Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки через применение современных педагогических технологий обучения.


Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки через применение современных педагогических технологий обучения.
Учитель музыки Котова Т.И.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, считает глава Правительства нашего государства Назарбаев Н.А. В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Именно это позволит приблизить уровень современной общеобразовательной школы к уровню НИШ. В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Потому данная проблема актуальна и для нашей школы.
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Проблемы формирования функциональной грамотности личности при переходе на 12-летнюю систему обучения являются основной задачей образования. На это нацелена Государственная Программа развития образования РК на 2011 - 2020 годы.
Целью этой Программы является:
воспитание конкурентноспособной личности путем обеспечения доступности качественного образования,
обеспечение учащимся равного доступа к образовательным ресурсам и технологиям;
Для достижения этой цели необходимо решить основные задачи:
соответствие школьного образования в соответствии с динамическими запросами современного общества;
учет психолого - физиологического развития учащихся;
соответствие содержания школьного образования на обеспечение формирования основных компетенций учащихся (которые предполагают овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга)
ориентированное содержание образования на приобретение учащимися к научным способам познания и самостоятельным исследованиям;
обеспечение гуманизации содержания процесса обучения, право выбора в индивидуальной программе обучения.
Функциональная грамотность предполагает развитие ценностей направленных на саморазвитие личности.
Функционально - грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями и интересами.
Раньше функциональная грамотность не включалась в конечных результатах общего среднего образования и не входила в содержание профессиональной компетентности педагога. На данном этапе в ГОСО по 12 летнему образованию в оценку конечных результатов включена функциональная грамотность, как одна из самых актуальных проблем. Главное, чтобы у выпускника школы были сформированы ключевые компетентности, которые позволят ему успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно адаптироваться в динамической ситуации. Другими словами - это умение применять практико - ориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности.
Учитель в ходе учебного процесса должен суметь мобилизовать у ребенка индивидуальные, интеллектуальные ресурсы, включая знания по предметным областям. Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Учитель должен начать с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.
На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности. Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на своих уроках:
Задания на развитие анализа и синтеза:
Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Задания, направленные на формирование умения классифицировать:
Объясни, почему каждый предмет может быть лишним

Задания, направленные на развитие систематизации:
Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни
Хмурый от светлей улыбки день
В небе от проснется радуга улыбки
Холодно елочке зимой маленькой
Мы лесу из домой елочку взяли
Серый осенью в день дождливый Городу олень по проскакал
Путь скатертью дальний стелется скатертью
В прямо упирается и небосклон

Не дружба сломается крепкая
Не вьюг и расклеится дождей от