Модели и формы работы с молодыми педагогами в МБОУ ООШ №2 г.Полярный Руководитель МО учителей начальных классов МБОУ ООШ № 2 г.Полярный С.Г.Захарова Деятельность современной школы обусловлена тенденциями в обществе, связанными с инновационным развит


Модели и формы работы с молодыми педагогами
в МБОУ ООШ №2 г.ПолярныйРуководитель МО учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 2 г.ПолярныйС.Г.ЗахароваДеятельность современной школы  обусловлена тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией российского образования в соответствии с введением ФГОС, а также законом «Об образовании в Российской Федерации».
В каждом 0У складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого учителя. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, зависит последующая успешность специалиста.
В нашей школе работа педагогического коллектива над проблемой, связанной с формированием компетенций учителя вообще, а молодого специалиста в частности является приоритетной, поскольку без профессиональной компетентности учителя, который способен не только передать определенную сумму знаний, но и умело организовать деятельность учеников, научить их учиться, побудить к активному действию, выполнить социальный заказ невозможно. Современному педагогу необходимо  постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой.
Прохождение этапа становления для каждого молодого педагога индивидуально. Это обусловлено личностными качествами, особенностями темперамента, поэтому администрация нашей школы к каждому педагогу старается подходить дифференцированно. Индивидуальный подход в работе с молодым специалистом способствуют скорейшему освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессионализма.
В МО учителей начальных классов нашей школы работают учителя со стажем:
более 30 лет - 1 чел.
от 20 до 30лет - 2 чел.
от 10 до 20 лет –2 чел.
от 5 до 10 лет – 1 чел.
до 5 лет –7 чел.
Среди молодых педагогов была проведена анкета, в которой были вопросы для определения мотивации, трудностей, ИКТ компетентности, коммуникации.
Изменилось ли ваше представление о труде учителя?
Не изменилось -3 чел.
Да, в лучшую сторону -4 чел.
Да, в худшую сторону -0 чел.
Хотели бы вы заниматься другим видом деятельности?
Да -2 чел.
Нет- 4 чел.
Затрудняюсь ответить – 1 чел.
3)Что явилось мотивирующим фактором при устройстве на работу?
1. Возможность работать с детьми -3 чел;
2. Стабильность, надежность организации – 2 чел.;
3. Признание вашей работы, уважение, возможность совершенствоваться -2 чел.
4) Какие трудности вы испытываете в направлениях УВР?
При общении с родителями – 0 чел.;
При проведении уроков – 3 чел.;
В календарно-тематическом планировании(составлении рабочей программы) – 4 чел;
5) Какие трудности вы испытываете в уроке?
При выборе методов и приемов для реализации целей урока;
Как мотивировать деятельность учащихся;
Как создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;
Как устанавливать нужную для обучающихся дисциплину в классе;
6) Компетентность:
Все молодые педагоги имеют представление о возможностях использования ИКТ в образовании школьников, пользуются поисковыми системами и электронной почтой, участвуют в форумах и ведут блоги, владеют офисными технологиями.
Анкета показала следующее:
Молодые педагоги имеют потребность в профессиональном развитии, нуждаются в методическом сопровождении, а также в поддержке в период адаптации.
В нашей школе для обучения молодых педагогов используются различные формы и методы.
Во-первых, это традиционные пути развития профессиональной компетентности:
педагогический совет;
работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах различных уровней;
предметные недели;
повышение квалификации на курсах.
Молодые педагоги привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного, межрегионального уровней.
Так, молодой учитель В.А Некипелова в 2014 году стала победителем городского конкурса «Учитель года-2014» в номинации «Дебют», Т.В. Волкова в 2015 году принимала участие в Погодинских чтениях на конференции «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт и перспективы» и выступала по теме:
«Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в 1 классе».
Во-вторых, это методическое сопровождение деятельности молодых специалистов, обучение  на рабочем месте (работа с содержанием учебных программ, помощь в подготовке рабочих программ и конспектов уроков, проектирование уроков, самоанализ уроков молодым специалистом, посещение уроков завучем; взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы, помощь как классному руководителю (работа с документацией, составление плана воспитательной работы, работа по сплочению детского коллектива).
Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции и работает в той же параллели, т.е. осуществление практики наставничества.
Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью.
На заседаниях МО у молодых педагогов были выявлены проблемы в проектировании урока, в проведении урока, в самоанализе и в выборе правильного решения в различных педагогических ситуациях.
Одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, методов решения данных проблем является метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти оптимальное решение возникающих проблем благодаря множеству вариантов, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу.
В МО регулярно проводятся практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.  Успехом пользуются также дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый педагог высказывает свое мнение и отстаивает его.
Активно используются открытые уроки с последующим обсуждением, практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в школе проводятся творческие конкурсы,  разнообразные выставки продуктов детского творчества через ДОО «Северная Олимпия».
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в школе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность, и что самое важное - сформировать мотивацию для дальнейшей работы в школе вообще и в школе №2 в частности.