ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК «РИТМИКА И ТАНЕЦ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

















ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК «РИТМИКА И ТАНЕЦ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ































Пояснительная записка


Последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно возрос. Учебная программа по хореографии разработана в соответствии с Государственным стандартом нового поколения «Новая школа» и отражает современные требования к обучению подготовки начальной школы. Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем, времена развития современной и массовой гиподинамии, когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс, в школе.
Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Обучение хореографии в системе ФГОС целесообразно начинать с занятий по ритмике, служащими преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Занятия ритмикой проводятся весь первый год обучения для подготовки детей к урокам хореографии. Последующие года дети осваивают азы хореографии.

По системе ФГОС дополнительное образование - хореографический кружок называется «Ритмика и танец»









Цель: Создание валеологических обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, хореография) и развитие качеств творческой личности ребенка средствами танцевального искусства.

Задачи:
- Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;

- соразмерное формирование танцевальных способностей: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве.

- дать первоначальную хореографическую подготовку.

МОДЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные компоненты
творческих способностей
Диагностические признаки

1.Мотивационно-ценностный
1.Интерес к хореографической деятельности.
2.Ценностное отношение к занятиям по хореографии.
3.Стремление овладеть искусством танца.

2.Образное мышление
1.Способность самому вникать в музыкально-хореографический образ произведения.
2.Способность чувствовать красоту движения, пластики и связь с музыкой.
3.Способность самому создавать художественный образ.

3.Эстетический вкус
1.Способность к эмоциональному переживанию.
2.Способность оценивать эстетический уровень исполнения.

4.Познавательный интерес
1.Желание познавать историю танца, развития его видов.
2.Пытливость, побуждение к приобретению новых специальных знаний.

5.Хореографические умения и навыки как компонент возможности
1.Музыкально-ритмические навыки: партерная гимнастика, элементы народного, бального и современного танца.
2.Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)

6.Качество личности
Доминантные: трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, сила воли.



Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.

Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами кружка «Ритмика и танец».
К числу планируемых результатов отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
межпредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений и танцевальных композиций.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

Формы обучения:
--учебное занятие
--домашнее задание
--учебно-игровые мероприятия
--открытые уроки
--концертные выступления

Методы обучения:
--словесные
--наглядные
--практический показ

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых уроков для родителей;
- организация танцевальных конкурсов;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения, 34 учебные недели по 1 часу в неделю.
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.
Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».
Азбука музыкального движения.
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.
Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».
Развитие ритмического восприятия.
Теория. Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.
Практика. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Развитие музыкальности.
Теория. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.
Практика. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять заданные движения, меняя их в соответствии со сменой звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Паузы в движении и их использование.
Теория. Виды музыкальных размеров танцев.
Практика. Игра «Сделал - остановись».
Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад.
Развитие пластики тела.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений
Практика. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.
Упражнения на осанку.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.
Практика. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Упражнения на растяжку.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.
Практика. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Упражнения на пластику.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.
Практика. Работа по классическому экзерсису на полу (система движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными гимнастическими ковриками. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.
ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.
Обще развивающие упражнения.
Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног.
Практика. Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Виды шага, бега, прыжков.
Теория. Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.
Практика. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой Приложение 1, 2.
Изучение позиций.
Теория. Основные степени поворотов на месте и в движении: целый поворот, половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.
Практика. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног - 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям. Музыкальный размер - 3/4 или 4/4, темп - andante. Battement tendu simple – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). Музыкальный размер - 2/4, темп – moderato (Приложение 1, 2). Тренинг. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой, включения шагов в различных направлениях, plie и подключения к работе других уровней. Исходная позиция (если не указывается специально) – ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу.
Диско-танцы
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.
Практика. Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.
Итоговое занятие.
практика. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех изученных танцев.























Требования к учащимся первого года обучения.

К концу года школьник может овладеть рядом знаний и навыков: умение красиво держать осанку, различные танцевальные шаги, подскоки, прыжки, топотушки и хлопушки.
Ученик должен уметь тактировать руками музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При двух тактовом вступлении вовремя начать движение и закончить. Чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного, героического) и уметь передать его в шаге. Иметь навыки актёрской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца Выразить образ в разном эмоциональном состояниивеселья, грусти (весёлый котёнок, грустная птица).Распознавать характер старинной музыки. Уметь исполнить элементы своего национального танца. Уметь исполнять перестроения.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Название разделов
Название тем
Количество часов

Вводное занятие

1


Азбука музыкального движения
Развитие ритмического восприятия
3


Развитие музыкальности
3


Паузы в движении и их использование
1

Развитие пластики тела
Упражнения на формирование правильной осанки
3


Упражнения на растяжку
2


Упражнения на пластику
3

Танцевально-ритмическая гимнастика
Общеразвивающие упражнения
3


Виды шага, бега, прыжков
3


Изучение позиций
2

Диско-танцы
«Музыкальный»
1


«Стирка»
1


Вару-вару
3

Полька

3

Элементы народного танца

1

Итоговое занятие



Итого:

34


Требования к учащимся второго года обучения.

В конце второго года обучения учащиеся умеют определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение). Понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
Получают навыки в формировании красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем.

Учебно-тематический план 2 года обучения


№ урока
Дата
Тематическое содержание
Часы

1 цикл




1

Введение. Беседа о танце.
1

2

Основные понятия в хореографии. Техника б/о.
1

3

Ритмика. Партерная гимнастика.
1

4

Разучивание танцевальной комбинации.
1

5

Освоение комплекса статических поз.
1

6

Постановка массовых танцев.
1

7

Разучивание танцевальных комбинаций.
1

8

Ритмика.
1

9

Музыкальные игры
1

2 цикл




10

Ритмическая гимнастика
1

11

Ритмика. Отработка танцевальных комбинаций
1

12

Партерная гимнастика. Постановка танца.
1

13

Основы современной пластики. Отработка новых комбинаций.
1

14

Музыкальные игры.
1

15

Проверочный урок.
1

3 цикл




16

Новые корригирующие движения в системе занятий.
1

17

Комплекс статических поз.
1

18

Современная пластика. «Новогодние этюды».
1

19-20

Отработка танцевальных номеров.
2

4 цикл




21

Импровизация. Пластические этюды.
1

22

Партерная гимнастика. Музыкальные игры.
1

23-24

Элементы народного танца.
2

25-26

Отработка техники и выразительности исполнения.
2

27

Музыкальные игры.
1

5 цикл




28

«Дорога к танцу». Беседы по хореографии.
1

29

Партерная гимнастика.
1

30-31

Элементы народного танца. Новые комбинации.
2

6 цикл




32

«Новый век и современные танцы».
1

33

Партерная гимнастика. Музыкальная импровизация.
1

34

Самостоятельное составление комбинаций.
1



Всего за год
34



II Учебно – тематический план.


Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Универсальные учебные действия
ЦОР (цифровые образов. ресурсы)

1
Вводное занятие Инструкция по ОТ
1
1

Коммуникативные
ДВД диск «Школа танцев для детей», ч 1

2
Постановка корпуса, рук, ног, головы
4
1
3
Личностные
ДВД диск «Школа танцев для детей», ч 2

3
Элементы бального танца
4
1
3
Регулятивные
ДВД диск «Школа танцев для детей», ч 2

4
Освоение танцевального шага. Элементы народно-сценического танца.
10
2
8
Познавательные
ДВД диск «Школа танцев для детей», ч 1




5
Постановка простых лирических, сюжетных и эстрадных танцев
8
1
9
Коммуникативные
СД диск «Популярные танцы мира от ламбады до лезгинки»;
СД диски с записью мелодий народных танцев

6
Выработка осанки и гибкости тела
6
2
4
Личностные
ДВД диск «Школа танцев для детей», ч 2

7
Итого:
34
8
25





Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 7-9 лет.
Общее количество часов – 34 часа.
Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 час (40 мин.).
Нормы наполнения групп – от 5 человек.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.


СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
Детский фитнес. М., 2006.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.
Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.
Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ
Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.
Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.




































Приложение 1
Упражнения для первого года обучения.
На первом этапе обучения необходимо научить детей двигать отдельно каждой частью своего тела.
Голова.
Голова должна двигаться так, как будто она подвешена на веревочке за макушку.
Наклоны головой вниз-вверх, не втягивая ее в плечи.
Повороты головой вправо-влево, не заваливая ее назад, при повороте необходимо делать усилие на подбородок (при повороте направо правое ухо выше левого, и левое выше правого при повороте налево).
Смещение головы в сторону без ее наклона, за счет мышц шеи. Затем, добавление к смещению головы вправо-влево наклон головы в соответствующую сторону. Должна прослеживаться последовательность при выполнении упражнения: смещение, потом наклон.
Плечи.
Движения плечами вверх-вниз.
Дети должны почувствовать, что при движении плечами вниз голова и шея остаются наверху: макушка как бы привязана за ниточку к потолку. А при движении плечами вверх голова и шея «прячутся» в плечах, а плечи стремятся коснуться ушей.
Движения плечами поочередно: то правым вверх-вниз, то так же левым. При этом при движении вверх ребенок пытается достать плечом уха (возможен небольшой наклон головы к плечу для создания ощущения сжатия). При опускании плеча вниз возможно отклонение головы в противоположную сторону для создания ощущения растяжения.
Движения плечами вперед-назад.
Дети должны почувствовать, что при движении плечами вперед, они (плечи) не поднимаются вверх, и, соответственно, голова не втягивается в плечи. При движении плечами назад должно сложиться впечатление, что они (плечи) стремятся встретиться с пятками. При этом лопатки должны повстречаться друг с другом. Шея, при этом, опять же не прячется никуда, т.е. голова не втягивается в плечи.
Корпус.
Движение корпусом вперед-назад.
Для движения корпуса вперед сместить в этом направлении точку груди, которая находится в верхней ее части. При этом должно создаться ощущение, что вы пытаетесь положить грудь на полочку, уровень которой находится немного выше. При этом плечи должны будут сместиться назад для создания равновесия.
На следующем этапе для более наполненного движения корпусом, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение корпусом вперед, необходимо вначале сместить его немного назад на счет «И...» и, затем, на счет «раз» направить его вперед. И наоборот. Чтобы сместить корпус назад, нужно сместить его немного вперед так же на счет «И...».
При смещении корпуса назад должно создаться ощущение, что вы пытаетесь взглянуть себе на живот. При этом плечи вместе с головой для создания равновесия должны сместиться вперед.
На следующем этапе выполнить это упражнение с замахом на счет «И».
Движение корпуса вверх-вниз (вдох-выдох).
Должно возникнуть ощущение растяжения правой и левой сторон (правого и левого боков).
Возможная ошибка: поднятие вместе с грудью плеч. Они (плечи) одновременно с движением корпуса вверх должны устремляться вниз, создавая тем самым натяжение.
Движение вверх-вниз отдельно правой и отдельно левой сторон. При этом соответствующие плечи направлены вниз, создавая натяжение. И должно возникнуть ощущение растяжения мышц соответствующей стороны, соответствующего бока.
Движение корпуса из стороны в сторону.
Для правильного выполнения этого упражнения необходимо выполнить предыдущее, но со смещением корпуса в левую или в правую сторону. Это необходимо для того, чтобы избежать движения плечами в сторону.
Общее требование:
Все движения корпусом, собственно говоря, не только корпусом, должны заканчиваться не остановкой, а дотягиванием, для создания еще большего растяжения. Именно это позволит ребенку заполнять движением музыку, точнее, промежуток между тактами: 1, 2, 3, 4, т.е. «И»: И-раз, И-два, И-три, И-четыре. Вследствие чего исполнитель не будет торопиться вперед и обгонять музыку, что очень часто можно наблюдать во время выступления начинающих танцоров.
И одновременно с этим его движения будут более насыщенны и наполнены содержанием, что в свою очередь позволит зрителю успеть понять и воспринять то, о чем хочет сказать актер. Потому что не что иное, как жесты и движения позволяют усилить впечатление от сказанного. Именно движение должно помочь ребенку должным образом передать все чувства и переживания, которые он хочет выразить на сцене.
Помимо этих специфических упражнений нельзя забывать и об уже известных развивающих упражнениях.

Исходное положение: стоя на четвереньках.
Упражнение. Выгнуть позвоночник вверх: спина «дугой», подбородок прижат к груди. Затем прогнуться вниз, откинув голову назад.
Примечание. Упражнение выполняется медленно. Следить за тем, чтобы руки не сгибались в локтях. Каждый раз доходить до максимума в прогибе.



Исходное положение: сидя на полу с вытянутыми перед собой и слегка разведенными ногами.
Упражнение. Развернуть корпус на 180 градусов назад и постараться грудью коснуться пола, опираясь на руки. Затем вернуться в исходное положение и выполнить то же самое с поворотом в другую сторону.
Примечание. Следить, чтобы при опускании корпуса к полу бедра и ноги не отрывались от земли.

Исходное положение: стоя на четвереньках.
Упражнение. Опустить таз на пятки; сгибая руки в локтях, начать скользящее движение корпусом вдоль пола, как бы подлезая под забор. В конце движения корпус прогибается назад-вверх, а бедра лежат на полу. После этого проделать движение в обратном направлении, в исходное положение.
Работа бедер вперед-назад.
При движении вперед необходимо, чтобы ребенок попытался втянуть верхнюю часть бедер себе под ребра. При движении назад необходимо добиться прогиба в пояснице. При этом верхняя часть корпуса должна оставаться неподвижной и спина не должна сгибаться.
На следующем этапе для более наполненного движения бедрами, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение бедрами вперед, необходимо вначале сместить их немного назад (на счет «И...»). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно сместить их немного вперед так же на счет «И...»
Работа бедер из стороны в сторону.
При таком движении нужно, чтобы ребенок пытался соединить бедро с соответствующим плечом, при этом спина опять же не должна сутулиться.
На следующем этапе выполняем движение с небольшим замахом (см. движение бедер вперед-назад).

Гибкость
Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости.
Осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений, «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела; чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.
В работу включаются:
движения головы в сложном затылочном суставе;
движения верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем (движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех остальных пальцев в пястно-фаланговых суставах;
движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе.
Упражнения для развития пассивной гибкости
Упражнения с использованием собственной силы – например, притягивание туловища к ногам.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью дополнительной внешней опоры, - например, сидя на стуле и зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону, наклониться и дотянуться до вещи на полу.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью «изолирующей» позиции, – например, повороты корпуса в стороны из положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых к полу и развернутых в стороны ног.
Статические упражнения, при которых производится удержание конечностей или корпуса в положении, требующем предельного проявления гибкости, – например, фиксированные наклоны или шпагаты.
Упражнения для развития активной гибкости
Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения – например, маховые движения ногой.
Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений – например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.
Рывковые движения – например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.
Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц-антагонистов – например, медленное разведение рук в стороны до предела.
Перенос веса тела.
Ноги по шестой позиции. Вес тела на двух ногах, на передней части стопы. Поочередно выталкивая себя стопой одной ногой, перенести вес на другую. При этом, делая все это под музыку так, чтобы на «И» оставаться еще на исходной ноге.
То же самое из исходного положения «ноги на ширине плеч». Вся работа происходит только за счет пальцев ног. Для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он стоит на одной ноге, для этого нужно немного оторвать свободную ногу от пола. Для правильного выполнения этого упражнения необходимо, чтобы все тело было собрано, т.е. все мышцы были немного напряжены, плечи опущены, лопатки сведены и пятая точка была так же подобрана вперед (смотри упражнение для бедер).
Куклы Папы Карло.
Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую Папы Карло. Что же мы увидим там? Конечно, игрушки. У вас есть любимые игрушки? Только мы будем не называть их, а показывать и сами озвучивать. Давайте попробуем сами изобразить наши игрушки (педагог может полетать "самолетиком", поскакать мячиком). Показывать свою игрушку можно одному или объединиться в пары, группы. Один, два, три. Вот мы уже в мастерской. А это что за игрушка? Вся из дерева, ходит на прямых ножках, а ручки сгибает только в локте. Да, это Буратино! Походим все, как он (2 минуты).
А это кто? Кукла Неваляшка! Руки прижаты к бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ножки чуть-чуть двигаются. И качается: сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад и никогда не падает (2 минуты).
Игра «Знакомство».
Педагогу, впервые пришедшему на занятие, взяв мяч в руки, следует сначала представиться самому, затем передать мяч по цепочке. Получившему мяч необходимо назвать все предыдущие услышанные имена, а потом уже свое. Например: «Меня зовут Елена Владимировна» - передаю мяч ближе всего стоящему ученику. Он повторяет мое имя «Елена Владимировна», а потом говорит свое и подает мяч своему соседу или соседке. Передавая мяч по цепочке и повторяя имена за короткий срок вы запомните, как кого зовут и уже что-то получите (мяч, взгляд) и даже отдадите другому. Этот прием поможет создать добрую, непринужденную обстановку для дальнейшего занятия.


Приложение 2.
Упражнения для второго года обучения.
На втором этапе обучения необходимо научить детей двигать частями своего тела, выполняя это движение, начиная с движения корпуса.
Для этого необходимо выполнять все упражнения первого этапа обучения, постепенно соединяя их с движением корпуса.
Ребенок должен понять, что движение корпуса необходимо как направляющая сила для движения всего остального. Именно корпус задает направление движения остальных частей тела. Именно благодаря корпусу мы создаем натяжение перед началом движения так, как мы это делаем, натягивая тетиву лука, чтобы направить стрелу в нужную сторону.
Голова
Наклоны головой из стороны в сторону.
На счет «И» корпус начинает движение в правую сторону, голова при этом немного отстает, создавая небольшое натяжение. На счет «РАЗ» голова наклоняется в ту же сторону, куда началось движение корпуса. При этом на счет «И» создается впечатление, что, отставая от корпуса, голова движется в обратную сторону, осуществляя замах, о котором мы говорили на первом этапе обучения.
Аналогично выполняем движение головы в обратную сторону: на счет «И» движение корпуса (голова отстает). На счет «РАЗ» движение головы.
Вращение головы справа налево и слева направо.
Движение выполняется аналогично предыдущему движению. Отличие состоит в том, что если в первом случае голова двигалась в сторону, то корпус при этом должен был двигаться туда же. При выполнении данного упражнения голова выполняет вращательные движения. Поэтому и корпус должен двигаться только вокруг своей вертикальной оси.
На счет «И» корпус скручивается в правую сторону, голова при этом отстает. На счет «РАЗ» голова, догоняя корпус, заканчивает поворот.
Смещение головы справа налево и слева направо.
Это движение головы выполняется за счет мышц шеи. Голова смещается вправо без ее наклона (видимое движение подбородка). После смещения выполняется ее наклон в ту же сторону.
На данном этапе обучения это смещение так же должно выполняться от корпуса. При этом желательно разъяснить и показать ребенку отличие от предыдущих упражнений.
В первом случае голова движется по радиусу. Корпус также начинает движение по диагонали: снизу вверх, слева направо.
Во втором случае голова выполняет вращательные движения. Корпус при этом также движется только вокруг своей вертикальной оси.
И, наконец, в последнем элементе голова вначале смещается строго горизонтально. Корпус также должен начинать двигаться горизонтально полу.
Объяснение этого позволит понять ребенку важность такой части тела, как корпус. Куда корпус, туда и голова. Куда корпус, туда и все остальное.
Плечи.
Движения плечами вверх-вниз.
Движение начинается с движения корпуса, точнее его стороны, вверх, это движение через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря тому, что при движении стороны вверх плечо остается внизу. При перемещении плеча вниз движение также начинается с перемещения стороны в том же направлении. Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо осталось вверху, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.
Итак. На счет «И» сторона корпуса смещается вверх, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На счет «И» сторона корпуса смещается вниз, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.
Движения плечами вперед-назад.
Движение начинается с движения стороны корпуса вперед, это движение через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря тому, что при движении стороны плечо остается сзади. При перемещении плеча назад движение так же начинается с перемещения стороны в том же направлении. Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо осталось впереди, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.
На счет «И» сторона корпуса смещается вперед, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На счет «И» сторона корпуса смещается назад, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.
Гибкость
Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости.
Осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений, «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела; чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.
В работу включаются:
движения головы в сложном затылочном суставе;
движения туловища (позвоночного столба) в шейном, грудном и поясничном отделах;
движения верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем (движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех остальных пальцев в пястно-фаланговых суставах;
движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе, пальцев в плюснефаланговых суставах.
Упражнения для развития пассивной гибкости
Упражнения с использованием собственной силы например, притягивание туловища к ногам.
Упражнения с использованием собственного веса например, «вис сзади» (вис с вывернутыми назад руками).
Упражнения, выполняемые с помощью различных отягощений (штанга, гантели) например, разведение прямых рук с гантелями в стороны, лежа спиной на скамейке.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью дополнительной внешней опоры, например, сидя на стуле и зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону, наклониться и дотянуться до вещи на полу.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью «изолирующей» позиции, например, повороты корпуса в стороны из положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых к полу и развернутых в стороны ног.
Статические упражнения, при которых производится удержание конечностей или корпуса в положении, требующем предельного проявления гибкости, например, фиксированные наклоны или шпагаты.
Упражнения, выполняемые с активной помощью партнера, в которых партнер может выступать в любой из вышеобозначенных функций, давящей, тянущей, изолирующей или фиксирующей силы, дополнительной внешней опоры и т.д.
Упражнения для развития активной гибкости
Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения например, маховые движения ногой.
Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.
Рывковые движения например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.
Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц-антагонистов например, медленное разведение рук в стороны до предела.
Упражнения с использованием простейшего реквизита: скакалок, резиновых жгутов, гимнастических палок.
Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей тела.
Развитие умения чувствовать различные части своего тела.
Разминка (в кругу)
Я открыла свою сумочку и, знаете, кого я там обнаружила? Ни за что не догадаетесь! Солнечного зайчика. Кому отдать солнечного зайчика? (Отдает.) Я передала тебе зайчика с хорошим настроением, и у тебя теперь тоже хорошее настроение.
«Солнечный зайчик»
Передается солнечный зайчик любому играющему с передачей настроения - радостного, грустного. Причем нужно стараться пропускать солнечного зайчика через разные участки тела и принимать зайчика любой частью тела. Важно внимательно следить за партнером, за ходом игры и понять, что именно тебе его посылают. Например, принять зайчик головой, пропустить через тело, шею, руки, туловище, и послать партнеру ногой. Тот принимает его коленом, пропускает через ногу и отсылает «зайчика» бедром. По мере усвоения упражнения его можно усложнить: солнечный зайчик стал черного цвета, и пропускать через себя с соответствующим настроением.
Упражнения на воспитание уважения друг к другу, чувства зависимости друг от друга.
Игра «Солдатики» (или «Эстафета»). Если бы мы были военными солдатиками, то как бы вставали со своих мест, если бы вошел очень строгий генерал? Как бы мы его приветствовали?
«Солдатики» ("Эстафета")
Исполнители должны вставать друг за другом: как только садится один - встает другой, затем следующий. Это коллективное упражнение, в котором каждый должен выполнить всего одну обязанность - вовремя встать на своем месте. Причем для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива - не вмешиваться в работу каждого, учиться терпеливо ждать своего момента, не торопить, не подталкивать. Упражнение воспитывает уважение друг к другу, а это очень важно, особенно для учащихся начальных классов. Важно выполнить "эстафету" тихо, не стуча стульями, без криков и быстро. Успешного выполнения задания можно добиться только к середине второго полугодия, когда ребенок научится определять момент своего вступления в "общее" дело, появилось чувство зависимости друг от друга, внимание.






Приложение 3
Диско-танцы (описание)
«Музыкальный»
Играем на рояле, в погремушки, на барабанах, приглашение к танцу, шаг – пойнт, хлопки с поворотом (все по 8 счетов).
«Стирка»
«Стираем», «полощем», «выжимаем», «встряхиваем», «развешиваем», «устали» (все по 8 счетов).




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 615