ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Быкова Л. Л.
учитель технологии, МБОУСОШ № 190
г. Новосибирск
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
«...забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил... И не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических духовных сил, И венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун, но реально этот принцип, может быть, будет воплощен только усилиями отдельных школ.
За последние годы в стране произошли большие перемены. Школа реагирует на эти изменения. Учителя осознают свою причастность и ответственность за состояние здоровья учащихся и стараются находить решения, чтобы снизить воздействие негативного влияния школы на здоровье учащихся. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим ученикам и себе, в том числе и на своих уроках, и в общем программе работы школы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это психолого - педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого учителя к самосовершенствованию. Мы тогда только можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому я стараюсь найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от меня. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и моя как учителя технологии, состоит в следующем: создать условия для включения учащегося в процесс творчества и найти методы, адекватные его психологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «моделированию» собственного здоровья. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
1. Личностно — ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей.
2. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. И у меня есть возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Педагогика сотрудничества — ее можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей. Проявления гуманного отношения к детям, такие как любовь и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений — правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения — оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Применение игровых технологий на уроке технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает мне возможность укрепить мотивацию к изучению моего предмета, поддерживает интерес, вызывает положительные эмоции, создает благоприятный эмоциональный настрой урока. Для учащихся игры — это способ самореализации, самовыражения.
Применяю музыкотерапию. Оздоровление музыкой на уроке - это возможность поддержать душевное здоровье учащихся. Музыкотерапия является перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- благоприятный эмоциональный настрой;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (оптимальный тепловой режим, чистота, свежий воздух, хорошая освещенность);
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Наблюдая за учащимися во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное. Учащийся способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, учитель должен — помочь учащимся преодолеть утомляемость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне все понятно, когда интересно».
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок технологии должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься и проявить себя в творчестве. Через чувства, эмоции, самореализация личности учащегося происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности, и поэтому обогащение учащихся опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка — его духовного здоровья.
Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
На уроках технологии, прежде всего, создана такая организация режима обучения, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего урока. Так как структура урока гибкая и учитывается динамика работоспособности учащихся. В начале урока (первые 3-5 минут) нагрузка относительно невелика, необходимо дать учащимся войти в работу. Следующие 20-25 минут нагрузка максимальная. Затем нагрузка снижается, так как развивается утомление. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности.
Критерии рациональной организации урока:
- плотность урока не менее 60% и не более 75-80%;
- число видов учебной деятельности 4-7;
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут;
- частота чередования различных видов учебной деятельности не позже чем через 7-10 минут;
- число видов преподавания не менее 3;
- чередование видов преподавания не реже чем через 10-15 минут;
- наличие эмоциональных разрядок (число) в соответствии с гигиеническими нормами;
- место и длительность применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами;
- чередование позы в соответствии с видом работы, я наблюдаю за посадкой учащихся;
- физкультминутки две за урок, состоят из 3-5 повторений каждого;
- психологический климат, преобладают положительные эмоции;
- момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее чем через 40 минут.
Кабинет технологии, которым я заведую, функциональный, интересный и очень красивый. Кабинет регулярно проветривается, световой и воздушно-тепловой режим соблюдается полностью. В кабинете соблюдаются правила техники безопасности и санитарно — гигиенические требования, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Таким образом, рациональные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые уроки играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Пробуждают заложенное в ребенке творческое начало, научиться трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремлюсь и я.
Конечно, задачу сохранения здоровья учащихся не под силу решить одному учителю. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет идти к ней, выиграют, в конечном счете, не только наши учащиеся, но и учителя, и наше будущее.