Статья по теме Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы


Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
на уроках русского языка и литературы
Дюсекеева Л.К., преподаватель русского языка и литературы
Костанайский политехнический колледж
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию. Сегодня основная задача обучения - воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности студентов является использование инновационных технологий в образовательном процессе.
В своей работе при обучении русскому языку и литературе успешно применяю информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, активизировать познавательную деятельность обучающихся; развивать их творческий потенциал ; облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий, по мнению Е. И. Машбица и М. В. Монахова, кандидатов педагогических наук, показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех типах уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.
Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Применяемые приемы, применяемые на занятиях по русскому языку и литературе с использованием ИКТ:
1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку "Фраза"). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.
При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый обучающийся отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Он может посмотреть процент и качество своих знаний. Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учащихся и позволяет оценить степень их подготовленности.
2. Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог студент - компьютер, в ходе которого обучающийся приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет компьютер.
3. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.
Использование электронного учебника на уроке русского языка позволяет заинтересовать учащихся, контролировать их деятельность , значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом. Преимущества использования электронного учебника в том, что весь материал показан разнообразно — если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиозаписи. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.
В электронном учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто пользуюсь страничкой «Литературное кафе», в которой можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения художественного произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки литературы по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. В полной мере использован принцип наглядности. Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями. Хорошо даны тестовые вопросы — учащийся тут же может ответить и проверить свои знания. Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему. Кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз.
На таком занятии не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.
4. Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом). Художественные тексты применяются на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Обучающиеся, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый учащийся работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.
5. Создание слайдов с текстовым изображением. Учащиеся, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; работа с литературоведческой статьей; обзор творчества поэта, писателя; подготовка доклада о писателе, поэте; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование). Создание слайдов с графическим изображением (обучающиеся в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
Активно используются на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы студента по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела «лексика» учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или учащиеся проводят опрос, в ходе которого задают вопросы, связанные с лингвистикой или филологией, обрабатывают полученную информацию, наглядно представляют в виде диаграммы.
6. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. Также можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учащихся, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Студенты в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на занятии, заинтересованность обучающихся в изучаемом материале.
Список использованной литературы.
Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.