Статья Эффективность использования современных информационно-коммуникативных технологий в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса


МАОУ СОШ № 93
Свердловская область
г.Екатеринбург
учитель начальных классов
Воинова Ю.А.
Эффективность использования современных информационно-коммуникативных технологий в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса.
Урок в образовательной системе предполагает использование учителем современных образовательных технологий.
Главное направление инновационной деятельности- внедрение в образование технологий и методик, развивающих творческие способности, языковые умения и навыки.
Технологии проблемного обучения: поисковые задачи и проблемные вопросы, опыт, фиксация результатов наблюдений, практические работы.
Я в своей работе использую:
Технология проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Перспектива” используется на уроках открытия новых знаний. При традиционном ведении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы урока учителем, а поиск решения сведен до сообщения готового знания. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формирование учениками вопроса для исследования (темы урока), а методы поиска решения организуют “открытие” знания учащимися, и, следовательно, деятельность детей на уроке становится творческой.
Проектная технология, которую я использую в качестве механизма формирования у детей ключевых надпредметных компетенций. Я включаю в урочную деятельность моих учеников систему небольших проектных заданий, которые ориентированы на получении конкретного результата и нацелены на использовании приобретенных знаний и умений, позволяющие снижать нервно – психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации.
Здоровьесберегающие технологии, которые “работают” на каждом уроке и направлены на укрепление физического и психического здоровья учащихся (традиционные физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, создание ситуации успеха).
Общепредметная технология - формирование типа правильной читательской деятельности. Эту технологию я использую при работе с текстом на уроках по разным предметам, но особенно на уроках литературного чтения. Через комментированное чтение и диалог с автором, через текст учащиеся учатся самостоятельно получать информацию из текста, включают своё творческое воображение, учатся задавать вопросы к тексту, выделять ключевые слова, самостоятельно составлять план и т. д.
Перечисленные технологии результативны, поскольку обеспечивает высокое качество усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности, формирование высокой учебной мотивации моих учеников.
Стремительная информатизация общества выдвигает новые требования к системе образования – это повышение качества образования, его доступность, демократизм, фундаментальность и профессионализм, новое информационное наполнение образования.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования, учета личностных особенностей до игры. Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: придают уроку игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютер может быть как объектом, так и средством обучения. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.
Таким образом, непременным участником современной системы образования является использование вычислительной техники. Использование современных технических средств обучения позволяет успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения. Именно поэтому я использую в своей работе информационно-комуникационные технологии. Использование компьютерных технологий позволяет мне:
Дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета.
Увеличить эмоциональную составляющую урока и мероприятия.
Сравнительно быстро проводить проверку качества знаний при полной объективности. Обеспечить обратную связь.
Повысить темп и плотность урока. Делегировать часть своих полномочий (компьютеру, учащимся).
Сделать обучение и воспитание более творческим.
Разнообразить воспитательную работу, сделать проводимые мероприятия более зрелищными, эффективными.
Повышать своё профессиональное мастерство.
Активное использование информационно-коммуникационных технологий позволило мне расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Активно используя в своей работе перечисленные технологии, я отмечаю следующую положительную динамику развития общеучебных умений (ключевых компетенций) у своих учеников:
Учащиеся могут определять и формировать цель в своей деятельности на уроке, составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия его реализации (организационные умения).
Умеют добывать и перерабатывать полученную информацию, преобразовывать её из одной формы в другую, наблюдать и делать самостоятельные выводы (интеллектуальные умения).
Приобретают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей (оценочные умения).
Учатся договариваться, общаться, взаимодействовать друг с другом (коммуникативные умения).