План-конспект к уроку по хореографии на тему «Работа над прыжками на уроке классического танца. Первый год обучения. Первое полугодие. » (1 год обучения)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗЛЫНКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»






План-конспект
к уроку
по хореографии
на тему
«Работа над прыжками на уроке классического танца.
Первый год обучения. Первое полугодие. »







Разработал
преподаватель хореографии
МБУ ДО «ЗДШИ»
Лангольф Римма Рафиковна

















г. Злынка, 2015г.

Тема: «Работа над прыжками на уроке классического танца.
Первый год обучения. Первое полугодие.»
Год обучения: третий класс (1 год обучения).
Дата проведения: 26.11.2015 год
Цель урока:. Вырабатывание качественного прыжка на уроках классического танца
Задачи:
Основной задачей  урока является постановка корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений у станка и на середине зала, развитие элементарных навыков координации движений.
Образовательные
- совершенствование выполнения элементов классического танца у станка, на середине зала;
- отработка классических вращений, прыжков и комбинаций по диагонали и на середине зала;
Воспитательные
- создание условий для эстетического воспитания
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, ответственности;
- формирование чувства коллективизма, умения вести себя в коллективе.
Развивающие
- развитие творческой индивидуальности, умения выразить образ в пластике движения;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- развитие способности осмысленного исполнения движений;
- психологическое раскрепощение учащихся;
-развитие чувства ритма и музыкальности.
Оздоровительные
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- совершенствование осанки;
- профилактика сколиоза и плоскостопия.
Тип занятия: занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Структура занятия: подготовительная, основная, заключительная части.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод показа;
-метод повтора;
-беседа, диалог.
Инвентарь для урока: 
-станок;
- зеркала, пианино;
-музыкальный центр, нотный материал, коврики.

Принципы построения и ведения урока классического танца
Занятие, как правило, должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, adagio, экзерсис на пальцах).
Каждый урок по классическому танцу  традиционно начинают с поклона  педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.
В работе преподавателя классического танца  большое значение имеет правильное построение  (планирование) урока. Урок состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio,allegro, танца на пальцах в женском классе и различных форм portdebras.
Экзерсис у станка исполняется в начале урока и одной из основных его задач является разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения классического экзерсиса изучаются постепенно. Сначала - в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т.д., затем - с ускорением темпа.
Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается  техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается  на основе соблюдения  академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:
·        Plie– развивает мышцы и связки ног;
·        Battements tendus, battements tendus jetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;
·        Rond de jambe par terre – направлено на развитие выразительной подвижности  тазобедренного сустава;
·        Battements foundus или battements soutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;
·        Battements frappes, double frappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;
·        Rond de jambe en lґair – разрабатывает подвижность коленного сустава;
·        Petits battements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги
·        Battements developpes, relevelents, grand battements jetes –развивает шаг, силу бедра.
В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
В результате систематических занятий фигура приобретает  подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается  к правильному  распределению  тяжести тела  на двух ногах и на одной ноге.
Основная задача экзерсисов заключается в следующем:
-  У палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;
-  На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).
Все упражнения экзерсисов проучиваются  в двух направлениях  (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить  механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.
Следующей частью урока является adajio. Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов  в позах (tourlent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette,toursна cou-de-piolsи туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника, необходимая для исполнения  большой и плавной танцевальной фразы.
Все упражнения в 1 классе начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок. В 1 классе необходимо разъяснять учащимся понятия «опорной» и «работающей» ноги.
Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперёд и назад.
На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счёт ускорения темпов исполнения и соединения отдельных движений в комбинации движений.
Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 2-х или на 1-ой ноге.
На начальных этапах обучения экзерсис на середине зала используется не в полном объёме. Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка, поэтому желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетаниях (не более 2-х движений).
По мере освоения новых элементов у станка, увеличивается объём материала на середине зала. Вводится epaulement и часть движений исполняется в различных положениях epaulement.
На более поздних этапах обучения количество упражнений на середине зала сокращается за счёт соединения движений в комбинации. В последующей части урока – allegro- осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.
Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.
В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях урока требует максимального напряжения всех сил и это деление даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.
Особый раздел урока классического танца - allegro. Его главная задача - овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение allegro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определённая сила и выворотность ног в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.
Значительную роль в художественном воспитании учащихся играет этюдная работа, которая осуществляется на основе пройденного материала. Небольшие танцевальные комбинации, простейшие классические образцы развивают выразительность и танцевальность.
При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:
- постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;
- следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.
Основные методы работы педагога-хореографа на уроке - показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль. Изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе обучения (французская терминология, правила исполнения).
На следующем этапе обучения показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты обучения, особенно мышечную работу тела.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе слово несёт самую большую нагрузку.
На конечном этапе обучения в 5 классе показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими этапами. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускных классов.
Таким образом, два важнейших метода - показ и объяснение - связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитие творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.
Формы и методы работы
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.
Основные методы работы:
- наглядный - практический качественный показ;
- словесный - объяснение, желательно образное.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;
- наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;
- определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала).
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.
На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими;
- равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки;
- чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
- соотносить темпы выполнения отдельных заданий;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Требования к музыкальному оформлению урока
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.
В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.
Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.
Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.
На первоначальных этапах изучения упражнений необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движения, ритмический рисунок может быть более разнообразным.
При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, т.к. грамотная, разнообразная импровизация в своей идеальной форме строго подчиняется заданной педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы.
В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
На первом году обучения с первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка натягивать колени, подъём, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к станку (нельзя наваливаться на станок). Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение. Необходимо следить за корпусом, руками, живот и ягодичные мышцы подтянуты.
На экзерсис у палки в младших классах тратят не менее 50 минут, в средних классах экзерсис у палки укорачивается  примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки уделяется 20 минут.
Остальное время делится пополам на экзерсис на  середине зала, adajio,в allegro.
Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.
Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого возраста – личность. Задача педагога  - уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться  с доброжелательностью. Знание возможностей  ученика  и их соответствие его физическим данным  и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.
Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.
Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы ученик спокойно разобрался в технологии.
Педагогу необходимо проявить терпение и не  «травмировать» замечаниями отстающих учеников. Веру в личность  ученика, в его способности и желание  к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности.  Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.
Педагог заканчивает урок классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе  и каждому учащемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон учеников завершает урок, им  они  благодарят педагога, концертмейстера  и прощаются с ними.
Затем преподаватель сам анализирует  проведённый урок: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные фиксируются для сопоставления  анализа следующих уроков с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца  быстро и качественно  освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности  в обучении и в воспитании учащихся.
1 год обучения
Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
Экзерсис у станка:
1. Постановка корпуса в 1, 2, 5 позициях.
2. Позиции ног - 1, 2, 3, 5 и 4.
3. Позиции рук - подготовительное положение, 1, 2, 3.
4. Demi-plie в 1, 2, 5 позициях.
5. Battement tendu - все направления:
а) в 1 позиции;
б) в 5 позиции;
в) passй par terre;
г) с demi-plie в 1 позиции - все направления.
6. Понятие направлений en dehors et en dedans.
7. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
8. Battement tendu jete - все направления:
а) в 1 позиции;
б) с demi-plies в 1 позиции.
9. Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.
10. Battement releve lent на 90° с 1 позиции - все направления.
Экзерсис на середине зала:
1. Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2, 3.
2. Поклон.
3. Основное положение корпуса en face.
4. Demi-plie по 1, 2, 5 позициям en face.
5. Battement tendu - все направления :
а) в 1 позиции;
б) в 5 позиции;
Allegro:
Temps leve saute в 1, 2, 5 позициях.
2. Changement de pied en face.
3. Pas echappe во 2 позицию.
4. Sissonne simple.
На первом году обучения с первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка натягивать колени, подъём, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к станку (нельзя наваливаться на станок). Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение. Необходимо следить за корпусом, руками, живот и ягодичные мышцы подтянуты.
Последняя завершающая часть урока предназначена, для того чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.
Начинается и заканчивается урок поклоном, в младших классах после поклона идёт марш. Следует следить, чтобы шаг был с вытянутых пальцев, плечи опущены. У девочек руки на юбочке, у мальчиков – на поясе. В младших классах марш полезен и в середине урока

Конспект занятия

Вводная часть
Урок начинается с входа в зал в колонке маршем в умеренном темпе. Руки у учеников, на протяжении всего комплекса упражнений, находятся на талии.
I упражнение
Исходное положение: дети стоят по кругу, один за другим, ноги в третьей позиции, спина подтянута, подбородок приподнят.
Движение начинается с шагов под музыку, нога выносится вперед с вытянутым носком. Спина должна быть прямой, подтянутой. Локти «смотрят» в сторону, подбородок приподнят. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, м/р 4/4.
Поклон педагогу. Музыкальное сопровождение вальс, м/р ѕ.
Сообщение темы и цели занятия.
Беседа о классическом танце . Прыжки как важнейшее выразительное средство в классическом танце
Педагог: В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Там музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном мире. Естественное стремление педагогов к воспитанию детей по законам «красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте».
«Классический» танец - это основа любой танцевальной деятельности, фундамент для любых современных направлений, основная система выразительных средств хореографического искусства. Классическая хореография – это образец красоты и гармонии в движении, она помогает изучить любой танец более объемно, глубже понять само искусство танца.
Благодаря занятиям по классическому танцу вы приобретете уверенность, красивую осанку, почувствуете работу ваших окрепших мышц, научитесь чувствовать музыку, передавать эмоции грамотными и отточенными движениями. Весомые плюсы от занятий классической хореографией – это легкая, воздушная походка, подтянутые мышцы,
формирование красивой фигуры, укрепление кровеносной системы, развитие координации, исправление осанки, раскроет ваш творческий потенциал и подарит свободу движения.
Классический или «балетный» танец это название появилось в России в конце XIX века. До этого его называли «серьезным», «благородным», «академическим». Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Танец – это, прежде всего огромный труд. Если же говорить о физических данных, главное – это не шаг, не прыжок, не выворотность, не высокий подъем, не внешние данные, а координация. Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками. Если ученик одарен природной координацией движений, это компенсирует любой иной изъян, ему будет подвластна любая пластика.
Прыжковая техника является наиболее сложной в искусстве балета, и в то же время это именно тот раздел классического танца, который делает его «душой исполненным полётом». Разнообразие движений allegro, накопленных за столетия существования балетного искусства, настолько велико, что может помочь исполнителю или балетмейстеру решить абсолютно любые художественные задачи – был бы талант, призвание и любовь к своему делу. Это и вопросы стиля, тонкостей воспроизведения той или иной эпохи, поскольку классический танец существует уже достаточно давно, не является искусственным образованием, а уходит корнями в народный и историко-бытовой танец и, с другой стороны, на протяжении XXстолетия и вплоть до наших дней использует достижения спорта и современного танца. Особенности обучения балету, когда движения передаются из поколения в поколение, из рук в руки, из «ног в ноги», изменяясь, но не теряя при этом своей сути, способствуют тому, что в распоряжении постановщика или артиста имеется огромная палитра красок, позволяющая «написать картину» любой эпохи. Это и проблемы создания художественного образа, характера персонажа – поскольку великое разнообразие больших, малых, высоких и стелющихся прыжков могут придать танцу широту и героизм, нежность, изысканность или грацию – все оттенки эмоций, в зависимости от поставленной художественной задачи. Это и вопросы взаимодействия с музыкой, проблемы отражения её сути, когда на службе у хореографа снова оказываeтся богатство классического наследия в разделе allegro– прыжки, изучаемые на уроке классического танца настолько разнообразны по амплитуде и характеру, скомбинировать их между собой можно такими разными способами, позволяющими «уложить» танцевальный отрывок в любой музыкальный размер, что, наверное, не осталось уже музыки, под которую нельзя станцевать, которую нельзя было бы выразить средствами классического танца.
Но, как известно, ни одну художественную задачу нельзя решить без школы и выучки. Поэтому огромна ответственность педагога, берущегося за обучение такому сложному разделу классического танца как allegro.
Вырабатывание качественного прыжка на уроках классического танца
Роль экзерсиса у станка и на середине в подготовке к движениям allegro
Успешное освоение прыжковой части классического урока напрямую зависит от правильности постановки корпуса, хорошо выработанного pliй и грамотной работы стоп – это та база, которая закладывается буквально с первых дней обучения. При постановке корпуса особое внимание следует уделить вертикальному положению тазовых костей, чтобы избежать так называемого «прогиба», из-за которого прыжки становятся разболтанными, а приземление грузным и невыворотным. Мягкость и «незаметность» приземления во многом зависит от разработанности ахиллова сухожилия, которая достигается при помощи pliй . Частой ошибкой начинающих учащихся является то, что они путают pliй с наклоном корпуса, забывая о работе ахилла, и эту распространённую ошибку следует предупреждать с самых первых занятий у станка и на середине – следить за абсолютно «плоским» и вертикальным корпусом при максимальном приседании в demi-pliй. Дальнейшее развитие ахиллова сухожилия происходит при изучении grand-pliй – здесь необходимо следить за тем, чтобы пятки как можно позже отрывались от пола при приседании, и чтобы они не в коем случае не поднимались на высокие полупальцы. При вырастании из grand-pliй нужно следить, чтобы пятки ставились как можно раньше. У детей схорошей природной нижней выворотностью встречается и такая ошибка – при отделении пяток от пола в grand-pliй они начинают выдвигать их вперёд, что ведёт к завалу на большие пальцы, и также препятствует работе ахиллова сухожилия. Кроме того, это опасно для мениска. В таких случаях я всегда объясняю ученикам, что позиции ног должны быть строго «по линеечке». Demi-pliй у станка следует делать в разных темпах – по 2/4 каждое и по 4/4 каждое, либо по 2 и 4 такта каждое, если музыка имеет трехчетвертной размер. Жёсткое «быстрое» плие чаще необходимо приотталкивании от пола, а мягкое, «истаивающее» -- после прыжка или серии прыжков.

По мере усложнения программы учащиеся приближаются к изучению прыжков с приземлением на одну ногу. И даже при освоении самых простых – petitpasjetй или sissonnesimple часто возникают проблемы – учащимся трудно сохранить равновесие при приземлении на одну ногу и ещё труднее зафиксировать красивую позу с максимально «прижатым» и красивым surlecou-de-pied. С этими проблемами гораздо легче будет справиться, если предварительно уделить максимум внимания такому важному движению как battementsfondus, причём battementsfondusна середине зала должны быть освоены обязательно до, а не после изучения прыжков с приземлением на одну ногу. Изучая fondus, мы так же, как при вырабатывании pliй, следим за правильной работой ахиллова сухожилия, а чтобы оно работало по максимуму, следует добиваться от учащихся, чтобы колени опорной и работающей ноги сгибались одновременно, чтобы нога подводилась на surlecou-de-piedв заключительный момент приседания, а бедро при исполнении battementsfondusв сторону оставалось неподвижным. Пристальное внимание следует уделить сохранению «стержня». Объясняя учащимся, я как бы делю тело на три точки . Объясняя учащимся, я как бы делю тело на три точки – подушечка опорной стопы, тазовая косточка над опорной ногой и макушка – и добиваюсь, чтоб эти точки располагались строго по одной вертикальной линии, друг над другом как при приседании в battementsfondus, так и при вырастании. Младшим детям иногда помогают образные сравнения, я им рассказываю о цветке, который удерживается на одной ножке и объясняю, что они тоже должны распределить весь корпус над одной ногой.

Сила прыжка, мягкость и эластичность приземления зависит не только от постановки корпуса, натренированности ахилла, но и от правильной работы стоп. Работа над такими движениями классического экзерсиса как relevй на полупальцы, battementstendus обычные, в demi-pliй и «с нажимом», требуют самого кропотливого внимания. При исполнении relevй на полупальцы следует обратить внимание на максимальную натянутость подъёма, на вытянутые колени и подтянутые ягодичные мышцы, а также на приземление строго в позицию. В Vпозиции нужно проследить за тем, чтобы ноги «прятались» одна за другую, чтобы потом было легче добиться этого при исполнении прыжков, требующих фиксации позиции в воздухе. При работе над battementstendusследим за тем, чтобыпальцы стопы ни в коем случае не отрывались от пола, а также за постепенностью вытягивания стопы – последовательно через низкие полупальцы на высокие и на пальцы, при обратном движении – та же последовательность, но в обратном порядке – пальцы, высокие полупальцы, низкие полупальцы и вся стопа с плотно прижатой к полу пяткой. Вся эта кропотливая работа окупится потом сторицей при изучении такого сложного прыжка как pasassemblй. С правильно разработанной стопой, умея сильно вытягивать пальцы и подъём, легче как отталкиваться от пола, так и приземляться, не создавая шума.
При изучении прыжков, даже самых простых, перед учениками часто встают проблемы координации. И здесь снова на помощь педагогу и его подопечным приходят упражнения у станка, во время которых можно проработать и закрепить в сознании «схему» прыжка. Даже перед изучением такого простого прыжка, как temps levй sautй следует поделать pliй-relevй на полупальцы у станка. Перед изучением sissonne ouverte не помешает тщательная работа над battementssoutenus, а перед sissonne tombйe– те же soutenus, но в комбинации с pas tombй, перед тем, как дойдёт очередь до изучения больших прыжков, таких как grand pas jetй, необходимо проучить battements developpйs tombйs, добиваясь максимальной широты и амплитуды при их исполнении и т.д. и т.п. При необходимости можно включать в комбинации у станка и движения рук, которые помогут потом учащихся преодолеть координационные трудности allegro. Подобная взаимосвязь в работе над экзерсисом у станка, на середине и прыжками чисто психологически настраивает учеников на сознательную работу в самой «скучной» части урока, помогает им воспринимать станок не как что-то оторванное от танца, а как сознательную подготовку к нему. Работа над allegro
Несмотря на то, что прыжки складываются из предварительно изученных элементов у станка и на середине, прыжковая техника имеет свои особенности и исполнительские приёмы. Прыжок характеризуется элевацией и баллоном. Элевация – это собственно взлёт, по словам великого педагога Н.И. Тарасова, она «позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно «предвидеть» в последующем толчке должную степень высоты взлёта и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе и ритме». Баллоном называется способность «зависнуть» в воздухе, зафиксировать красивую позу, без этой способности прыжок потеряет чёткость, виртуозность и изящество. Прыжок зависит от качества pliй, при помощи которого осуществляется толчок, взлёт и приземление. При выполнении толчкового demi-pliй необходимо, чтобы вся ступня и в особенности пятки были плотно прижаты к полу, чтобы ступни отделялись от пола с силой, последовательно от пятки до кончиков пальцев ( при изучении battements tendusс нажимом этот момент прорабатывается как бы в «замедленной съёмке»), а вся нога максимально вытягивалась в стопе и колене, что придаёт взлёту высоту и уверенность. Pliй, завершающее прыжок, имеет другой характер – оно мягкое, лёгкое, принимает тяжесть тела на собранные мышцы ног ( на это следует обратить особое внимание, поскольку большинство травм в балете происходит при неправильном приземлении ), с кончиков пальцев через полупальцы на всю ступню и пятки, которые должны плотно и тихо прижаться к полу. Для достижения впечатляющего баллона, который необходим в больших прыжках, толчок и посыл должен быть короче и сильнее, отчего исполнитель как бы задерживается и зависает в воздухе. Конечно, у всех учащихся разные физические данные, и «зависающим» прыжком могут похвастаться далеко не все. Очень многое зависит от выносливости ученика, которая нарабатывается многократным повторением. Даже для освоения таких относительно простых прыжков, как сценический sissonne на I arabesque, нужно время.
Для достижения должной широты, амплитуды или, наоборот, собранности прыжка часто бывает нужен не только хороший показ педагога, но и меткая словестная подсказка, помогающая понять суть движения. Например, педагог Мариинского театра Габриэла Комлева объясняла балеринам во время класса, что при исполнении сценического sissonne на I arabesque необходимо не просто вытянуть толчковую ногу, но и как бы «поддать» ей вперёд в воздухе. Елизавета Гердт подсказывала ученицам, что при «закрывании» ноги в позицию в pasglissadeнужно «захлопнуть мышеловку». Большое значение при освоении прыжков имеет скоординированная работа рук, ног, корпуса и головы. Движения рук не следует зазубривать, по возможности следует донести до учащихся, что руки выполняют не только декоративную роль ( хотя, безусловно, они украшают танец), но и являются помощниками при выполнении прыжков, руками мы как бы «поднимаем» своё тело в воздух, поэтому следует тщательным образом проучить приём «подхвата» через повышенное подготовительное положение и I позицию, который совпадает с толчковым pliй и последующим широким раскрывания рук в нужную позу, которое происходит при взлёте. Я всегда объясняю учащимся, что при приземлении руки как бы слегка «запаздывают», создавая иллюзию продолжения полёта, смягчая, «микшируя» приземление. При выполнении танцевальных комбинаций необходимо также обратить внимание учащихся на фразировку, на то, что прыжки бывают главными и вспомогательными, что нужно правильно распределять силы, чтобы основная их часть пришлась на главный прыжок, кульминационную точку комбинации.
Любой педагог знает, что на уроке бывают комбинации малых, средних и больших прыжков. Сначала все прыжки, как правило, разучиваются в «чистом виде». Затем из них составляются простые комбинации, первоначально с периодами так называемого «отдыха» внутри комбинации, например, не две связки pas glissade – pas assemblй подряд, а через паузу: pas glissade–pas assemblй, вытягиваем колени после pliй и затем делаем pliй для новой связки. Такие «паузы» в прыжках нужны не только для того, чтобы остались силы для качественного исполнения следующих прыжков, но и для того, чтобы ученик успел сосредоточиться, вспомнить о руках, о повороте головы и т.д. Различные виды pas de bourrй , мелкие и широкие шаги, pas couru не только украшают прыжковые комбинации, помогают собраться с силами, но и служат необходимым «разгоном» для выполнения больших прыжков. Внутри самой комбинации я стараюсь самый сложный прыжок «разместить» в начале, пока есть силы, от правильности распределения элементов очень часто зависит успешность выполнения комбинации. К сожалению, время на уроке ограничено, особенно у педагога детской школы искусств, силы учащихся тоже не бесконечны, и, как правило, я успеваю с детьми сделать пять-шесть комбинаций allegro– два малых прыжка, два средних, один большой и заноски в конце, речь, естественно идёт о старших классах ДШИ Роль правильного распределения нагрузки на уроках классического танца в успешном освоении прыжковой техники

Исполнение прыжков требует от учащихся серьёзных физических и эмоциональных затрат, поэтому очень важно, чтобы перед allegro, которое является заключительной частью урока, дети чувствовали себя разогретыми, но не «выжатыми». Поэтому существует несколько правил распределения нагрузки и внутри самого урока, и в течение недели или учебного года. Если в классе девочек изучается пальцевая техника, то пальцевый и прыжковый урок следует давать отдельно, т.е., так строить занятия, чтобы в один и тот же день прыжки и упражнения на пальцах не исполнялись. В упражнениях у станка не стоит злоупотреблять количеством grands pliйs, чтобы не «посадить ноги», я всегда составляю комбинацию так, чтобы в ней было не больше 4-6 grands pliйs, и очень часто ученики делают на уроке комбинацию pliй только с одной ноги, с правой и с левой ноги через урок.Очень аккуратно нужно относится к исполнению grands pliйsв IVпозиции, давать его только продвинутым учащимся с хорошей выворотностью, поскольку это движение даёт очень большую нагрузку, а при малейшей неправильности опасно для мениска. Федор Лопухов в книге «Хореографические откровенности» писал, что в grandpliй по IV позиции вообще нет необходимости. При исполнении всех движений у станка педагог должен добиваться, прежде всего, не того, чтобы дети «устали», а чтобы они работали сознательно, качественно, грамотно распределяли свои силы. Вначале учебного года, когда мышцы отвыкли от работы, первые две недели вообще не стоит давать прыжковые комбинации, чтобы избежать травматизма. При составлении прыжковых комбинаций следует ориентироваться и на загруженность учащихся в течение года, на их занятость в концертном репертуаре. При большой нагрузке или вначале четверти следует давать больше прыжков с окончанием на две ноги, когда у учащихся больше сил, можно давать больше прыжков с окончанием на одну ногу. Великий педагог Асаф Мессерер в книге «Танец. Мысль. Время», писал о том, что вначале рабочей недели он давал артистам урок «на assemble», потому что после выходного ноги не так готовы к нагрузкам, как в середине рабочей недели, когда практиковался урок «на jetй».
Подготовительная часть
Разминка способствует развитию мышц тела, приведению их в тонус, а также развитию музыкальности, под которой понимается умение двигаться под музыку, умение различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности".
Учащиеся стоят по линиям в шахматном порядке и исполняют подготовительные
упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
И.П. VI позиция ног, руки на поясе:
- Комбинация – demi plie et releve по VI,I, II позициям;
- Наклоны корпуса вправо по 1, 3, 5, 7 точкам класса;
- Наклоны корпуса влево по 7, 5, 3, 1 точкам класса;
- Круговые движения корпуса вправо и влево;
- Приставные шаги вправо и влево;
- Releve, плечи, голова;
- Приставные шаги вправо и влево с прогибом корпуса;
- Прыжковая комбинация;
- «Винт»;
- Восстановление дыхания.

Основная часть урока
Экзерсис у станка:
1. Постановка корпуса в 1, 2и V позициях.
2. Позиции ног - 1, 2, 3, 5 и 4.
3. Позиции рук - подготовительное положение, 1, 2, 3.
4. Demi-plie в 1, 2 . V позициях.
5. Battement tendu - все направления:
а) в 1 позиции;
в) passй par terre;
6. Понятие направлений en dehors et en dedans.
7. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
8. Battement tendu jete - все направления:
а) в 1 позиции;
9. Releve на полупальцы в 1, 2 позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.
10. Battement releve lent на 450 с 1 позиции - все направления.
Экзерсис на середине зала:
1. Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2, 3.
2. Основное положение корпуса en face.
3. Demi-plie по 1, 2 позициям en face.
4. Battement tendu – в стороу
а) в 1 позиции;
в) passй par terre.
5. I port de bras.
Allegro: муз. р-р 2/4.
- И.П. I позиция ног, подготовительная позиция рук.,
Temps leve sautй;

- И.П. V позиция, правая нога впереди, подготовительная позиция рук.,
Changement de pieds Разучивание
Changement de pieds это прыжок из пятой позиции в пятую со сменой ног.
Changement de pieds начинаем  у палочки лицом к станку двумя руками из пятой позиции. На первом этапе каждый прыжок разучивается отдельно. После каждого отдельного прыжка вытягиваем колени, возвращаясь в исходное положение.
Можно поставить как правую, так и левую ногу спереди.
Разберём прыжок из пятой позиции с левой ногой впереди.
1. Из-за такта выполняем demi-pliй. 2. Прыжок вверх с вытянутыми коленями. ноги втянуты в пятую позицию. Левая нога сохраняет своё положение спереди. 3. Прежде, чем коснуться пола, ноги меняют своё положение 4. и приземляясь оказываются в положении правая нога впереди.
После выполнения прыжка вытянуть колени, прежде чем приступить к следующему прыжку.
Прыжок выполняется аналогично и с другой ноги.
Не стоит подолгу задерживаться у палочки. Как только усвоили траекторию движения ног, переносим прыжок на середину.
На середине, так же как у палочки, отрабатываем на первых порах каждый прыжок в отдельности.
Каждый отдельный прыжок начинаем с prйparation.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1. Исходное положение пятая позиция, голова в сторону впереди стоящей ноги, руки в подготовительной позиции. 2. приоткрыть руки в сторону пониженной второй позиции. 3. Выполнить demi-pliй , руки возвращаются в подготовительную позицию.
При приземлении после последнего прыжка, голова переводится в сторону впереди стоящей ноги.
Поскольку при разучивании мы выполняем каждый прыжок в отдельности, то уже при приземлении голову мы должны повернуть в сторону пришедшей спереди ноги.
Руки при этом приоткрываются в сторону второй пониженной позиции.
При вытягивании ног руки возвращаются в подготовительную позицию.
В этом случае, одновременно с разучиванием каждого прыжка, мы разучиваем prйparation и завершение.
В максимальной точке прыжка ноги втянуты в первоначальную пятую позицию.
Смена ног происходит при приземлении.
-- Трамплинные прыжки
Заключительная часть port de bras. Растяжки . Упражнения на дыхание и расслабление мышц;
Подведение итогов занятия.
Поклон педагогу. муз. р-р 3/4.
Выход обучающихся из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Список использованной литературы

1. А.Я. Ваганова «Основы классического танца», Л., «Искусство», 1980г.
2. В.С. Костровицкая «100 уроков классического танца». Л., «Искусство», 1981г.
3. Н.И. Тарасов. «Классический танец. Школа мужского исполнительства», изд. «Лань, Планета музыки», 2005г.
4. В.С. Костровицкая, А.Ф. Писарев. «Школа классического танца», Л. «Искусство», 1976г.
5. Н.П. Базарова, В.П. Мей. «Азбука классического танца», Л. «Искусство», 1983г.
6. Н.П. Базарова. «Классический танец», изд. «Лань», 2009г.
7. А.М. Мессерер. «Уроки классического танца», изд. «Лань», 2004г.
8 А.И. Пушкин «Школа классического танца», изд. «Артист. Режиссёр. Театр», 1996г.
9. Ярмолович Л., Принципы музыкального оформления урока классического танца. М.: Искусство, 1986;
10. Нарская Т.Б. Классический танец.- Челябинск, 2004. – 156 с.;
11.. Звёздочкин В.А. Классический танец.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.;
12.. Пасютинская В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство «Просвещение», 1985.- 184 с.;
13.. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Классический танец. – Издательство «Лань», 2011.- 348 с.;
. 14. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов хореографов . –Издательство «Галерея», 1999.- 387с.



























Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 615