Элективные курсы как средство профессионального самоопределения обучающихся в условиях основной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАКАССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ










Выпускная итоговая работа

Элективные курсы как средство профессионального
самоопределения обучающихся в условиях основной
школы





























Абакан, 2011 год

Введение.

Актуальность исследования. Изучение проблемы профессионального самоопределения молодежи приобретает актуальность в свете изменений, происходящих на рубеже XX – XXI в. в социально-профессиональной структуре общества и рынка труда.
Экономические реформы в России обусловили увеличение численности неработающей молодежи. В настоящее время предприятия устраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу, могу, надо). Главную роль в подготовке выпускников к осознанному выбору профессии играет школа. Это образовательное учреждение, которое эффективно содействует актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуализации, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Школа в широком смысле слова становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Таким образом, возникает противоречие между общественной потребностью в осуществлении более ранней профессиональной ориентации учащихся и недостаточной разработанностью содержания и механизма его осуществления в школе средствами учебных предметов.
Актуальность исследования по проблеме профессионального самоопределения позволило сформулировать тему исследования: «Элективные курсы как средство профессионального самоопределения обучающихся в условиях основной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить влияние элективных курсов на профессиональное самоопределение обучающихся.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся.
Предмет исследования: элективные курсы как средство профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Гипотеза исследования: элективные курсы будут являться средством профессионального самоопределения обучающихся, если:
- школа ведет профконсультационную работу с учащимися 9-х классов на основе элективных курсов;
- в системе осуществляется диагностика профессионального самоопределения учащихся;
- содержание элективных курсов будет ориентировано на профессиональное самоопределение личности школьников;
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по профессиональному самоопределению обучающихся;
2. Обосновать организационно-педагогические условия профориентационной работы школы;
3. Выявить факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения обучающихся;
4. Определить уровни профессионального самоопределения учащихся и критерии готовности к выбору будущей профессии;
5. Разработать и апробировать пропедевтический курс «Мир профессии».
Методологическую основу исследования составили:
- самоопределение - как важное проявление активного поиска возможностей развития личности и формирования себя как полноценного участника сообщества по Е.А. Климову;
- исследование типов личности учащихся по методике Д. Голланда;
- самоопределение - как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю по концепции П.Г. Щедровицкого;
- профессиональное и личностное самоопределение школьников в исследованиях Н.С. Пряжникова;
- профориентация: проблемы, опыт, перспективы в работах Е.Н. Пустовой;
- исследования профориентационной деятельности и профессионального самоопределения обучающихся в работах Б.В Кулагина, С.Л. Рубинштейна и В.В. Чебышева;
- системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.)
Теоретическая значимость исследования:
- систематизированы теоретические знания в области профессионального самоопределения учащихся, выявлены уровни профессионального самоопределения учащихся 9-х классов и разработаны критерии готовности к выбору будущей профессии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке пропедевтического курса «Мир профессий» и элективного курса «Основы дизайна и архитектуры», которые могут быть использованы учителями изобразительного искусства и технологии в общеобразовательных школах и преподавателями дополнительного образования детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Профориентация и профессиональное самоопределение

Концепция современного образования предполагает, что школа, являясь важнейшим функциональным элементом государства, отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Соответственно, изменения в обществе требуют от образования способности к быстрой адаптации в новых социальных, экономических, культурных условиях. Опыт развитых рыночных стран показывает, что объективные потребности инновационного развития требуют от системы образования умения откликаться на динамично развивающийся социальный заказ со стороны общества.
Быстро изменяющиеся запросы общества требуют от современного человека постоянного совершенствования. Таким образом, образование теряет свои традиционные временные рамки и становится постоянной потребностью. Воспитывать в ученике потребность в получении новых знаний, умений, навыков – это одна из важнейших задач школы. Главное условие развития личности – включение учащихся в активную познавательную деятельность, выражающуюся в познавательной потребности, определяющей уровень познавательной активности, который необходим для открытия человеком новых знаний. Для решения этой задачи необходимо преодолеть инерцию взгляда на ученика как на объект профессиональной деятельности педагога. Ученик должен стать полноправным субъектом совместной деятельности. Бурное развитие технологического прогресса в последние годы затрагивает все среды жизни общества в нашей стране. Основным направлением совершенствования технологической культуры труда является подготовка для наукоемких отраслей народного хозяйства выпускников, способных в будущем стимулировать дальнейшее развитие этих отраслей на базе технико-технологических процессов производства. Немаловажное значение в становлении технологической культуры труда имеет обучение перспективным направлениям научно-технического прогресса на стадии применения информационной компьютеризации и ускоренного движения к техногенному развитию. Развитие личности – это долгий, растянутый во времени, сложный процессе, во время которого человек постоянно самоопределяется – сам создает образ самого себя путем выбора тактики и стратегии саморазвития. Общеобразовательная школа призвана формировать творческую личность учащихся, приучать к самостоятельности мышления и поисково-исследовательской деятельности, побуждать к самообразованию и определению профессиональной деятельности, чтобы обеспечить социальную адаптацию в конкурентоспособности с учетом профессий на рынке труда в условиях современных рыночных отношений.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования школьников. Целевыми ориентирами являются:
- обучение, учитывающее индивидуально-личностные данные учащихся;
- предпрофильное и профильное обучение;
- оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в самоопределении.
Самоопределение – это процесс и результат выбора личности своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Самоопределение сопровождает человека от первого осознания своих данных и способностей к осознанному выбору профессии и своего места в жизни. Для окончательного выбора профессиональной деятельности необходимо согласование трех факторов на основе модели З. Фрейда: «хочу – могу – надо».
С бурным развитием гуманистической психологии в XX веке появилось понятие «Я – концепция» (А. Маслоу, Ч. Кули, З. Фрейд, В. Джеймс). «Я – концепция» личности, или «образ Я» – есть устойчивая, в большей степени или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. «Я – концепция» – это самоопределение личности по отношению к самой себе, включающее три взаимосвязанных психологических компонента:
Я сознательное – знание себя, осознаваемое представление о себе, своих качествах и свойствах;
Я эмоциональное – самооценка этих качеств и связанное с ней отношение к себе (самоощущение, самоуважение, самолюбие и тому подобные эмоции, чувства), вызываемые взаимодействием с окружающим миром;
Я поведенческое – практическое осознание себя через свое поведение, готовность, предрасположенность к определенному образу действий.
Самоопределение личности как процесс поиска, выявления и выбора своих целей и ценностей направлено на какую-либо конкретную ситуацию, позицию или сферу жизнедеятельности (жизненную, социальную, профессиональную, личностно-нравственную, духовно-нравственную, личностно-интимную). Таким образом, «Я – концепция» – это проявление и развитие определенных потребностей личности с учетом возрастных особенностей.
«Я – концепция»:
7-10 лет – ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
10-11 лет – САМОПОЗНАНИЕ
11-13 лет – САМОВОСПИТАНИЕ
13-14 лет – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
14-15 лет – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
15-17 лет – САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в школе и может продолжаться достаточно длительное время. И чем больше школьник будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объеме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор. Поэтому, чем раньше школьник прикоснется с миром профессий, тем богаче будет его собственный опыт, и тем легче ему будет ориентироваться в огромном множестве профессий. Организовывать деятельность школьников по изучению мира профессий необходимо в общеобразовательной школе, начиная с начальной ступени
Главная цель – сформировать у учащихся способность самостоятельно и осознанно планировать, реализовать и корректировать перспективы своего профессионального развития.
В этом достигается решение основных задач:
- подготовка к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип личности, выражающийся в стремлении к самореализации себя как члена социума. В настоящее время важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование, как обязательное условие социализации и адаптации к социально-экономическим изменениям.
Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дают следующее определение: «Профессиональная ориентация – это система психолого-диагностических, медицинских и образовательных мероприятий, помогающих подростку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и успешно выбрать профессию с учетом своих интересов и потребностей общества». [25, с.12-13]
Школьников необходимо знакомить с понятиями – «профессия» и «специальность». Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки. Специальность – комплекс приобретенных человеком знаний и практических навыков, дающих ему возможность выполнять определенную работу в какой-либо отрасли производства. Каждая профессия охватывает, как правило, несколько специальностей.
В процессе обучения учащиеся ориентируются на современные технологии и методы организации научной, практической и производственной деятельности с применением перспективных технических средств, формируются навыки технико-технологического и информационного мышления. Знакомясь с обработкой различных материалов и изучая технологические приемы и операции, учащиеся задумываются над экологическими аспектами окружающей среды.
Преобразовать экономику и общество невозможно, не повысив уровень технологической культуры, т.е. не повысив уровень преобразовательной деятельности. В настоящее время в рамках среднего общего и полного образования необходимо развивать такие качества личности как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, а также творческие и коммуникативные способности. Основной целью профессионального самоопределения является ориентация учащихся на ознакомление с профессиями и специальностями, значение качественной подготовки специалистов в определении уровня технического и технологического, информационного, а, следовательно, социально-экономического развития современного общества.
Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющих ее активность, направленную на преобразование себя, других, окружающей действительности.
Образование, с одной стороны, выполняет реальный заказ государства, а с другой – личностный заказ, поступающий от самих учащихся и их родителей.

1.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение

Процесс социализации подростков протекает сложно, неровно, с множеством противоречий как объективного, так и субъективного характера. На большинство учащихся при принятии решения о получении профессионального образования влияют родители и окружающая среда. Профориентационная деятельность образовательного учреждения будет эффективной во взаимодействии системы: «учитель – ученик – родитель».
Необходимым условием соединения образовательного пространства, способствующего самоопределению обучающегося основной ступени, является внедрение предпрофильной подготовки.
В этих целях в школе:
- создаются классы предпрофильной подготовки из обучающихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению школьником самого механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности, т.е. профориентационная, в которой принимают участие классные руководители, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);
- увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
- в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию, но и обучают различным способам работы с ней.
Целью профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки является:
- оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и принятия решения в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Этапы подготовки учащихся к выбору профиля:
Пропедевтический этап – позволяет дифференцировать обучающихся, в соответствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой сил через курсы по выбору и т.д.
На этом этапе осуществляется:
- презентация «образовательной карты» территории;
- предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
На основном этапе предусматривается:
- обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.
На завершающем этапе:
- реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьников в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;
- используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля.
Как указывается в документах Министерства образования и науки РФ, целесообразно, чтобы в ранжировании факторов независимо друг от друга принимали участие сам обучающийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетов мотивов профильной ориентации.
При завершении профильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения, но и портфолио, особенно раздел «Отзывы и рекомендации». Именно в этом разделе предлагается получить самооценку школьника по различным составляющим его деятельности: его отношение к обучению, возможно к какому-либо конкретному разделу, или предмету, изучаемому в рамках общеобразовательной школы или в системе дополнительного образования, к полученному опыту работы, социальным практикам, построению коммуникаций со сверстниками и взрослыми и т.п. Именно в подходах к самооценке можно увидеть уровень социальной зрелости и определить готовность к самостоятельному построению своего жизненного и профессионального пути.ровень социальной зрелости и определить готовность к самостоятельному посроению своего жизненного и полученному опыту работы,
Психолого-педагогическая служба призвана создать условия личностно-ориентированного обучения согласно индивидуальным особенностям развития учащихся и оптимизации процесса обучения, при которых механизм учебы позволит активно использовать полученные знания в будущей профессии и будущем самосознании обучающихся. В систему работы данной службы включаются направления:
- подкрепление перехода от одного этапа обучения к другому;
- помощь учителю в определении типологии личности обучающегося;
- рекомендации в организации индивидуальной работы с обучающимися;
- поддержка в организации школьного коллектива учащихся;
- рекомендации по учебно-воспитательной коррекции;
- обеспечение положительной познавательной мотивации;
- выявление и обоснование специальных интересов (профориентация), разработка индивидуальной образовательной траектории;
- обеспечение единства работ системы учитель – ученик – родитель;
- успешность, востребованность в обществе учащихся.

1.3 Деятельность образовательного учреждения по профессиональной ориентации школьников

Ежегодно выпускники средних общеобразовательных учреждений оказываются на пороге выбора:
- продолжить обучение в вузе или начальном и среднем профессионально-образовательном учреждении;
- устроиться на работу и одновременно учиться дальше;
- работать или обучаться профессии на ускоренных курсах.
В проекте «Наша новая школа» записано, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Цель программы: оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
Для реализации программы необходимо обеспечения условий:
- создание возможностей для вариативности и личностной ориентации образовательного процесса (проектирование индивидуализации образовательных траекторий)
- усиление практической направленности образовательного процесса с помощью введения интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательского и коммуникативных методов)
- оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в самоопределении
- развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования.
Данная программа способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Мероприятия развития профориентационной работы

№№
Мероприятия программы
Этапы и сроки
выполнения
Исполнитель

1
Представление «образовательной карты», общее знакомство с типами и уровнями учреждения профессионального образования
Сентябрь-октябрь 2010 г.,
Апрель-май
2011 г.
образовательные учреждения

2
Изучение школьниками возможностей и путей предпрофильной подготовки и профильного обучения
В течение года
образовательные учреждения

3
Диагностика интересов, склонностей, способностей образовательного запроса школьников
В течение года
Психолого-педагогическая служба образовательных учреждений

4
Посещение школьниками «Дней открытых дверей» учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования
В течение года
по графику
образовательные учреждения


С целью отработки условий для повышения эффективности подготовки школьников к различным видам профессионального образования и профессионального самоопределения, как необходимому условию их социализации, деятельность по реализации направлений профессиональной ориентации школьников в образовательных учреждениях основывается на нормативно-директивных документах: Законы РФ «Об образовании» и «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Ключевые компетенции профессионального образования:

- соответствие социально-культурным потребностям общества;
- ориентация на возрастные особенности учащихся;
- соблюдение принципов деятельностного подхода в образовании;
- ориентация на развитие мотивационно-личностной сферы.

Целью профессиональной ориентации как составляющей предпрофильной и профессиональной подготовки является:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и принятия решения в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
В образовательных учреждениях необходимо при классно-урочной системе и системе дополнительного образования проводить широкое информационное ознакомление о профессиях рынка труда. Во время обучения невозможно ознакомить школьников со всеми профессиями, встречающимися на практике. Однако, многие профессии предъявляют ряд общих требований к человеку. Знакомя подростков с этими требованиями, можно расширить и их представления о самих профессиях.
Изучение и выявление склонностей и способностей подростков является чрезвычайно важной составляющей в выборе профессии. Проявление интереса к предстоящей профессиональной деятельности должен быть целенаправленным, а не случайным. Задача образовательного учреждения заключается в создании условий для развития личностного фактора каждого учащегося, а не чрезмерное оказание влияния взрослого на данный выбор.
Целенаправленная работа методических объединений, классных руководителей, психологов, медицинских работников, родительской общественности должна быть взаимосвязанной и прослеживаться во всех мероприятиях, проводимых для учащихся по профориентационной деятельности.



ГЛАВА II

ДИАГНОСТИКА ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Диагностика профориентационной деятельности учащихся

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования и качество образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется процесс обучения школьника. В соответствии с проектом «Наша новая школа», система образования в МОУ «СОШ № 9» направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его профессионального самоопределения и самореализацию.
Для осуществления профессиональной работы необходимо провести диагностику профессионального самоопределения.
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее определение его результатов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.
При организации диагностики развития личности учащихся необходимо соблюдать важнейшие принципы:
1) Объективность (использование диагностических тестов, снижающих субъективность оценки);
2) Систематичность (диагностический контроль на всех этапах обучения с использованием разнообразных методов диагностики);
3) Наглядность (учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои результаты с результатами других учащихся).
Целью исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников на пропедевтическом этапе. Определение типа направленности личности и склонности к определенному типу профессий выявлено через:
«Тест профессиональных интересов» Д. Голланда;
Выбор профессии по классификации Е.А. Климова.
Технология исследования заключается в следующем: в эксперименте участвовала группа учащихся 9-х классов в составе 35 человек
При этом были использованы следующие методы:
1. тестирование;
2. анкетирование;
3. методы количественного и качественного анализа.
Для определения типа личности применялся тест Д. Голланда. Для выявления склонностей к определенному типу профессий был использован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).
1. Тест Д. Голланда состоит из 42 пар различных профессий (Приложение 1).
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Д. Голланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
Интерпретация типов:
Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
Интеллектуальный тип – не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит задачи, требующие абстрактные решения, интеллектуален. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач, психолог).
Конвенциональный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характерны стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.
Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист.
Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Не зависим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей этого типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
Исследование типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда представлены в таблицах 1 – 2.

Таблица 1. Результаты исследования типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда.

№ п/п
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип

1
6
8
4
6
9
8

2
7
10
5
7
9
5

3
5
6
9
6
8
8

4
7
6
6
9
6
8

5
6
5
7
7
5
12

6
5
3
12
8
8
6

7
6
11
7
9
5
3

8
8
3
8
7
9
7

9
10
6
4
6
7
9

10
6
4
10
8
5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Затем подсчитывается общее количество учащихся, каждый из которых относится к определенному типу личности, переводятся полученные данные в проценты и заносятся их в таблицу 2.

Таблица 2. Обобщенные результаты исследования типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда

Типы



Учащиеся
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип

Количество
1
4
12
6
7
5

В процентах
2,8
11,2
33,6
16,8
20,6
15


Полученные результаты исследования типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда представлены в виде гистограммы:











Результаты исследования типов личности по методике Д. Голланда.

Среди учащихся девятого класса преобладает социальный тип личности – 33,6% учащихся, которые обладают социальными умениями, нуждаются в контактах. У них проявляются такие черты характера, как стремление поучать и воспитывать. Учащиеся с данным типом стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активны, но часто зависимы от мнения группы людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия для таких учащихся: обучение и лечение (учитель, врач, психолог). К предприимчивому типу относится 20,6% учащихся, для них свойственно избирание цели, проявление энергии, импульсивности; им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны; таким людям предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист. 16,8% учащихся относится к конвенциональному типу, их определяют как людей, предпочитающих четко структурированную деятельность, не проявляющих критичность, оригинальность, консервативных, зависимых, ригидных (не любят смену деятельности); у них слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности; для таких личностей предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами. К артистическому типу относится 15% учащихся, которые опираются на эмоции, воображение, интуицию; имеют сложный взгляд на жизнь; независимы в решениях, оригинальны; у них высоко развиты моторные и вербальные способности; предпочитают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п. К интеллектуальному относится 11,2% учащихся, такие личности несоциальны, аналитичны, рациональны, независимы, оригинальны; у них преобладают теоретические ценности, любят задачи, требующие абстрактные решения, интеллектуальны; также гармонично развиты вербальные и невербальные способности; личности; для них предпочтительные такие научные профессии, как ботаник, астроном, математик, физик. К реалистическому типу личности относится 2,8% учащихся, которые определяются как несоциальные, ориентированные на настоящее, эмоционально стабильные, занимающиеся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами); у них развиты математические, невербальные способности; для таких людей рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) состоит из 20 пар видов деятельности (Приложение 2).
На основе исследования выделяется 5 типов профессий:
«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» – все технические профессии.
«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
«ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» – все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности.
Результаты исследования с учащимися девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова, целью которого было определить интересы и склонности старшеклассников при профориентации, представлены в таблицах 3-4.

Таблица 3. Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий у учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова.

№ п/п
Человек – Природа
Человек –
Техника
Человек –
Человек
Человек –
Знаковая система
Человек –
Художеств. образ

1
4
4
5
4
3

2
3
5
4
6
2

3
3
2
7
3
5

4
4
3
4
5
4

5
4
2
5
2
7

6
3
7
4
5
1

7
5
3
1
7
4

8
3
2
7
4
4

9
6
2
5
2
5

10
3
2
7
3
5

11
2
1
6
8
3

12
3
6
4
4
3

13
3
4
2
4
7

14
5
2
6
2
5

15
1
8
2
6
3

16
2
5
5
6
2

17
4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Затем общее количество учащихся девятых классов, каждый из которых обладает некоторыми склонностями к определенному типу профессий, перевели полученные данные в проценты и занесли их в таблицу 4.

Таблица 4. Обобщенные результаты исследования склонностей к определенному типу профессий у учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова.

Учащиеся
Человек – Природа
Человек –
Техника
Человек –
Человек
Человек –
Знаковая система
Человек –
Художеств. образ

Количество
1
9
13
7
5

В процентах
2,8
25,2
36,4
20,6
15


Результаты исследования учащихся девятых классов по методике ДДО для выявления склонностей к определенному типу профессий представлены в виде гистограммы:




Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова.
Среди учащихся девятого класса преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 36,4% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Техника» было выявлено 25,2% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу «Человек-Знаковая система» – 20,6% учащихся, которым характерны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек-Художественный образ» – 15% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).По типу профессии «Человек-Природа» 2,8% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).
Соотнеся каждый тип личности и тип профессии по методике Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова, мы установили соответствие между ними. Так, реалистическому типу личности соответствуют такие типы профессии, как «Человек – Техника» и «Человек – Природа». Интеллектуальному и конвенциональному типам соответствует тип «Человек – Знаковая система». Социальному и предприимчивому типам личности соответствует тип профессии «Человек – Человек». Артистическому типу личности – «Художественный образ».
Для сравнения типов личности и склонностей к определенному типу профессии у девятиклассников была составлена таблица 5. Это позволило выявить соответствие между предпочитаемыми профессиями и склонностями, которыми обладают учащиеся старших классов, и тем самым определить, правильный ли выбор будущей профессии делают старшеклассники сегодня.

Таблица 5. Сравнительные данные по методикам Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова по определению типов личности и склонностей к определенному типу профессии учащихся девятых классов.

№ п/п
Методика Д. Голланда
(тип личности)
ДДО Е.А. Климова
(тип профессии)

1
Предприимчивый
Человек – Человек

2
Интеллектуальный
Человек – Знаковая система

3
Социальный
Человек – Человек

4
Конвенциональный
Человек – Знаковая система

5
Артистический
Человек – Художественный образ

6
Социальный
Человек – Техника

7
Интеллектуальный
Человек – Знаковая система

8
Предприимчивый
Человек – Человек

9
Реалистический
Человек – Природа

10
Социальный
Человек – Человек

11
Конвенциональный
Человек – Знаковая система

12
Предприимчивый
Человек – Техника

13
Артистический
Человек – Художественный образ

14
Предприимчивый
Человек – Человек

15
Интеллектуальный
Человек – Техника

16
Социальный
Человек – Знаковая система

17
Конвенциональный
Человек – Человек

18
Предприимчивый
Человек – Человек

19
Социальный
Человек – Человек

20
Предприимчивый
Человек – Техника

21
Конвенциональный
Человек – Техника

22
Социальный
Человек – Человек

23
Артистический
Человек – Художественный образ

24
Социальный
Человек – Человек

25
Конвенциональный
Человек – Знаковая система

26
Социальный
Человек – Техника

27
Интеллектуальный
Человек – Техника

28
Социальный
Человек – Знаковая система

29
Конвенциональный
Человек – Человек

30
Предприимчивый
Человек – Техника

31
Артистический
Человек – Художественный образ

32
Социальный
Человек – Человек

33
Социальный
Человек – Человек

34
Артистический
Человек – Художественный образ

35
Социальный
Человек – Техника


Из сравнительной таблицы 5 видно, что соответствие типов личности типам профессий присуще 61,6% учащихся девятых классов. Они учитывают свои склонности, ориентируются в мире профессий при выборе профиля обучения и будущей специальности.
У 38,4% учащихся девятых классов еще не до конца сформировалось представление о мире профессий, и они, говоря о выборе профиля обучения и о своей будущей специальности, не учитывают своих склонностей и способностей. Для этих старшеклассников необходима более эффективная и целенаправленная работа по профессиональному самоопределению во избежание неверно выбранного жизненного пути.
На следующем этапе исследования было проведено анкетирование учащихся девятых классов. Данный метод сбора информации был проведен с целью определения того, насколько качественно и систематично проводится работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в школе.
Анкета для учащихся девятого класса:
1. Хотите ли Вы получить высшее образование?
2. В какой профильный класс Вы хотите пойти? (В какое образовательное учреждение?)
3. Что повлияло на Ваш выбор?
4. Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?
5. Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильный класс?
6. Как Вы оцениваете свой выбор?
7. По каким предметам Вы обучаетесь успешно?
8. При изучении каких предметов Вы испытываете сложности?
9. Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?
10. Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?
11. Какую профессию Вы хотите получить в будущем?
12. Почему Вы хотите получить именно эту профессию?
Анализируя ответы девятиклассников, мы получили следующие результаты.
На вопрос «Хотите ли Вы получить полное среднее образование?» 94,4% учащихся ответили положительно, что говорит о высокой заинтересованности молодежи в обучении. На вопрос, «В какой профильный класс Вы хотите пойти? (В какое образовательное учреждение?)» по 30% учащихся ответили, что выбрали гуманитарный класс и информационно-технологический соответственно, 26% учащихся – общеобразовательный, и 14% учащихся решили пойти учиться в училище либо в колледж по окончании девятого класса. Вопрос «Что повлияло на Ваш выбор?» повлек за собой такие ответы, как высокая востребованность на рынке труда – 44,8% учащихся, влияние родителей – 19,6% учащихся, плохие знания в области математики у 16,8% учащихся, чтобы скорее закончить учебу – ответили 5,6% учащихся, и еще не определили причины своего выбора 13,2% учащихся. На вопрос «Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?» 86% учащихся ответили положительно, что говорит о значимости для них мнения взрослых. Вопрос «Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильный класс?» позволил нам увидеть осуществление работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников – 94,4% учащихся ответили положительно, что свидетельствует о плановой работе со старшеклассниками. На вопрос «Как Вы оцениваете свой выбор?» 88,8% учащихся ответили, что сделанный ими выбор профиля обучения является актуальным на сегодняшний день, а остальные еще не определились с оценкой своего выбора. Вопрос: «По каким предметам Вы обучаетесь успешно?» дал нам следующие результаты – по 30% учащихся ответили, что успешно обучаются по естественным и гуманитарным предметам соответственно, и 40% учащихся имеют успехи по разным предметам. Вопрос «Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?» дает нам возможность увидеть частоту и качество работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников – 44,2% учащихся ответили, что эта работа проводится с ними один раз в неделю, 33,2% учащихся считают, что один-два раза в месяц, 11,2% ответили, что очень часто и еще 11,2% учащихся считают, что данная работа с ними не проводится вообще. На вопрос «Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?» 44,8% учащихся ответили положительно, 33,6% - отрицательно и 21,6% учащихся ответили, что еще не до конца определились выбором своей будущей профессии. Опираясь на ответы учащихся по этому вопросу, мы будем анализировать ответы на последние два вопроса: «Какую профессию Вы хотите получить в будущем?» и «Почему Вы хотите получить именно эту профессию?». На эти вопросы мы получили следующие ответы: среди выбираемых профессий девятиклассники отмечали профессии флориста, журналиста, повара, следователя, психолога, врача, юриста. А причины выбора объясняли привлекательностью профессии, любовью к цветам, к людям, интересом в общении с людьми.
После анализа ответов учащихся девятых классов делаются следующие выводы:
1) На выбор профильного класса среди девятиклассников актуальность выбираемой будущей профессии повлияла только у 44,8% учащихся, что свидетельствует о неопределенности в профессиональном самоопределении у большинства девятиклассников. Причем изучение интересов, склонностей и способностей учащихся при зачислении их в профильные классы проводилось только с 94,4%, остальные 5,6% учащихся либо вообще не знают, что такая работа проводится, либо сознательно не посещают данные мероприятия. Свой выбор профильного класса определяют как актуальный 88,8% учащихся, что может говорить о неосознанности выбора у остальных 11,2% девятиклассников. О том, что с учащимися проводится работа по профессиональному самоопределению, знают всего лишь 77,4% учащихся, а остальные отрицают проведение данного вида работы. И с выбором будущей профессии определились на данный момент лишь 44,8% учащихся.

2.2 Структура профориентационной работы образовательного учреждения

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования школьников.
В проекте «Наша новая школа» отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Ежегодно выпускники средних общеобразовательных учреждений оказываются на пороге выбора:
- продолжить обучение в вузе или начальном и среднем профессионально-образовательном учреждении;
- устроиться на работу и одновременно учиться дальше;
- работать или обучаться профессии на ускоренных курсах.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели трудовой деятельности: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим большое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цель профориентационной деятельности: оказание школьникам психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
Для реализации программы профориентационной деятельности образовательного учреждения необходимо обеспечение условий:
- создание возможностей для вариативности и личностной ориентации образовательного процесса (проектирование индивидуализации образовательных траекторий);
- усиление практической направленности образовательного процесса с помощью введения интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательского и коммуникативных методов);
- оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в самоопределение;
- развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования.
Профориентация как экономический процесс – это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв.
Профессиональная ориентационная система реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися.
Профориентационная деятельность способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Задачи профориентационной работы:
- профориентационная поддержка обучающимся в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности;
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для выработки сознательного отношения профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых элективных курсов при классно-урочной системе и системе дополнительного образования;
- подготовка к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- выработка гибкой системы, сетевого взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, а также с предприятиями округа, города и региона.
Профориентационная деятельность – это многоаспектная система, включающая в себя образование, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, индивидуальных консультаций, организация профильного обучения:
социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где акцентируются требования к квалификации работника той или Ионой сферы;
экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда);
психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору);
педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессий и профессиональных интересов;
медико-физиологический аспект предполагает разработку критериев профессионального обора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности.
Основными направлениями, предусматривающими реализацию данной работы, являются: организационно-методические, информационно-аналитические, консультационные и психолого-педагогические, диагностическая и мониторинговая деятельность, предпрофильное и профильное обучение, взаимодействие и сотрудничество с учреждениями начального, среднего и высшего образования.
Формами организации и проведения профориентационной деятельности являются:
консультационная и организационно-методическая деятельность с различными должностными категориями по организации профориентационной деятельности в образовательных учреждениях;
консультационная и организационно-методическая деятельность со школьниками образовательных учреждений и учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования разных возрастных групп по профессиональному самоопределению;
консультационная и организационно-методическая деятельность с родителями разных возрастных групп обучающихся образовательных учреждений.




ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ











Проведение мероприятий в среднем общеобразовательном учреждении

1. Составление календарного плана мероприятий по профориентации школьников.
2. Составление плана методических объединений с учетом педагогической деятельности учителей-предметников по ознакомлению с профессиями в процессе изучения содержания учебного материала.
3. Обсуждение на педагогических советах возможности использования дополнительного образования для развития склонностей и способностей учащихся к определенной профессии.
4. Создание уголка (кабинета) «Профориентация школьников».
5. Проведение совместных мероприятий с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.





Деятельность методических объединений

1. Составление плана мероприятий с учителями-предметниками по профориентации школьников с учетом реализации изучаемого учебного материала.
2. Осуществление контроля по организации и проведению школьных мероприятий с целью выявления наклонностей и способностей каждого ученика, вовлечения учащихся в участие данных мероприятий и проявления их самостоятельности.

Деятельность классного руководителя

1. Проведение беседы с учащимися о значении правильного профессионального выбора.
2. Систематическое изучение интересов, склонностей и способностей подростков путем наблюдения, личных бесед, сравнительных характеристик при совместной деятельности с психологом по результатам анкетирования школьников.
3. Обеспечение участия каждого ученика с учетом интереса, склонностей и индивидуальных особенностей путем вовлечения в посещение занятий по дополнительному образованию, элективных курсов, творческих групп по интересам и самостоятельного творчества (по индивидуальному плану).
4. Проведение консультаций с учащимися и родителями (постоянная взаимосвязь классного руководителя с родителями), оказание помощи в осознанном выборе конкретной профессии.

Деятельность учителей-предметников

1. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе изучения содержания учебного материала при классно-урочной системе и системе дополнительного образования.
2. Изучение и развитие индивидуальных склонностей и способностей учащихся в рамках совместного сотрудничества с классными руководителями.
3. Включение профориентационной тематики в оформление учебных кабинетов.

2.3 Мониторинг профориентационной деятельности учащихся

Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе.
Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна, так как переход на профильное обучение обусловлен рядом причин, одной из которых является более полное соответствие образовательной деятельности школ рынку труда, спросу на те, или иные профессии.
Как видно из диагностики в 2.1, учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Предпрофильная подготовка и профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися старших классов по их профессиональному самоопределению.
Элективный курс «Мир профессий», является частью профориентационного компонента учебного плана. Он предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся классов в выборе профиля обучения в рамках предпрофильной подготовки.
Временной период соответствовал одному году. По истечении срока снова была проведена диагностика:
«Тест профессиональных интересов» Д. Голланда;
Выбор профессии по классификации Е.А. Климова;
Анкетирование.
Результаты исследования типов личности учащихся 10 классов по методике Д. Голланда представлены в таблицах 6-7.

Таблица 6. Результаты исследования типов личности учащихся десятых классов по методике Д. Голланда.

№ п/п
Реалисти-ческий тип
Интелек-туальный тип
Социальный тип
Конвенцио-нальный тип
Предпри-имчивый тип
Артисти-ческий тип

1
9
4
11
6
5
7

2
4
5
13
5
8
5

3
6
4
14
6
4
8

4
5
3
7
7
9
10

5
6
13
4
4
5
10

6
5
7
8
4
7
10

7
5
6
3
7
10
11

8
7
7
3
9
7
9

9
7
4
8
4
8
11

10
4
9
9
5
5
10

11
3
5
7
8
11
7

12
8
2
9
9
7
7

13
5
10
8
5
5
9

14
6
8
7
12
6
3

15
7
8
9
6
8
4

16
3
6
11
8
6
8

17
6
5
8
10
5
8

18
5
13
4
8
7
5

19
6
6
14
7
5
4

20
4
7
8
6
5
12

21
6
7
9
5
12
3

22
7
8
9
7
8
3

23
5
6
6
11
9
5

24
6
9
8
7
8
4

25
7
8
5
5
4
13

26
4
6
12
8
5
7

27
8
3
10
9
8
4

28
7
6
10
5
9
5

29
8
5
8
9
6
6

30
7
5
7
7
10
6

31
3
8
6
11
5
9

32
3
4
13
6
7
9

33
7
5
8
5
9
8

34
6
7
9
12
5
3

35
7
8
9
6
8
4

36
5
7
9
4
11
6

37
7
6
7
6
9
7

38
4
5
14
4
7
8

39
6
7
7
12
6
4

40
5
6
11
8
7
5


Затем было подсчитано общее количество учащихся десятых классов, каждый из которых относится к определенному типу личности, перевели полученные данные в проценты и занесли их в таблицу 7.

Таблица 7. Обобщенные результаты исследования типов личности учащихся одиннадцатых классов по методике Д. Голланда

Типы



Учащиеся
Реалисти-ческий тип
Интеллек-туальный тип
Соци-альный тип
Конвен-циональный тип
Предпри-имчивый тип
Артисти-ческий тип

Количество
0
3
15
7
6
9

В процентах
0
7,5
37,5
17,5
15
22,5


Полученные результаты исследования типов личности учащихся десятых классов по методике Д. Голланда представлены в виде гистограммы.

Результаты исследования типов личности учащихся десятых классов по методике Д. Голланда

Среди учащихся десятого класса преобладает социальный тип личности – 37,5% учащихся, это означает, что эти старшеклассники обладают социальными умениями, нуждаются в контактах. У них проявляются такие черты характера, как стремление поучать и воспитывать. Учащиеся с данным типом стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активны, но часто зависимы от мнения группы людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия для таких учащихся: обучение и лечение (учитель, врач, психолог). К артистичному типу относится 22,5% учащихся, которые опираются на эмоции, воображение, интуицию; имеют сложный взгляд на жизнь; независимы в решениях, оригинальны; у них высоко развиты моторные и вербальные способности; предпочитают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п. К конвенциональному типу – 17,5% учащихся, те, которые предпочитают четко структурированную деятельность; не проявляют критичность, оригинальность, консервативны, зависимы, ригидны (не любят смену деятельности); у них слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности; для таких личностей предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами. К предприимчивому относится 15% учащихся, это те личности, которым свойственно избирание цели, проявление энергии, импульсивности; им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны; таким людям предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист. К интеллектуальному типу личности относится 7,5% учащихся, они несоциальные, аналитичные, рациональные, независимые, оригинальные личности; у них преобладают теоретические ценности, любят задачи, требующие абстрактные решения, интеллектуальны; также гармонично развиты вербальные и невербальные способности; личности; для них предпочтительные такие научные профессии, как ботаник, астроном, математик, физик.
Проведя исследование с учащимися десятых классов по методике ДДО Е.А. Климова, были получены результаты, которые представлены в таблицах 8-9.

Таблица 8. Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся десятых классов по методике ДДО Е.А. Климова.

№ п/п
Человек – Природа
Человек –
Техника
Человек –
Человек
Человек –
Знаковая система
Человек –
Художеств. образ

1
4
5
6
2
3

2
2
3
8
5
2

3
5
3
6
3
3

4
1
1
5
5
8

5
4
3
3
6
4

6
2
3
6
1
8

7
7
1
5
1
6

8
3
2
6
2
7

9
5
3
5
1
6

10
4
3
3
4
6

11
2
2
7
5
4

12
0
7
5
5
3

13
2
6
1
6
5

14
3
3
2
6
6

15
2
4
8
5
1

16
5
3
6
3
3

17
3
4
6
5
2

18
5
0
5
8
2

19
2
4
7
3
4

20
3
3
5
1
8

21
4
6
3
3
4

22
4
4
8
2
2

23
3
3
6
7
1

24
0
2
4
6
8

25
2
5
4
3
6

26
3
3
6
4
4

27
5
8
4
3
0

28
1
2
5
8
4

29
3
5
7
3
2

30
2
4
7
3
4

31
4
5
2
1
8

32
3
5
6
3
3

33
3
5
7
4
1

34
0
3
7
7
3

35
1
3
8
5
3

36
2
6
8
4
0

37
3
4
4
3
6

38
2
2
6
8
2

39
4
3
3
7
3

40
4
5
6
3
2


Затем было подсчитано общее количество учащихся десятых классов, каждый из которых обладает некоторыми склонностями к определенному типу профессий, переведены полученные данные в проценты и занесены в таблицу 9.

Таблица 9. Обобщенные результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся десятых классов по методике ДДО Е.А. Климова.

Учащиеся
Человек –
Природа
Человек –
Техника
Человек –
Человек
Человек –
Знаковая система
Человек –
Художеств. образ

Количество
1
4
17
8
10

В процентах
2,5
10
42,5
20
25


Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся десятых классов по методике ДДО Е.А. Климова представлены в виде гистограммы.


Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся десятых классов по методике ДДО Е.А. Климова
Среди учащихся десятых класса преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 42,5% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Художественный образ» было выявлено 25% учащихся предпочитающих профессии, связанные с творчеством (актеры, художники). По типу «Человек-Знаковая система» – 20% учащихся, которым рекомендуются профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек-Техника» – 10% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу профессии «Человек-Природа» относится 2,5% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).
Для сравнения типов личности и склонностей к определенному типу профессии у десятиклассников составлены таблица 10. Это позволило нам выявить соответствие между предпочитаемыми профессиями и склонностями, которыми обладают учащиеся старших классов, и тем самым определить, правильный ли выбор будущей профессии делают старшеклассники сегодня.

Таблица 10. Сравнительные данные по методикам Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова по определению типов личности и склонностей к определенному типу профессии учащихся десятых классов.

№№ п/п
Методика Д. Голланда
(тип личности)
ДДО Е.А. Климова
(тип профессии)

1
Социальный
Человек – Человек

2
Социальный
Человек – Человек

3
Социальный
Человек – Человек

4
Артистический
Человек – Художественный образ

5
Интеллектуальный
Человек – Знаковая система

6
Артистический
Человек – Художественный образ

7
Артистический
Человек – Природа

8
Артистический
Человек – Художественный образ

9
Артистический
Человек – Художественный образ

10
Артистический
Человек – Художественный образ

11
Предприимчивый
Человек – Человек

12
Социальный
Человек – Техника

13
Интеллектуальный
Человек – Техника

14
Конвенциональный
Человек – Знаковая система

15
Социальный
Человек – Человек

16
Социальный
Человек – Человек

17
Конвенциональный
Человек – Человек

18
Интеллектуальный
Человек – Знаковая система

19
Социальный
Человек – Человек

20
Артистический
Человек – Художественный образ

21
Предприимчивый
Человек – Техника


Из сравнительной таблицы 10 видно, что соответствие типов личности типам профессий присуще 72,5 % учащихся десятых классов (что на 10,9% больше, чем в предыдущем году), что свидетельствует о достаточно серьезной работе психологической службы школы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. Учащиеся при выборе профиля обучения и будущей специальности учитывают свои склонности, ориентируются в мире профессий.
На следующем этапе исследования было проведено анкетирование учащихся десятых классов. Данный метод сбора информации был проведен с целью определения того, насколько качественно и систематично проводится работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в школе.
Анализируя ответы учащихся десятых классов, были получены следующие результаты.
На вопрос: «В каком профильном классе Вы обучаетесь?» 55% учащихся обучаются в информационно-технологическом классе, а 45% учащихся – в профильном классе на базе ПУ-66. На вопрос «Что повлияло на Ваш выбор?» 77,5% учащихся ответили, что этот профиль нужен им для будущей профессии, а 22,5% учащихся – что сделать этот выбор их заставили родители. На вопрос «Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?» только 70% учащихся ответили положительно. На вопрос «Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильный класс?» 99,5% учащихся ответили положительно, что свидетельствует о систематичности профориентационной работы. Ответы на вопрос «Как Вы оцениваете свой выбор?» такие же, как и во втором вопросе – 77,5% учащихся оценивают свой выбор положительно, а те 22,5% учащихся, за которых сделали выбор родители, оценивают свой выбор отрицательно. На вопрос «Если бы вернуться на год назад, Вы повторили бы свой выбор?» 80% учащихся ответили, что обязательно бы сделали такой же выбор, и 20% учащихся – не повторили бы. Вопрос, «По каким предметам Вы обучаетесь успешно?» дал следующие результаты –55% учащихся ответили, что успешно обучаются по естественным предметам, и 45% учащихся имеют успехи по разным предметам. Вопрос «Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?» дает нам возможность увидеть частоту и качество работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников – 50% учащихся ответили, что эта работа проводится, но с какой периодичностью, они затрудняются ответить, 35% учащихся считают, что такая работа проводится с ними от случая к случаю, и 15% учащихся ответили, что данная работа с ними вообще не проводится. На вопрос «Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?» 85% учащихся ответили положительно, 10% - отрицательно и 5% учащихся ответили, что еще не до конца определились выбором своей будущей профессии. Опираясь на ответы учащихся по предыдущему вопросу, анализированы последние два ответа: «Какую профессию Вы хотите получить в будущем?» и «Почему Вы хотите получить эту профессию?». На эти вопросы получили следующие ответы: среди выбираемых профессий десятиклассники отмечали профессии энергетика, менеджера, программиста, врача, юриста, повара, швеи, автомеханика. А причины выбора объясняли привлекательностью профессии, любовью к компьютерам, к людям, интересом в общении с людьми.
Анализируя ответы учащихся десятых классов, были сделаны следующие выводы:
Среди учащихся десятых классов на выбор будущей профессии актуальность играет важную роль у 77,5% учащихся, и поэтому они оценивают свое решение только лишь положительно, на выбор остальных 22,5%, которые оценивают это решение отрицательно, повлияли родители, что говорит о неосознанном и неадекватном выборе профессии. О работе по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения известно только лишь 67,5% учащихся. Так, с выбором своей будущей профессии уже окончательно определились 95% учащихся.
Из результатов исследования видно, что среди учащихся девятых классов помощь в профессиональном самоопределении получили 44,8%, а среди учащихся десятых классов – 95%. Эти данные показывают, что элективный курс «Мир профессий» помогает учащимся в выборе будущей профессии.
Таким образом, практика использования комплексной диагностики в процессе профориентации подтверждает необходимость и целесообразность введения понятия профориентационной компетенции и доказывает результативность системного подхода в формировании ее у старших школьников.









































Заключение

Потребностью общества в осуществлении более ранней профессиональной ориентации учащихся, связанной с выбором профессии как карьеры, саморазвития личностных возможностей, а также формирования осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям приводит к созданию профориентационной работы в школе на пропедевтическом уровне.
В современных условиях возникает необходимость в разработке содержания и механизма его осуществления в школе средствами учебных предметов, поэтому при проведении профориентационной работы выявлены не только индивидуальные психологические качества личности школьников, но и определён уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
В ходе анализа психолого-педагогической и специальной литературы выявлено, что элективные курсы способствуют формированию профессионального самоопределения обучающихся, если школа ведет профконсультационную работу с учащимися 9-х классов на основе элективных курсов; в системе осуществляет диагностику профессионального самоопределения учащихся, а содержание элективных курсов ориентировано на профессиональное самоопределение личности школьников.
Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия профориентационной работы школы на пропедевтическом этапе, которые заключаются в организации систематического изучения интересов и мотивов выбора профессии учащимися; в направлении развития интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использование для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развертывание в школе разносторонней внеклассной работы (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучаются и развиваются склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности.
Кроме того, определены уровни профессионального самоопределения учащихся и критерии готовности к выбору будущей профессии.
В процессе педагогического исследования теоретически обосновано и опытно-экспериментальным путем проверено эффективное влияние элективных курсов на профессиональное самоопределение обучающихся.
Таким образом, согласованная и целенаправленная профориентационная работа педагогического коллектива школы, через создание элективных курсов способствует повышению качества психологической и практической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Абрамова Г.С. Возростная психология М., 1997.
2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. Воронеж, 1995.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
6. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
11. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань, 1992.
12. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары, 1988.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2000.
14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. М., 1991.
15. Немов Р.С. Психология. М., 1995.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. М., 1995.
17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
18. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. Тюмень, 2001.
19. Практикум по психодиагностике. М. МГУ, 1992.
20. Практикум по возрастной психологии. СПб. «Речь», 2001.
21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
22. Профессиональная ориентация молодёжи. М., 1989.
23. Профессиональная диагностика школьников. Самара, 1988.
24. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М., «Экономика» 1979.
25. Профессиональная ориентация учащихся. М. «Просвещение», 1983.
26. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
27. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990.
28. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
29. Психологические тесты / под ред. Карелина. М., 1999.
30. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.
32. Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999.
33. Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. Л. 1991.
34. Формирование личности старшеклассника. М., 1989.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
37. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
38. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень, 1980.
39. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»., №4, 2001.
40. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников, №3, 1999.


















Приложение 1

Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары ту, которой отдается предпочтение. Для этого нужно было поставить в бланке ответов напротив номера вопроса соответствующую букву.

Методика Д. Голланда по определению типа личности.

1
2
3
4

а) инженер-технолог
б) контролер
а) вязальщик
б) санитарный врач
а) повар
б) наборщик
а) фотограф
б) заведующий магазином

5
6
7
8

а) чертежник
б) дизайнер
а) философ
б) психиатр
а) ученый-химик
б) бухгалтер
а) редактор научного журнала
б) адвокат

9
10
11
12

а) лингвист
б) переводчик художественной литературы
а) педиатр
б) статистик
а) организатор воспитательной работы
б) председатель ассоциации
а) спортивный врач
б) фельетонист

13
14
15
16

а) нотариус
б) снабженец
а) программист
б) карикатурист
а) политический деятель
б) писатель
а) садовник
б) метеоролог

17
18
19
20

а) водитель троллейбуса
б) медсестра
а) инженер-электрик
б) секретарь-машинистка
а) маляр
б) художник по металлу
а) биолог
б) главный врач

21
22
23
24

а) телеоператор
б) режиссер
а) гидролог
б) ревизор
а) зоолог
б) зоотехник
а) математик
б) архитектор

25
26
27
28

а) финансист
б) счетовод
а) учитель
б) командир патрульной службы
а) воспитатель
б) художник по керамике
а) экономист
б) заведующий отделом

29
30
31
32

а) корректор
б) критик
а) завхоз
б) директор-администратор
а) радиоинженер
б) специалист по ядерной физике
а) наладчик оборудования
б) механик

33
34
35
36

а) агроном
б) председатель кооператива
а) закройщик-модельер
б) декоратор
а) археолог
б) эксперт
а) работник музея
б) консультант

37
38
39
40

а) ученый
б) актер
а) логопед
б) стенографист
а) врач
б) дипломат
а) главный бухгалтер
б) директор предприятия

41
42


а) поэт
б) психолог
а) архивариус
б) скульптор



Ответы подсчитываются по следующему ключу:

Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип

















10а
10б
11б
12б



11а
13а
13б
14б



12а
14а
15а
15б

16а
16б
17б
18б
23б
19б

17а
20а
20б
22б
26б
21б

18а
22а
25а
25б
28б
24б

19а
23а
26а
29а
30а
27б

21а
24а
27а
32б
33б
29б

31а
31б
36б
38б
35б
30б

32а
35а
38а
40а
37б
37а

33а
36а
39а
28а
39б
41а

34а
37а
41б
42а
40б
42б

13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415


Приложение 2

Испытуемый должен из каждой пары выбрать один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить выбранный вариант ответа.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).


Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)


Помогать больным

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин


Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

Следить за состоянием, развитием растений



Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Доводить товары для потребителя, рекламировать, продавать


Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты


Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)


Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом


Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)


Ремонтировать одежду, вещи, технику, жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а
Лечить животных
10б
Выполнять вычисления, расчеты

11а
Выводить новые сорта растений
11б
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.)

12а
Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б
Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

15а
Составлять точные описания-отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
15б
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или воображаемые)

16а
Делать лабораторные анализы в больнице
16б
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними

17а
Красить и расписывать стены помещения, изделия
17б
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а
Организовывать походы в театр, экскурсии в музей
18б
Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а
Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежды и т.п.)
19б
Делать чертежи, карты

20а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б
Работать на компьютере, пишущей машинке и т.п.

Размещено на
Результаты подсчитываются по листу ответов:

Природа
Техника
Человек
Знаковая система
Художественный образ



















10а


10б


11а
11б
12а
12б
13а

13б
14а
14б
15а
15б

16а
17б
16б
19б
17а

20а
19а
18а
20б
18б

13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415


Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».









13PAGE 14215



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С УЧАЩИМИСЯ


Семинары

Семинары-практикумы

Психолого-педагогическая
поддержка –
тестирование

Индивидуальные и групповые консультации

Научно-практические конференции


Интерактивные диалоги, обсуждения по профессиям

Лекции, экскурсии, встречи с
работодателями


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415