«Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы»


«Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы»
Пирогова Татьяна Николаевна. (Выступление на августовской городской конференции)
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.
Выбор и посещение элективного курса по математике до 9 класса включительно производится свободно, их называют курсы по выбору предпрофильной подготовки, а в 10–11 классах элективные курсы обязательны для посещения.
Элективные курсы дополняют математические кружки, факультативы не только новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, но и компонентами, присущими любому учебному предмету.
Также элективные курсы предоставляют большие возможности для подготовки к олимпиадам, поступлению в вуз и др.
Применительно к математике условно можно выделить четыре вида курсов по выбору: углубленные, расширенные, межпредметные, обобщающие.
Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильного обучения отличаются друг от друга.
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные и межпредметные.
Предметно-ориентированные (пробные) курсы решают следующие задачи:
1) реализация учеником интереса к учебному предмету;
2) уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
3) создание условий к сдаче экзаменов по выбору.
Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду учебных предметов.
Предпрофильное обучение – это не самостоятельная система, она является подсистемой профильного образования и выполняет подготовительную функцию: подготовить ученика к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения, организовать пробы выбора и знакомство с миром профессий.
Основные характеристики любого курса по выбору: избыточность, вариативность, краткосрочность, оригинальность содержания, нестандартный характер, активное внедрение инновационных технологий.
В 10 – 11-х классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой. Элективные курсы в старшей школе, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки.
В 10–11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
Это главные отличия курсов по выбору в 9-х классах и элективных курсов в 10–11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.
Дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных. Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы, они «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Элективные курсы выполняют три основных функции: надстройки профильного учебного предмета, развития содержания одного из базовых учебных предметов, удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Существует несколько типологий элективных курсов:
I. По разрешаемым задачам: пробные, ориентационные, общекультурные, углубляющие
II. «по связи с предметом»: предметные, межпредметные, по предметам не входящим в базовый учебный план
Существуют элективные курсы, которые помогают глубоко изучить предмет, входящий в базовый учебный план, другие элективные курсы помогают показать межпредметные связи изучаемых предметов, а третьи помогают изучить предметы, не входящие в базовый учебный план. Некоторые из этих курсов направлены на изучение путей и методов применения знаний математики на практике, другие посвящены изучению методов решения математических задач, но все приведённые элективные курсы удовлетворяют потребности и интересы учащихся.
Возможные формы организации занятий элективного курса – это лекции, беседы, дискуссии, групповые соревнования, игры, индивидуальные консультации, теоретические практикумы по решению задач, практическая и исследовательская работа в парах, в группах и индивидуально, дистанционное обучение и создание проектов.
Особенностью курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. В конце изучения темы может быть проведено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиады. Контроль по изучению всего материала может быть осуществлен через творческое задание, может быть организован круглый стол – как презентация творческих работ, проектов и подведение итогов. Качественная оценка успехов ученика имеет огромный воспитательный и мотивационный потенциал.
В нашей школе банк курсов ежегодно пополняется. Педагоги вносят коррективы в содержание по итогам апробации курса. Мною апробированы предпрофильные курсы:
«Математические законы красоты», « Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика » и элективные курсы: «Решение задач с параметрами», «Методы решения задач с параметрами», «Исследование свойств функции», « Исследования в задачах по планиметрии»,
«Практика решения математических задач», «Абсолютная величина (модуль)», «Абитуриент». Возможности элективных курсов велики. Интерес к математике возрастает и, как результат - повышение качества математического образования. Например, наши достижения последних лет.
Призеры городской и участники областной олимпиады по математике Куприянова Анастасия, Нечипуренко Анна, Кулькова Мария.
Участие в математическом молодежном чемпионате г. Пермь более 80% работы выполнено верно: Куприянова Анастасия, Москвичев Александр, Пономаренко Яна, Шепель Илья, Глушич , Усатов.
3 место в городском туре фестиваля математических боев сборная команда школы 9-11 класс
Призеры городского уровня международного конкурса-игры «Кенгуру»: Куприянова Анастасия и Шепель Илья и высокий результат (более 80): Страхов Николай, Москвичев Александр, Пономаренко Яна, Глушич Константин, Усатов Денис.
2010 год участие в научно-практической конференции секции математика ДАНЮИ с научно – исследовательской работой по теме «Вычисление определенного интеграла» Чаленко Ярослав.
2011 год Участие в научно-практической конференции ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт» и в ДАНЮИ с исследовательской работой по теме «Гармонические колебания или тригонометрия в нашей жизни» Бондаренко Ольга
Высокий результат ЕГЭ: Нечипуренко Анна (94), Кулькова Мария (89), Барсегян Максим (80), Мазирка Анастасия (80).
2007 и 2010 участие в региональном фестивале-конкурсе «Учитель профильной школы». Дважды получила диплом первой степени и приз конкурса «Малую фарфоровую Дрофу» в номинации «Учитель – автор лучшего занятия курса по выбору», представив занятие курса « Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика » по теме «Связь между вероятностями и статистическими данными», и «Учитель – автор лучшего занятия элективного курса», представив занятие элективного курса «Свойства функции» по теме «Решение уравнений с модулем и параметром».
Если в результате занятий элективного курса, ученик выбирает путь продолжения образования, связанный с математикой, - ориентационная цель достигнута. Но если выпускник математического класса осознанно не выбирает «математическое будущее», то цель также достигнута. Недостигнутой она может считаться лишь в том случае, если ученик так и не понял, нравится ему математика или нет.
На мой взгляд, элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования на старшей ступени школы. Вся система преподавания математики, включая элективные курсы, должна соответствовать главной заповеди обучения и развития Личности: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».