Открытый урок на тему Динамика.Фразировка в вокале


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район
Педагог ДО Булатова З.А.
МБОУ ДОД ЦРТДЮ

Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 15 марта 2015 года
Возраст обучающихся 10 -14 лет
Второй год обучения

Тема: «Динамические оттенки. Фразировка»
Продолжительность занятия - 40 минут
Цели занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и в исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Оборудование:
Фортепиано, ноутбук, микрофон, аппаратура для усиления звука, фонограммы.
Методы обучения: Беседа, рассказ, метод игры, методика по дыхательной гимнастике А. Н. СтрельниковойМетодические приёмы:
 - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
-   побуждение к самоконтролю;
-   проговаривание текста песни «нараспев»;
Методическое обеспечение занятия:
- плакат  по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Занятие: групповое
План занятия:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся объединения.
Положительный настрой на занятие вокалом.
2. Настройка певческих голосов.
 Упражнения на дыхание ,упражнение на артикуляцию, проговаривание с скороговорок, распевание.
3. Физ.минутка
4. Развитие темы.
  Сообщение темы, постановка цели.
5. Работа над песней: "Дети всей земли"
6. Итог занятия.
7. Домашнее задание
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по вокалу. Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку, заниматься вокальными упражнениями, познакомиться с новой темой. Для этого мы проведем специальную настройку. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.
 - "Мы готовы к работе на занятии по вокалу".
- "У нас хорошее настроение".
-  " Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни".
Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните. Выдохните и приготовьтесь работать на занятии.
Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание А. Н. Стрельниковой .
Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательное правило:
- Следить за положением тела.
- Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед.
- Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабленны.
- Во время упражнений работает только животик.
Упражнения на дыхание:
1.Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз).
2 . Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз). (Это послужит своеобразным “массажем” для связок.)
3 . Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз).
4 . Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6 раз).
5 . Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы.
( Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.)
6 . Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через "губочки - трубочки".
(Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.)
Педагог: Замечательно вы справились с упражнениями на дыхание а теперь ребята поговорим об артикуляции.
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над развитием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. (Показать детям строение голосового аппарата)

А теперь ребята хочу познакомить вас с упражнениями для правильной артикуляции:
Для активизации языка:
1Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.
2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г, К-Г.
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.
Скороговорки :
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Они применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.
Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .
" На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора."
" Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке."
" Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп."
Замечательно вы справились с этим заданием, разогрели все необходимые мышцы органы голосового аппарата а работа этих органов, направлена создание звуков речи (гласных, согласных),на ясное произношение слов в песне.
А теперь мы переходим к следующему этапу подготовки к пению, это - распевание.
Распевание:
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.
"ДО РЕ ДО РЕ ДО"
"ДО РЕ МИ РЕ ДО"
"ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО"
"Мы перебегали берега"(распеваться в мажоре с повышением на пол тона.)
Распевание по гаммам.
Физ.минутка:
Педагог: А теперь физ.минутка, мы с вами потанцуем под весёлую музыку, будем выполнять различные движения руками , ногами, головой, сыграем с музыкальную игру(презентация физ.минутка на ноутбуке), а после маленького отдыха ,я вас познакомлю с интересной темой нашего занятия.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с новой темой «Динамические оттенки. Фразировка».
Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и научимся исполнять песни с фразировкой. Поймём, насколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, насколько она обогащает музыку в целом.
Знаете ли вы, что существует в музыке ,сила громкости и сила звучания. В мире музыки эту силу называют Динамикой.
Мы с вами ,живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь 2 год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении. Сейчас, я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte) .
Педагог: Настя, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?
Настя :" 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо."
Педагог: Правильно, в музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика – это сила звучания музыки. Подумай, Володя и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?
Володя :" Громко, тихо, умеренно" .
Педагог: Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.
Почему, как ты думаешь?
Володя:" Чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность."
Педагог: Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие.
Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой,
т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика ,что-то произносим громче, а что то тише.
Сегодня мы продолжаем работать над песней "Дети всей земли". Мелодию вы знаете хорошо, текст мы с вами разобрали, такты расставили, и сегодня будем работать над фразировкой, т. е. добавим динамические оттенки, и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.
Педагог: Как ты считаешь Миша, с каким динамическим оттенком ты начнём исполнение?
Миша: "Песню нужно начать с тихого исполнения".
Педагог: Правильно, сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется мы с вами ребята узнаем на следующем уроке. А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад. Дети исполняют 1 куплет и припев песни, ведётся работа над динамикой и фразировкой произведения. (Трудно исполняемые места пропиваются с объяснением снова и снова.)
Подведение итогов:
Педагог: Сегодня мы познакомились с динамическими оттенками, узнали, что музыка может звучать громко, тихо. умеренно, и это является динамическими оттенками, а в музыке называется средствами музыкальной выразительности.
Домашнее задание:
Ребята , дома продолжайте работать с дыханием, выполняйте упражнения на дикцию и на дыхание. Самостоятельно нужно выучить второй куплет песни, и на следующем уроке, мы поработаем над динамикой и фразировкой.
До свидания! Спасибо , я надеюсь мы с вами, с пользой провели время на нашем занятии.
Используемая литература:
1.Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика (методическое пособие) 2. Попков Н.Н . Постановка голоса для вокалистов. - М.: 2002. 3. Федонюк В.Г . Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СПб.: 2003. 4. Ручинская Т.И. Методика преподавания вокала.- СПб ГУКИ, 2001.