Конспект урока русского языка по теме Правописание частицы НЕ с глаголами


Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Цели урока:
1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;
2) познакомить с глаголами-исключениями;
3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Оборудование:
Организационный момент.
(Представиться. Прочесть стихотворение.)
Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминанье лишь осталось.
Теперь еще вам много долгих дней
Сидеть за школьной партою своей.
Но я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьезно на урок.
И не шуметь, как делали когда – то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте быстро школьные тетради,
Число и месяц нужно записать.
И время даром мы не будем тратить,
Скорей откройте школьную тетрадь.
Актуализация опорных знаний.
(Мини-тестирование по интерактивной доске.)
И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны - не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно составить ответ.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам
6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........
7. Глаголы………нашу речь.
Постановка проблемы урока.
На доске написаны пословицы:
• (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
•(Не) спеши языком, торопись делом
Кто( не) работает, тот (не) ест.
•Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).4. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
5. «Открытие» новых знаний
- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не спеши, не работает, не ест, нездоровится.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?
- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.
НЕ откладывай
НЕ спеши НЕздоровитсяНЕ работает
НЕ ест
- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).
- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.
Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
 
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление .- Алгоритм правописания НЕ с глаголами вы усвоили и теперь пора применить эти знания.
- Вы по очереди вытягиваете карточку со словосочетанием и объясняете написание частицы НЕ с глаголами.
Не суди о человеке по наружности; не бросили товарища в беде; не стану мешать; недоумевать по поводу ответа; не хочу ссориться; негодовать из-за опоздания; не могу говорить; ураган неистовствует; не были на экскурсии; недомогать всю неделю; в решете воды не удержать; невзлюбил я эту собаку за ее злость; не знать правило; не сочувствовать друг; новых друзей наживай, а старых не забывай.
8. Закрепление изученного. Работа в парах.
Карточка №1.
Написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.
В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.
Через порог руки (не) подают.
От учтивых слов язык (не) отсохнет.
Зазнайство (не) возвышает, а унижает.
Карточка №2
Прочитайте. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.
Сомневаться, удивляться
Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие
Испытывать чувство сильной вражды, ненависти
Проявлять безудержную ярость, буйство
Болеть, плохо себя чувствовать
Принуждать, заставлять делать что-либо против воли
Слова для справок: (не)домогать,(не)доумевать, (не)истовствовать, (не) навидеть, (не)годовать, (не)волить)
Карточка №3
- Прочитайте предложения. В каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).
- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
Вставь частицу НЕ, где это нужно, подчеркните орфограмму.
1. Он …..оставит без помощи и внимания старых родителей, ….. обидит слабого.
2. Совестливый человек – значит, ……порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек …..дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек …… обманет, ….. украдет, …. предаст.
5. На работе …..схалтурит.
Карточка №4
Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.
Кто (не) работает, (не) дружит.
С ложью правда и рыбку из пруда.
Без труда (не) вытащишь (не) делает.
Лень добра тот (не) ест.
Расстояние дружбе (не) мешает.
Врагу (не) кланяйся, для друга жизни (не) жалей.
С добрым делом топором (не) разрубишь.
Крепкую дружбу и (не) опоздаешь.
Плохо можется, Тот того и (не)навидит.
Кто кого обидит, Коли (не) здоровится.
9.Итог урока
- Наш урок подошёл к концу.
- Над какой темой вы сегодня работали?
- Чему вы научились?
- Какой алгоритм составили?
10. Рефлексия.
Продолжите предложения:
Я научился …..
Я узнал ……
Мне понравилось…..
Мне было трудно …..
11. Домашнее задание. Составить и записать в тетрадь правила поведения в школе, использую глаголы с частицей НЕ.