Разработка интегрированного урока в 6 классе ан тему «Значение и влияние физических упражнений для развития и укрепления сердечно – сосудистой системы»


Муниципальное общеобразовательное бюджетноеучреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Якутска
Открытый интегрированный урок
по физической культуре и биологии
в 6 б классе
«Значение и влияние
физических упражнений
для развития и укрепления
сердечно – сосудистой
системы»
Подготовили и провели: Берёзкина А. М.,учитель физической культуры и Чемпосова О. Г. учитель биологии
Ноябрь 2015г.
Тема: Значение и влияние физических упражнений для развития и укрепления сердечно – сосудистой системы.
Цель урока: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных физических особенностей.
Задачи урока:
Образовательная: Показать влияние физической нагрузки  на работу сердечно- сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте самоконтроля состояния организма при выполнении физических упражнений.
Развивающая: С точки зрения предмета «Биология» — развить умение применять теоретические знания на практике, оценивать результаты собственных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, активности.
Оздоровительная: Продолжать формировать устойчивый интерес к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Тип урока – интегрированный урок физкультуры и биологии
Место проведения: спортивный зал.
Спортивный инвентарь: секундомер, гимнастический мат – 8 шт., скакалки 2шт., мяч волейбольный – 12 шт., скамейка гимнастическая – 3шт., сетка волейбольная.
Время проведения: 11ч20мин
ХОД УРОКА.
Организационный момент ( учитель физической культуры)
Учитель биологии:
Эпиграф на доске читать и комментировать.
“Человек, двигаясь и приэтом, развиваясь, сам заводит часы своей жизни”.И. Арташевский – великий физиолог
С часами жизни, мотором жизни ассоциируют здоровое сердце. Мы говорим: сердце работает как часы!
Масса сердца колеблется в пределах 200-400 граммов, по объему составляет около 750 см3 .
Сердце сокращается ритмично в течение жизни 60-70 раз в минуту 4 тыс. 200 раз в час
108 тысяч раз сокращается за сутки и около 3 миллиардов за жизнь.
Объем крови перекачиваемый сердцем за 1 минуту – 6 литров, в час 360 литров.
За сутки 8 тыс. 640 литров перекачивает крови сердце, а за жизнь 250 миллионов литров!
Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из лучших воинов-скороходов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42 км 195 м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво. Он умер от внезапной остановки сердца. Почему это случилось с древнегреческим солдатом, и почему сейчас дистанция 42 195м покоряется даже людям преклонного возраста, не говоря уже о спортсменах?
Учитель биологии:
От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. Спортсмены достигают небывалых результатов во всех видах спорта. В челе причина этого явления? Попробуем разобраться.
Итак, тема нашего урока: Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.
Задачи урока:
1.Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки
2.Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.
3.Научиться измерять артериальное давление и понять его зависимость от нагрузки.
4.Сделать для себя вывод о необходимости РЕГУЛЯРНО заниматься физическими упражнениями для сохранения и укрепления здоровья.
Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся и результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.
Лист самоконтроля
Динамика сердечных сокращений и время восстановления
Пульс в покое Н Нагрузка Н1Восста-новление В1 Нагрузка Н2Восста-новление В2 Нагрузка Н3 Восста-новление В3
             
Вывод: 
Чем больше нагрузка на сердце...
Произведи расчет тренированности своего организма
Н1 – В1 =
Н2 – В2 =
Н3 – В3 =
Рефлексия.
1. Какой вывод сделаете по расчетам?
2. Если разница между пульсом нагрузки и восстановлением. Близка к “О” - ваше сердце сильное, здоровое, тренированное. Если разница больше “5” стоит задуматься о своем образе жизни. (Поднимите руку у кого “0”?, “5”?)

п/п Частные задачи Содержание урока УУД Методические указания
1. Организовать обучающихся на урок Построение. Рапорт. Приветствие. Задачи урока.1.Инструктаж по выполнению практической работы. 
Измерить пульс в покое и отметить. Обратить внимание на внешний вид обучающихся.
2. Подготовить организм к основной части урока Повороты: направо, налево, кругом и т.д. Плечи расправлены, пятки вместе, носки врозь, плечи расправлены, смотреть вперед.
Подготовительная часть
Ходьба по залу:
- на носках, руки в замок вращение кистями;
- на пятках руки в замок "волна";
- в полуприседе руки вперед;
- на внутренней стороне стопы руки в замок вращение кистями;
- на внешней стороне стопы пальцы сцеплены "волна"
- в полном приседе руки на колени;
2. Измерить пульс и отметить. Сделать глубокий вдох и выдох – 5 раз. Измерить пульс и отметить.
 
-Бег по залу:
- легкий бег по залу
- "зигзаги", обегая стойки,
-  "зигзаги", обегая стойки, чередующие с "барьерами"
- "зигзаги", "барьеры",  "кочки"
-Бег ч/ц зала в две колонны:
-приставными шагами левым боком  имитация приема мяча сверху;
- приставным шагом правым боком  руки на поясе;
-  в парах лицом друг к другу руки на плечи партнеру подскоки вверх;
- имитация блока;
- бег, переходящий в ходьбу; 
3. Измерить пульс и отметить. Сделать глубокий вдох и выдох – 5 раз. Измерить пульс и отметить.
                   Следить за осанкой. Во время бега наступаем на переднюю часть стопы.
Выполнение упр. по прямой вдоль волейбольной площадки возвращение по боковым линиям площадкиВыполнение упражнений по станциям  с элементами ОФП, СФП (волейбол)
Совершенствование техники подачи мяча
- Прыжки на скакалке с прямыми ногами, носки вперед;
- прием мяча двумя руками сверху от стенки:
- выпады с имитацией приема мяча в падении с перекатом на спину;
- сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, (мал, упор ногами о стоящую сзади гим. скамейки)
- приседание не отрывая пятки от пола;
- поднимание туловища из положения, лежа руки за спиной;
- спрыгивание и запрыгивание на скамейку ,между скамейкой гимнастический мат;
- прыжки туда- обратно
-имитация блока вдоль сетки
4. Измерить пульс и отметить. Сделать глубокий вдох и выдох – 5 раз. Измерить пульс и отметить.
Юноши: верхняя подача с 9 м
- по зонам 6,5,1.
Девочки: нижняя прямая подача с 6м планирующая
(перед первой подачей обу-ся выполняют 5 приседаний и по сигналу учителя выполняют подачу;
3 приседания и подача;
одно приседание и подача). Последующие подачи выполняются с линии подачи по сигналу учителя
5. Измерить пульс и отметить. Сделать глубокий вдох и выдох – 5 раз. Измерить пульс и отметить.
В классе.
Произведите определенные расчеты, составьте график по своим данным, сделайте вывод о тренированности своего сердца.
Учитель биологии: Но! На работу сердца влияет не только физическая нагрузка. Разберем некоторые проблемы.
Влияние питания на сердце.
При правильном питании.
Мышцы сердца получают необходимые вещества, витамины, микроэлементы. Что делает работу сердца ритмичной, сильной. Чем сильнее сердечная мышца, тем больше крови она может выбрасывать в сосудистую систему за единицу времени. А значит, организм будет выносливым способным к разнообразным видам труда и физическим нагрузкам.
При переедании на стенках коронарных сосудов (сосудов сердца) отлагаются вредные вещества (холестерин), сужается просвет сосудов, уменьшается снабжение сердечной мышцы кислородом и питательными веществами. Гурманы страдают ожирением сердца и истощением сердечной мышцы. Усталость и немощь не покидает организм.
Атеросклероз болезнь сердца, связанная с изменением просвета кровеносных сосудов сердца. Причина не только переедание, но и употребление алкогольных напитков. Кроме того, сердечная мышца начинает перерождаться и заменяться на соединительную ткань вместо мышечной. Такое сердце не выдерживает физической нагрузки и может привести к внезапной остановке – смерти!
Стоит задуматься, что дороже: алкоголь или жизнь?!
Никотин который содержится в табачном дыме, чрезвычайно ядовит не только для дыхательных путей, но и для сердечной мышцы. Вместо кислорода сердце получает ядовитые газы, которые учащают сердцебиение, вызывают аритмию, тахикардию – что, в конечном итоге заканчивается инфарктом (омертвлению мышц и сердца) стоит задуматься: что дороже сигарета или здоровье???
На каждое упр-е 45сек.,на смену станций 15сек
Темп выполнения упражнений умеренный, равномерный.
Выполнять упражнения с учетом индивидуальных физических возможностей
Ошибки: 
и.п. вперед ставится нога с одноименной  бьющей рукой;
неточный удар сбоку, сверху;
скорость бьющей руки незначительна;
удар по мячу выполняется рукой, согнутой в локтевом суставе.
Предлагаю творчески поработать.
Мой план оздоровления
Цель: определить для себя правила здорового образа жизни.
- Что нужно делать, чтобы укрепить сердце? (Дается время для записи своих мыслей в тетрадь, рефлексия).
А вот мои предложения. (Презентация. Слайд 36, 37)1. Не переедать.
2. Здоровый отдых.
3. Двигательная активность.
4. Закаляться.
5. Отказаться от вредных привычек.
6. Остерегаться болезней особенно вирусных.
А девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил людей – на обратной стороне листа расшифруйте эти слова. (Презентация)

“Добыть здоровье сможет только сам человек!”Амосов
А теперь проверим, какую жизненную емкость легких вы имеете? Надуем воздушные шары и встанем в виде формы сердца.
Сердце тебе не хочется покоя
Сердце как хорошо на свете жить
Сердце как хорошо, что ты такое
Спасибо сердце, что ты  умеешь так …
Поднимем шары и просалютуем нашему уроку!
Итог: Сегодня каждый поставил себе оценки – оценки своему здоровью. Урок окончен. Будьте здоровы!
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Обращает внимание на внешний вид обучающихся.
Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
Анализ выданной работы Работа с ресурсами Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения Проверяют наличие инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности
2-й этап. ЦелеполаганиеНаправить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. Выдвигая цели делают умозаключения Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную Контроль за ответами одноклассников
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Учитель организует работу,
консультирует работу с инструкционной картой Поиск и обработка ресурсов Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи Работа в группах, организуют учебное сотрудничество Устанавливают партнёрские отношения Добывают новые знания Оценивают объективные трудности
4-й этап. Итоги занятия.
Организует обсуждение результатов Выстраивают причинно- следственные связи Взаимодействие в групповом коллективе Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику Прогнозируют состояние своего здоровья. Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе
5-й этап. Рефлексия.
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели Участвуют в обсуждении Осознанно строят выводы Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль
6-й этап. Домашнее задание.
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.
Подведение итогов урока
Воспринимают информацию, выбирают уровень Осознанно фиксируют информацию