ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛ.


ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛ.
Тема. Подготовка к сочинению - описанию зимней природы.
«Художник мороз»
Цели: 1. Организовать поиски текстов с описание зимней природы.
2. Формировать умение пользоваться собранным материалом.
Формировать умение употреблять в речи художественные
изобразительные средства: метафору, сравнение, олицетворение.
Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: картины зимней природы,
рисунки учащихся,
прозаические и стихотворные тексты о зиме,
таблицы с определениями: метафора, сравнение,
олицетворение, сравнительные средства связи.
Ход урока.
Орг. момент.
Слово учителя.
Сегодняшний урок хочу начать со стихотворения, о своём отношении к самому сказочному времени года «зима»
Мне очень нравится зима…
Когда она не слишком холодна
Когда живёшь с предчувствием чудес,
А снег – лебяжий пух!
Летит с небес
Люблю разглядывать узоры на стекле
Там магия причудливых цветов.
Волшебный мир, закрученный в петле
Фантазий и наивных детских снов.
И, отторгая взрослой жизни серость,
Душа вбирает детские мечты.
Оберегая, им хранит лишь верность…
Хочу узнать, что любишь в жизни ты?
Мне бы хотелось узнать ваше отношение к этому времени года но не сейчас, а из сочинения - описания под названием «Художник мороз», которое будет являться результатом нашей с вами не только сегодняшней работы на уроке но и работы на предыдущих уроках и вашей самостоятельной подготовки дома.
- Сегодня мы продолжаем с вами работать в «зимней книжке» на страничке «зимний словарик».
Подготовка к сочинению – описанию.
- Обратите внимание на то, каким типом речи мы будем пользоваться при написании данного сочинения? (описание)
- Приходилось ли нам раньше пользоваться на уроках развития речи данным типом? Какова была тема нашего сочинения? (Да, Описание картины)
-Что характерно для этого типа речи? (Использование имён прилагательных).
-Почему имя прилагательное является характерным признаком для описания? (Прилагательные раскрывают признаки предмета, который описываешь).
Сценка.
(Входит имя прилагательное)
Прилаг. Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня, она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий,
вещь любую
Соцветьем дивных слов определю я.
Вы, конечно, узнали меня, я – имя прилагательное. И, действительно, если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться, не говоря уже о том, что очень часто меня используют там, где хотят описать что-нибудь.

Ученик. А я могу без тебя обойтись. Вот послушайте,
Какой рассказ о зиме я сочинил.
Зима спешила скорее принарядить лес к новогоднему празднику. Ёлочкам подарила длинные-предлинные шубы. Стройные светлые берёзки наградила лёгкими кружевными платьицами, да такими тонкими и прозрачными, что стали они хрустальными красавицами. А всем пням она подарила пушистые шапки и осталась довольна: хмурые и суровые пни вдруг повеселели.
Прилаг. – Ребята, неужели вам понравился такой скучный рассказ? Как украсить текст, который вы только что слышали?
Учитель. Давайте попробуем это сделать.
3. Работа по карточкам с пропусками.
-Работаем на карточке №1 с пропусками. Вместо пропусков нужно вставить подходящие по смыслу прилагательные и выделить в них окончания.
4. Проверка выполненной работы. (Чтение получившихся текстов)
- Действительно, ребята, у нас с вами получилось красивое описание зимнего леса. А теперь давайте проверим написаний окончаний прилагательных.
- Как не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных? (Нужно задать вопрос от существительного, к которому относится данное прилагательное).

- Прочитайте ёщё раз название нашего сочинения. Как вы думаете, что мы будем описывать в своём сочинении? (Картины, которые нарисовал мороз).
- Верно, одну такую картину зимней природы мы уже нарисовали. Скажите, а с помощью чего мы это сделали? (с помощью слов, т. е. мы рисовали словесную картину)
- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу? ( нужно быть наблюдательным и любить природу и, конечно, необходимы знания и по русскому языку, например, как правильно построить предложение или какое слово лучше использовать).
-Да, ходит Мороз по горам, по долинам, ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно. А сам всё посматривает по сторонам, то тут, то там свою волшебную картину поправляет.

- Давайте посмотрим, какие словесные описания картин зимней природы вы нашли в произведениях писателей и поэтов. Откройте свои зимние книжки на страничке «Писатели и поэты о зимней природе»
- Ребята, поднимите руку, кто нашёл отрывок, в котором описывается зимний лес. Прочитайте эти описания, и обратите внимание на то, как художник мороз преобразил деревья. Что он с ними сделал? (Мороз украсил, сковал их, заковал, околдовал, накрыл снежными шапками, обсыпал блестящим серебром-инеем.)

- С кем их можно сравнить? (На невест, красавиц в пышных кружевных прозрачных платьях). Писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ.
- Как называется это изобразительное средство? (олицетворение)
- Найдите в своих текстах примеры олицетворений. (Словно белою косынкой принакрылася сосна.)
- Ребята, а как вы думаете, какое слово будет самым зимним? (снег) Почему?
(без снега зимы не бывает).
- Имя прилагательное предлагает вам сыграть в игру, где вы можете показать, сколько вы знаете определений к самому зимнему слову.
5.Игра «Зимний мяч».
Прилаг. Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Зимний мяч». Правила данной игры заключаются в следующем. Я кидаю мяч и называю слово, а вы должны назвать определение, т. е. прилагательное для этого предмета и кинуть мяч другому, тот в свою очередь называет другое прилагательное к этому же слову и т. д. Если не знаешь, кидай мяч другому. Можно пользоваться «Зимним словариком».
Учитель. Вы много назвали определений, а сейчас составьте словосочетание «прилаг. + сущ. снег», но выбрать нужно такое прилагательное, которое бы со словом снег употреблялось в переносном значении (мягкий снег, колючий снег, блестящий снег.)
-Как называются слова с переносным значением? (метафора).
- Найдите в своих текстах примеры метафор.
-Для чего используются олицетворение и метафоры? (Метафоры и олицетворения часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую ,образную картину природы. Они придают описанию особую выразительность и яркость.
-Чтобы описание получилось более яркой и живой, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение.
- Что такое сравнение? (изображение предмета путём сравнения его с другим).
- Давайте посмотрим, с чем же сравнивают снег. Найдите в своей книжке строчки, в которых автор для описания снега использует сравнение.
Он кружится лёгкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
(Я. Аким.)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя, на солнце снег лежит.
(А. Пушкин)
С неба падают снежинки
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты,
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
- Какое сравнение для снега находят писатели и поэты? (платок пуховый, великолепный ковёр, бархатный ковёр, белые цветы).
- Я вам предлагаю выполнить следующее задание. На карточке №2 записаны предложения с пропусками, в место которых нужно вставить сравнительные обороты, но сначала вспомните с помощью каких слов это можно сделать?
(словно будто, как будто, похожий на ,как)
- Но красоту зимней природы можно передать не только с помощью прилагательных, но и с помощью глаголов. Как вы думаете ,какие это глаголы? (сияет, сверкает, блестит, искрится, переливается.)
- Да, преображается всё вокруг: и земля. И дома, и деревья, и кустарники, а всё это благодаря художнику морозу. Именно он сделал всё таким таинственным и сказочным. А как ещё можно назвать такого художника? Подберите синонимы (волшебник, мастер, невидимка).
- Ребята, вы сегодня много текстов читали о зимней природе, а скажите к какому стилю речи относятся прочитанные вами отрывки о зиме?(к художественному)
-Почему вы так решили? Мы можем представить картину, которую хотел нарисовать автор, используются изобразительные средства: метафора, сравнение, олицетворение, которые делают эту картину более яркой и живой. Это произведения художественной литературы, цель которых воздействовать на читателей или на слушателей..-Высокие поэтические слова о зимней природе, с помощью которых поэты рисуют картины, создают или радостное настроение, или настроение тихой грусти, но вместе с тем восхищение перед торжественной и сказочной красой зимней природы. Это же настроение передают и художники, которые для описания зимней природы используют не слова, а разнообразные оттенки красок.
- Посмотрите на доску, здесь вы видите репродукции известных художников и свои собственные рисунки. Все они объединены общей темой – темой «зима».
- Какое настроение у вас возникает при виде этих картин?
- Да, эти картины вызывают разное настроение, разные чувства. У кого-то чувства радости, у кого-то чувства грусти, но, наверно, никого они не оставляют равнодушным, потому что, работая над картиной, художники, да и вы сами передавали свои мысли, своё настроение, своё отношение к тому, что изображали и использовали определённое сочетание красок от белоснежного до ярко-красного. А вот если бы….
Прилаг. Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным – презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными долами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Итак, друзья, пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать
А мне пора! До скорой встречи.
- С помощью красок мы смогли нарисовать картину зимней природы, а теперь попробуем это сделать с помощью слов, почувствуем себя в роли писателей, а может быть кто-то и в роли и поэтов.
- Я предлагаю начать своё сочинение такими словами.
«Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Как удалось художнику морозу за ночь сделать его таким таинственным и сказочным?»
Ваша задача - продолжить сочинение описание, ответив на вопрос «Что вы могли увидеть за окном?», при этом не забудьте использовать свою «зимнюю книжку», в которой у вас собрано достаточно материала для того, чтобы ваша картина получилась живой, яркой, образной.
Сочинение – описание вы можете продолжить в любой форме, это может быть описание в стихотворной форме или это просто описание по наблюдению или волшебная сказка. Но все вы должны помнить, что главной мыслью вашего сочинения является красота зимней картины природы, нарисованной художником морозом. А в заключительной части вы выразите своё отношение к этой картине и к этому времени года.
3. Начало работы над сочинением
1. Чтение начатых работ.
2. Подведение итогов. Дом. Зад.
Итак, прослушав некоторые начала ваши сочинений, я думаю, что добросовестно поработав дома, и не забыв о том, что мы сегодня говорили на уроке, вы сможете красиво описать картину, нарисованную художником морозом. Домашнее задание – доработать сочинение