Эффективные методики анализа текстов разных стилей и жанров как средство подготовки к написанию сочинения-рассуждения


ГК ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная
школа-интернат для детей с нарушениями зрения»



Районное августовское совещание
учителей русского языка и литературы.






«Эффективные методики анализа текстов разных жанров
как средство подготовки
к написанию сочинения-рассуждения»








Выполнила: учитель русского языка и литература
Сергеева Т.В.







Ардатов 2016 г.





Главная задача языкового образования – формирование у  учащихся коммуникативной компетенции. А поскольку текст является высшей единицей коммуникации, умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать и умение самим порождать текст – необходимое условие современной научно – производственной и общественной деятельности выпускника школы.
Вторая часть экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводить различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа: текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
На основе текста строятся и тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ.
Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста.
Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в    старших    классах, то есть требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя.
    Кроме того, что одно из самых актуальных проблем современной школы.
      Во – первых, учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами.
     Во – вторых, работа над сочинением требует от учащихся умение найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение.
    В- третьих, умение писать сочинение – рассуждение – необходимое условие успешной  сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
     В последнее время печатается огромное количество учебно – тренировочных материалов и рекомендаций подготовки к ЕГЭ. Большое внимание к анализу текста на страницах методического журнала «Русский язык в школе», но в них не отражена системная работа по обучению сочинению – рассуждению.
    Мною изучена определенная литература по данному вопросу. На мой взгляд, заслуживают внимания и являются большим подспорьем в работе учителя методические разработки Баландиной А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках  литературы в старших классах»; учебное пособие «Работа над текстом: секреты успеха» Л. Р. Дускаевой и И. И. Русиновой.     По комплексному анализу текста пользуюсь рекомендациями статей журнала «Русский язык в школе»: Е. С. Антонова «Тайна текста и секреты методики», Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности» (№ 3, 2003 г.), Суворова Е. Л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс» (№6, 2001 г.).
Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 5 класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 11 классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.
             Поэтому особой формой работы в старших классах становится   комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.
        В 11 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста. На первых уроках обобщения и повторения учащиеся под руководством учителя составили таблицы по типам и стилям текста (записали определения понятий, признаки каждого стиля, каждого типа речи). Дети ведут словари – справочники по комплексному  анализу текста. В эту тетрадь позднее были записаны не только определения понятий, но и план анализа текста, и отдельные теоретические сведения о заглавии, языковых средствах связи предложений в тексте, художественно – изобразительных средствах.

   Как правило, писатели публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним  относятся прежде всего глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, над которыми можно бесконечно рассуждать.
         При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах
отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).
Формы и методы работы с текстом.
  Знания о тексте накапливаются у учащихся с 5 класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.
   В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.
   Коллективная работа класса.
  Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.
Берем за основу алгоритм анализа, изложенный в методической разработке А. Д. Баландиной (с. 23).   Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания. 
Организую исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста с помощью вопросов и заданий.
 1) Прочитайте выразительно  текст. Понравился ли он вам? Чем?
 2) Как его можно озаглавить?  (на ребячьих карточках названия текста нет).
 Сравните свое название с  авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?
 3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
 4) Сравните два предложения:
5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определять отношение собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла вам узнать о них?
6. Самостоятельный поиск. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице.
7. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
    Учащиеся сделали следующий вывод: обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного общения собеседникам нужно не просто передать информацию, но и выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие которые не принято употреблять в других стилях.
   Домашнее задание даю также исследовательского характера: подберите тексты разных стилей. Какие частицы употреблены в подобранных вами текстах?
Самостоятельный анализ.
  Для самостоятельного анализа даю ребятам тексты – миниатюры, например,  предложенные Е. Н. Никитиной в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» (журнал «Русский язык в школе», № 4, 2001 год, с. 190) . Читаем начало миниатюры М. М. Пришвина:
Дискуссия. Устные высказывания учащихся.
  Например, читаем текст – отрывок из произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого». Задание: Какое из названий текста вы считаете более  удачным?
 1. Неожиданный визит.  2. Приезд царя Петра.   3. На обеде.  
 4. Сватовство.
Аргументируйте свой ответ.
    Интерес учащихся вызывает такой вид работы как редактирование текста.
  Организую работу учащихся по группам.
  Задание 1 группе. Вы редактор местной газеты. Исправьте ошибки: Употребление слова в несвойственном ему значении.
  Задание 2 группе. Отметьте нарушения норм. Исправьте ошибки.
  Задание 3 группе. Отметьте нарушения морфологических норм. Исправьте ошибки, где это необходимо.
Творческая работа
  Продолжите текст:
    Русский язык чрезвычайно богат. Задумывались ли вы над тем, чем проявляется богатство нашего языка?
Лабораторная работа  формирует навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. При проведении лабораторных работ опираюсь на разработки Н. Н. Бураевой. Приведенные в журнале «Русский язык в школе», №1, 2005 г.


Сочинения – рассуждения: создание текста о тексте.
      Затем отрабатываем написание вступления, основной части и заключения сочинения. Путем тренировочных упражнений  учимся писать вступление, заключение, основную часть сочинения.
    Назову некоторые учебно – методические задания, которые использую в своей практике.
1. прочитайте текст и нижеуказанный  к нему план. Сверьте пункты плана с текстовой информацией.
2. Попробуйте сформулировать эмоционально оценочное вступление к своему рассуждению – сочинению по данному тексту.
3. Кратко ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите.
    - Как  можно озаглавить данный текст?
    - Какие проблемы затронуты в тексте?
    - Какая основная идея писательского высказывания?
    - Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора.
4. Какое утверждение неверно (или соответствует) с точки зрения Рассуждение это словесное изложение, разъяснение,  подтверждение какого – либо мысли. Чтобы убедить другого в чем – либо, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым автор не согласен.
Рассуждение – жанр, цель которого – разбор и оценка произведения. Сочинение в текстах ЕГЭ направлено на оценку предложенного текста и требует выражения отношения читателя к тому, что и как написано, в чем он согласен с автором и в чем не  согласен. Рассуждение – это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку, поэтому надо знать не только основные требования, предъявляемые тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.
   Иными словами, сочинение – рассуждение – это текст о тексте, его критический анализ и его оценка.
    Именно с повторения и уяснения выше изложенных  данных начинается работа по подготовке написания сочинения – рассуждения.
     На одном из первых уроков в 10 классе даю общие рекомендации (памятку) по написанию сочинения рассуждения, которую учащиеся записывают на первую страницу тетради.
Чтобы написать сочинение – рассуждение, необходимо:
1) четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;
2) показать актуальность темы (проблемы);
3) понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;
4) указать авторскую позицию в исходном тексте;
5) проанализировать языковые и изобразительно- выразительные средства;
6) сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;
7) выразить и аргументировать личностную позицию автора?
5. Какие проблемы поставил в своем тексте автор? Какие доводы приводит автор? К какому выводу он приходит? Ответы запишите.
6. Прочитайте речевые клише, помогающие оформить анализ средств выразительности. Какие клише можно использовать для анализа художественного стиля, а какие для публицистического? и др.
   Положительные результаты, на мой взгляд, приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений учащихся в соответствии с критериями оценки ЕГЭ. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учащихся на правильные установки при выполнении подобного задания.  
Обучение сочинению – рассуждению на основе публицистического текста в старших классах является важным компонентом усиления творческого, исследовательского характера в системе  преподавания русского языка.
    Внимание к проблемам анализа текста вызвано и сегодняшней необходимостью: подготовить учащихся к успешной сдачи ЕГЭ. Это возможно при условии системной работы над анализом художественных и публицистических произведений. Как показывает практика, бессистемная работа дает незначительный результат: не возникает ощущения отработанности  учебных навыков.
   Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.
  Следует, наконец, отметить, что работа по обучению написания сочинения – рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.
    Таким образом, налаженная систематическая работа по комплексному анализу текста даёт возможность осуществлять на уроке органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели (успешная подготовка старшеклассников к ЕГЭ).
   






















Список литературы
1. Баландина А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь, 2004 г.
2. Дускаева Л. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО –Пермь,  2005 г.
3. Капинос В. И., Пучкова Л. И. « Единый государственный экзамен», Интеллект – Центр, 2004 г.
4. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 2002 г.
  Антонова Е. С. «Тайна текста и секреты методики».
5. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 2003 г.
  Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности».
6. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2001 г.
  Суворова Е. л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс».

























15