Использование кейс –метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в современном школьном образовании.

Горчакова Н.А.,
учитель истории и обществознания,
I кв. кат-я,
МАОУ «СОШ №10», ГО Ревда, Свердловская область.


Использование кейс –метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в современном школьном образовании.
ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.
Кейс метод – это метод анализа ситуации, предполагающей осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для освоения данной проблемы. [1;8] Данный метод можно рассматривать как один из приемов технологии «критического мышления».
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - стади может помочь эти навыки сформировать и закрепить.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 20-е гг.
XX века. [2;1]
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам. В 2012 году А. М. Деркач защитил в РГПУ им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании.
Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Особенности обучающих кейсов: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них жизни.
Для применения в обучении кейс- метод имеет следующие особенности:
Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
В-четвертых, технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
-записать цель, над которой предстоит работать группе;
-выписать вопросы, сформулированные для данной темы;
-по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);
-сформулировать результирующее мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.
Для представления результатов работы рекомендуется:
подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);
выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом
предварительно на доске (плакате) записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оппонентов докладчика, а затем оценивают доклад модератора.
Критерии эффективности работы группы: 1) полнота и глубина проработки информации;2) использование разнообразных источников информации; 3) оригинальность представления; 4) участие каждого в подготовке и представлении результатов.
Алгоритм работы в группе:
1. шаг. Распределение ролей в группе:
«координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;
«секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
«шкипер», представляющий проект.
2. шаг. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).
5. шаг. Выработка решений проблемы.
6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.
7. шаг. Подготовка доклада.
8. шаг. Аргументированный краткий доклад.
Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.
Пример №1. Кейс по истории. Тема: «Мир на пути ко второй мировой войне». 9 класс. Базовый уровень.
Задание № 1
А. Прочитайте информацию о своей стране.
Б. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.
Задание № 2
Сформулируйте вывод по основной заданной проблеме
(1-2 предложения):
«Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»
Материалы для кейса:
Особенности внешней и внутренней политики стран Европы в 20-30 ее гг. XX века (Франция, Великобритания, США. Германия, СССР).
1 страна - 1 группа.
Пример №2. Кейс по обществознанию.
Тема: Система ценностей личности в современном мире. 11 класс. Базовый уровень.
1 группа: Каковы принципы Христианской морали по тексту Нагорной проповеди? Сохранили ли они свое значение в наши дни?
(при ответах нужно использовать текст)
2 группа: Что значит «быть человечным», по мнению Д.С. Лихачева?
(при ответах нужно использовать текст)
Материалы для кейса:
Нагорная проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея (выдержки);
10 заповедей человечности Д.С. Лихачева.
Список использованной литературы:
1.Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude -Тобольск: ТГСПА им. Д.А.Менделеева, 2009г.-188с.
2. Метод кейсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. ФГОС общего образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа: 13 LINK 14http://15 13 LINK 14www.standart. edu. ru15
4.Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика: [Электронный ресурс] - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15