной жизни (например, когда речь идёт о движении людей или автомобилей). А знакомясь с предложенным им решением задачи, полученным с применением простых физических законов, ребята не понимают, почему при решении задачи чем-то нужно пренебречь, а чем-то другим пренебрегать нельзя. У них рождается ощущение произвола, им кажется, что в физике можно «доказать, что угодно». Чтобы справиться с этой трудностью, надо с самого начала изучения физики объяснять ребятам на понятном для них языке, что мы изучаем модели физических явлений, упрощённые для того, чтобы проявление физических законов стало наглядным.
Ученики не запоминают физических формул и обозначений физических величин.
Справиться с этой трудностью ученик может, только хорошо познакомившись с физической формулой, когда входящие в неё величины станут «добрыми знакомыми», которые можно, например, измерить (это самое лучшее и надёжное знакомство). Выражаемую формулой связь между физическими величинами ребята должны осознать на устных качественных задачах. И очень важно, чтобы этот опыт школьники приобрели до решения расчётных задач. Особенно хорошо, если эта связь будет показана с помощью физической демонстрации, а ещё лучше, если она будет «открыта» на опыте, который учитель проводит перед учениками, приглашая их к сотрудничеству: они могут высказывать гипотезы и предлагать способы их опытной проверки.
Учащиеся часто не знают, с чего начать решение задачи.
Можно преодолеть указанную трудность, если приучать школьников к исследовательскому подходу. Это означает, что прежде, чем начать решать задачи по данной теме, надо изучить «ключевые ситуации», на которых основано большинство задач по этой теме. При этом проявятся взаимосвязи между физическими величинами, фигурирующими в этих ситуациях. Это и даст ключ к решению задач.
Учащиеся теряются при решении экспериментальных задач.
Теория и эксперимент в школьной физике должны составлять единое целое. Следовательно, чтобы научить ребят успешно справляться с экспериментальными заданиями, надо, во-первых, органично «вписывать» экспериментальные задания в учебный материал, по возможности начиная изложение каждой темы с опытов, причём демонстрации желательно проводить, как опыты, – с наблюдением, формулировкой гипотезы и её опытной проверкой. И лабораторные работы тоже надо ставить, как опыты, что намного интереснее для ребят и несравненно полезнее с точки зрения понимания ими физики, чем алгоритмическое следование пунктам описания.
6. Учащимся неинтересно решать задачи.
Ученикам неинтересно решать задачи. Это последняя по счёту, но первая по важности причина: ребята не хотят решать задачи по физике. А всё, что делается «через не хочу», делается трудно!
При традиционной методике обучения решению задач школьники решают только уже поставленные задачи. Решение таких задач не всегда является творческим процессом, поэтому неэффективно. Чтобы справиться с этой трудностью, необходимо изменить сам подход к обучению, придав решению задач творческий, исследовательский характер: надо учить ребят ставить задачи. Другими словами, решению задачи должна предшествовать постановка задачи, причём желательно совместно с учениками.
В школьном курсе физики тысячи задач. Однако, если посмотреть на всё множество этих задач, то нетрудно заметить, что подавляющее их большинство группируются вокруг нескольких десятков типичных учебных ситуаций. Эти ситуации называются ключевыми. Это подходящее слово, потому что «ключевой» имеет значение «основной, главный, самый важный», а также «открывающий возможности овладения, управления чем-нибудь, открывающий возможности для каких-либо действий». Оба эти значения в точности подходят к ключевым ситуациям: во-первых, опыт их изучения – это и есть главный итог изучения физики, во-вторых, овладение ключевыми ситуациями «даёт ключи» к решению задач.
Изучение ключевых ситуаций – это живой мост между «теорией» и «задачами», причём мост с двусторонним движением. С одной стороны, задачи рождаются при изучении ключевых ситуаций, в которых наглядно проявляется действие физических законов, с другой стороны, благодаря решению задач на основе ключевых ситуаций теория осознаётся, т.е. становится действенной силой, а не пассивным набором фактов и формул.
Роль ключевых ситуаций.
1. Позволяют наглядно показать проявление и применение
физических законов.
2. Использование школьного курса математики для анализа
ключевых ситуаций.
3. Развитие понимания физических законов и физической интуиции
с помощью ключевых ситуаций.
У каждой ключевой ситуации есть свои закономерности, которые можно называть секретами – подобно секретам мастерства. Перед решением десятков задач по тому или иному разделу школьного курса физики надо сначала изучить ключевые ситуации, относящиеся к этому разделу, и вместе с учениками «открыть секреты» этих ситуаций, применив их тут же при постановке задач вместе с учениками. При этом надо ставить задачи, которые ученики могут решить устно: тогда их внимание сосредотачивается на понимании законов физики, проявившихся в данной ключевой ситуации, а не на форме записи и долгих расчётах.
Приложение 2
Методика обучения решения задач некоторых разделов в 7 классе с помощью изучения ключевых ситуаций.
Раздел 1.
127254041275Механическое движение
00Механическое движение

58102520701000463613520701000400240520701000237680520701000
510540027305Неравномерное движение. Средняя скорость
00Неравномерное движение. Средняя скорость
343598527305Графики движения
00Графики движения
173863027305Перевод скорости из одних единиц в другие
00Перевод скорости из одних единиц в другие
7239027305Скорость, путь и время при равном. движении
00Скорость, путь и время при равном. движении

В 7-м классе более или менее обстоятельно изучается только прямолинейное равномерное движение. Это одна из важнейших ключевых ситуаций. Предлагается начать исследование прямолинейного равномерного движения с демонстрационных опытов, в которых сначала устанавливают, движется ли тело равномерно, а затем добиваются равномерного движения тела. При наблюдении за такими опытами и при их обсуждении ребята смогут осознать смысл определения равномерного движения и уверенно пользоваться им при решении задач.
Для проведения опыта можно использовать, например, капельницу, установленную на тележке. Придав доске необходимый наклон, добиваются того, чтобы равномерно падающие капли подкрашенной жидкости отмечали на бумаге при движении тележки равные отрезки пути.

Анализируя результаты опыта, рекомендуется записывать их на доске, называя все физические величины, чтобы приучить ребят к стандартным обо-
значениям физических величин: пути l и времени t.
По результатам опыта, в котором будет установлено, что движение тележки можно считать равномерным, нужно поставить задачу о нахождении скорости тележки (это косвенное измерение скорости). Постановка и решение такой задачи помогает ученикам осознать и запомнить формулу:
v = l/t
Описанный опыт является задачей на распознавание прямолинейного равномерного движения. Затем формулируется ещё два типа задач
с использованием этой же формулы (на нахождение пути и времени движения).
Большую помощь при изучении равномерного прямолинейного движения дают графики зависимости пути от времени.
Работа с графиками должна идти «в обе стороны»: читать графики и строить их. Делать это лучше всего параллельно. Строятся один-два графика по нескольким вычисленным точкам и предлагается ученикам самим «совершить открытие» – заметить, что все точки графика ложатся на одну прямую. Доказывать этого не надо: линейная функция и её график изучаются в курсе математики. Важно, чтобы учащиеся поняли: для построения графика зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении достаточно найти всего одну его точку, не совпадающую с началом отсчёта времени.
При изучении неравномерного движения также рекомендуется начинать с демонстрационного эксперимента: увеличив угол
наклона плоскости, покажите ученикам, что теперь тележка движется неравномерно: за равные промежутки времени она проходит разные пути. Объясните, что в таком случае нельзя говорить об определённой скорости движения в течение всего времени движения; можно говорить только о средней скорости движения за тот или иной промежуток времени.
На основе полученных экспериментальных данных вместе с учениками найдите среднюю скорость тележки за первый промежуток времени, за второй такой же промежуток, за два первых и т. д. Важно, чтобы ребята увидели, что при неравномерном движении в отличие от равномерного средняя скорость за определённый промежуток времени зависит от длительности этого промежутка и от его начала.
Это и будут первые естественно возникшие задачи о неравномерном движении.
Раздел 2.
207708585725Плотность вещества
00Плотность вещества

4505325819150038862001771650022745701689100070358016891000
5036820186055Полые тела
и сплавы
00Полые тела
и сплавы
3353435186055Ряд
плотностей
00Ряд
плотностей
1640840186055Характерные
значения
плотности
00Характерные
значения
плотности
-33655186055Плотность
характеризует
вещество
00Плотность
характеризует
вещество

Характеристика вещества.
При изучении темы «Плотность» важно, чтобы ребята уяснили, что
плотность характеризует вещество. Поэтому изучение темы лучше всего начать с демонстрационного опыта: взять два одинаковых новых бруска пластилина из коробки и слепить из них один большой кусок. То, что масса и объём большого бруска в 2 раза больше, чем соответственно масса и объём каждого малого, очевидно. Следовательно, отношение массы к объёму для малого и большого брусков одинаково. Вывод записывается на доске с комментарием обозначения величин, входящих в формулу ρ = m/V, определяющую плотность вещества.
Наглядная демонстрация наполнит формулу смыслом. При этом будет сделано «открытие»: тела, состоящие из одного и того же вещества, имеют разные массы и объёмы, но отношение массы к объёму для них одно и то же.
Приложение Рекомендации для родителей
по подготовке к Государственной (итоговой) аттестации
Определите предметы для прохождения тестирования за 1,5-1 год до поступления.
Проконсультируйтесь с педагогом-психологом по поводу профнамерений и склонностей ребёнка.
Побеседуйте с учителями-предметниками по вопросу определения возможностей ребёнка в изучении выбранных предметов.
Максимально используйте дополнительные занятия в школе. Периодически контролируйте посещение ребёнком факультативов, дополнительных занятий.
Обеспечьте ребёнка необходимыми учебными пособиями, справочниками, сборниками тестов.
Постоянно получайте информацию от учителей-предметников по качеству учёбы ребёнка.
Максимально используйте компьютерные программы тестирования.
Наблюдайте за самочувствием ребёнка: при нарастании усталости и напряжения будьте гибкими - разрешите ребёнку «полениться» пару дней.
Контролируйте режим подготовки ребенка.
Обеспечьте удобное место для занятий.
Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
Проконтролируйте прохождение ребёнком всех этапов репетиционного тестирования.
Обсудите полученные результаты с учителями-предметниками для определения дальнейших направлений работы.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребёнок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.
В период профессионального определения Вашего ребёнка забудьте о домашних ссорах, недоразумениях: всё это Вы можете сделать после поступления ребёнка, а лучше - НИКОГДА!
Рекомендации для учащихся
по подготовке и выполнению Государственной (итоговой) аттестации
Тренируйтесь! Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их.
Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения теста, ограничивайте его.
Пробуйте! В тренировках используйте правильную тактику, т.е. следуйте рекомендациям к выполнению тестов.
Пропускайте! Трудные и непонятные задания пропускайте. Выполните все задания, в которых вы уверены. К оставшимся вы вернетесь потом.
Исключайте! Многие задания можно решить быстрее методом исключения. Сначала постарайтесь исключить те ответы, которые явно не подходят, и выбирать верный не из 5, а из 2 – 3 ответов.
Думайте только о текущем задании! Забудьте неудачи в прошлых заданиях и настройтесь на успех в будущих. Каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Читайте задание до конца! Не старайся понять условие по «первым словам» и не достраивай концовки в своем воображении. Читай не только условие, но и ответ.
Запланируй 2 круга! Распредели свое время таким образом, чтобы успеть подумать над задачами, которые вызвали вопросы.
Помни! Одинаковые причины имеют одинаковые следствия, а значит и одинаковые методы решения.
Решение должно быть «прозрачным»! Располагай записи так, чтобы они легко читались, четко был виден № задания и ответ. Рисунки делай крупные, правильную часть задачи выделяй.
Мозги быстрее рук! Большинство операций выполняй в уме.
Выучи формулы! Не забывай, что математика – надежный союзник.
Не огорчайся раньше времени! Если тебе кажется, что ты плохо справился с тестом, не переживай раньше времени. Выполнить 100% не удается практически никому. При поступлении твой результат будут сравнивать не со 100 баллами, а с результатами других участников тестирования.