Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения


«Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения»
Одной из важнейших задач музыканта является достижение технической свободы исполнения, способствующей раскрытию художественного содержания произведения. - На начальном этапе обучения баянист должен овладеть основными техническими навыками игры правой и левой рукой и техникой ведения меха. У многих учащихся эти навыки развиты не неравномерно – в частности, недостаточно отработана техника левой руки, поэтому работу над техникой левой руки нельзя считать второстепенной. - В процессе занятий в классе ученик должен получить достаточно четкое представление о расположении басов и готовых аккордов, усвоить их обозначение и название, а также услышать их звучание в собственном исполнении. - Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения левой руки во время игры:
1) локоть левой руки должен быть в согнутом положении. 2) ладонь и большой палец должны свободно прилегать к крышке корпуса баяна. 3) при игре не нужно высоко поднимать пальцы.
Левая рука выполняет сложную работу: 1) регулирует движение меха и производит пальцами нажим на клавиши для извлечения звука, двигаясь по крышке корпуса вдоль клавиатуры.
В отличии от правой руки, которая свободна и в процессе игры может принимать различные положения, левая рука на начальном этапе обучения находится в одном положении, поэтому наиболее целесообразными будут упражнения , которые не меняют естественного положения пальцев на клавиатуре. Одно из первых упражнений может быть движение 2,3 и 4го пальцев по основному ряду басов в тесном расположении.

И здесь учащийся впервые ощутит сложность сочетания действий пальцев и одновременным регулированием движения меха.
Следующее упражнение – чередование баса и аккорда, которое является основной формулой сопровождения, оно, также, почти не меняет положение руки.

В начале обучения учащийся будет продолжительное время использовать данную аппликатуру. Исполняя упражнения , ученик должен добиваться ровности и плавности движения меха, четкости его смены, выработать качественное звучание, ровную динамику при различных направлениях движения меха. Для равномерного развития пальцев левой руки необходимо изучение мажорных и минорных гамм. Работа над гаммами преследует следующие цели:

Аппликатура упражнения а) не только наиболее удобна, но и помогает держать пальцы в собранном положении, что очень важно при исполнении пьес с гаммаобразными пассажами. (Л.Бертини. Этюд До мажор ).
Вариант б) – аппликатура мажорной гаммы с участием 5го пальца могут иметь место как дополнительный материал для равномерного развития пальцев. Работа развитием пальцев левой руки необходима, но ее нужно проводить с учетом строения руки учащегося.
В отличие от мажорных гамм, в минорных гаммах, расположенных более широко, имеются ряд трудных мест.

Музыкальный материал в начальный период обучения в основном составляют народные песни, танцы, а также несложные по фактуре произведения различных композиторов. В таких пьесах ясно прослушивается мелодия в партии правой руки и аккомпанемент в левой.
Аккомпанемент должен содействовать наиболее яркому выявлению содержания и характера мелодии и соответствовать стилю произведения. Особенности левой клавиатуры готового баяна делают ее удобной для исполнения аккомпанемента, но в тоже время они ограничивают возможности баяниста.
Обычно сопровождение состоит из басов и аккордов. Они выполняют различные функции: бас – фундамент произведения, готовые аккорды создают гармонический фон для мелодии.
В аккомпанементе не всегда указаны штрихи, поэтому педагог должен помочь учащемуся разобраться в характере звучания.
Следует отметить две погрешности, характерные для начинающих баянистов:
1) – грубое сопровождение
2) – однообразный аккомпанемент
Первый из них может быть вызван недостаточно плавным движением меха. При нажиме пальцев на клавиши учащийся зачастую непроизвольно толкает мех. Во втором случае ошибка заключается в использовании одного и того же привычного варианта сопровождения - без учета характера произведения.
Работа над штрихами аккомпанемента начинается с момента появления в программе музыкального материала, исполняемого на двух клавиатурах. Ясно, что в пьесах кантиленного характера сопровождение будет мягким и певучим, а в пьесах танцевального склада – ритмически четким, подчеркнутым.
Разберем основные приемы сопровождения.
У.н.п. « Сонце низенько» . Плавное, мягкое чередование баса и аккорда; звучание баса продолжается до вступления аккорда. Чтобы добиться певучести баса, необходимо вксти мех ровно, без толчков. Для достижения звучания баса следует глубоко погружать клавишу и соблюдать лигу. Аккорды рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев. Условно этот прием можно назвать» бас – педаль».
2. « Птичка» . Из сборника « Детские песни» под редакцией П.Чайковского.
Четкая последовательность баса и аккорда; звучание баса подчеркнуто, а аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приема заключается в том, что пальцы, которые производят удар по клавишам басовых рядов и аккордов, должна приходиться различная физическая нагрузка: 3 –й палец, извлекающий басовый звук, ударяет по клавише с большей силой, а 2 – й имеет меньшую нагрузку. Этот прием условно называется «бас – маркато».
Нередко встречаются произведения, обе партии которых имеют одинаковую ритмическую структуру. ( Р.Н.П. « Как под горкой под горой».) Хотя художественные задачи не сложные, их тоже надо решить правильно. Формальное исполнение – полное выдерживание длительностей в мелодии и сопровождении. Но точное исполнение длительностей в сопровождении будет , в данном случае, мешать выявлению мелодии и тормозить общее движение. Поэтому мелодия должна исполняться полностью выдержанными четвертями, а сопровождение – легко и четко, почти как восьмые. Еще пример использования приема « бас – маркато» . Л. Шитте. Этюд e – moll) .Этот этюд имеет ярко выраженную мелодию в партии правой руки и « скрытое» мелодическое движение по ступеням хроматической гаммы в басах. Д ля выявления хроматического хода необходимо подчеркивать бас не только пальцевым ударом по клавишам, но и одновременным коротким движением меха и это не принесет ущерба для главного изложения темы в партии правой руки.
Партия левой руки не всегда выполняет лишь функции аккомпанемента – она может включать и мелодические голоса и подголоски. На начальном этапе обучения учащийся встречается с таким изложением чаще всего в обработках народных песен и танцев. Оно может быть как начальным проведением темы («Русская плясовая», обр. А. Шалова), так и вариацией на данную тему (« Там за речкой» обр. А. Жигалова).
Отметим недостатки, характерные для начинающих баянистов:
1) – неровное исполнение мелодии в партии левой руки
2) – ритмически неточное исполнение аккордов в партии правой руки.
Работая над подобными пьесами, учащийся должен прежде всего разобрать нотный текст, определить ритмическую структуру, установить штрихи и аппликатуру.
Аккорды в правой руке надо исполнять четко, пальцы не следует поднимать высоко, они должны находится в собранном состоянии. Только после такой подготовки можно соединить обе партии.
В программу начинающих баянистов включаются и полифонические произведения. Чаще всего это небольшие двухголосные пьесы. Наличие в них двух мелодических линий, исполняемых одновременно на обеих клавиатурах, ставит перед учащимся новые исполнительские задачи. Сложность их заключается не столько в преодолении каких – либо технических трудностей, сколько в умении найти правильное соотношение звучания голосов. ( К.Кларк. Сарабанда)Основная трудность заключается в сохранении естественного движения мелодии в нижнем голосе. Поэтому следует регулировать звучность басов более или менее глубоким нажимом пальца на клавишу.
Описанные элементы техники левой руки не исчерпывают всего многообразия навыков, но они обязательны для начинающего баяниста, как основа дальнейшего развития, совершенствования и расширения его исполнительских навыков.