ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Безлер Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ШР «СОШ № 7» с.Олха
Шелеховского района Иркутской области

Современная концепция модернизации российского образования на первый план выдвигает проблему повышения качества общей и профессиональной подготовки школьников. В связи с этим важная роль отводится развивающемуся процессу информатизации образования.
Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Одним из направлений процесса информатизации образования является создание методических систем обучения с использованием компьютерных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
На мой взгляд, реализация информационных технологий обучения требует со стороны преподавателя пристального внимания к использованию новых функциональных возможностей компьютера, таких как мультимедиа и гипермедиа.
Посредством мультимедиа осуществляется комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видео, что помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал, развивая образное мышление.
Наряду с этим компьютер располагает такой важной функциональной возможностью как гипермедиа, что представляет по существу проект, который включает в себя большое количество текста или символьного содержания, в котором можно выполнять поиск в тексте книги, которая находится в компьютере в цифровом виде. Основная черта гипертекста – возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, каждая из которых определяет собой маршрут «путешествия».
Названные функциональные возможности компьютера позволяют совмещать теоретический и демонстрационный материал, направленный на реализацию методических целей обучения. В этом случае есть возможность охватить на одном занятии материал нескольких учебных дисциплин в совокупности со специальными. Это укрепляет в сознании обучающегося междисциплинарные связи, формирует у него более целостную картину знаний, умений и представлений о будущей специальности, а также дает возможность использования этой работы для будущих научных исследований.
У учителей русского языка и литературы сегодня остро стоит одна большая проблема: современные дети, как сельских, так и городских школ, не любят читать. Не обошла эта беда и нашу школу. Для решения этой проблемы стала вводить в свою практику интегрированные уроки, активно внедряя цифровые образовательные ресурсы.
В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Этому способствуют, как правило, малочисленность коллектива школы и классов, ведение сельскими учителями (в отличие от городских) нескольких предметов. В этом случае целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, развитие его отношений с окружающим миром.
Введение презентаций в урок позволяет более наглядно и конкретно представить изучаемый на уроке материал. Программа по литературе в средней школе построена так, что часто встречаются литературные описательные тексты. А чтобы обучающиеся могли познавать окружающий мир и гораздо глубже воспринимать действительность, изучение подобных произведений приходится сопровождать музыкой, видео, репродукциями картин известных художников. Кроме того, таким образом решаю на уроках еще и воспитательные задачи эстетического, этического и общекультурного плана.
Изучение исторических текстов не обходится без сопровождения ЦОРов по истории, которые помогают не просто объяснить содержательно-историческую основу произведения, но и ощутить себя участником показываемых событий. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава» в 7 классе из-за несовпадения тем по истории и литературе первый урок приходится отводить под рассказ о событиях войны со шведами. Чтобы заинтересовать ребят и обеспечить на следующий урок больший процент детей, прочитавших произведение, слово учителя сопровождаю анимированной картой военных действий тех событий.
Очень хорошо учащиеся воспринимают те отрывки, которые ими «пропущены через себя». Для этого мне приходится несколько раз возвращаться к одному и тому же эпизоду. Сначала вместе с детьми определяем место и значение данного отрывка в целом тексте. Затем его анализируем с точки зрения содержания. Вот тут в работу включаются информационные технологии: презентации, видео, графические и музыкальные объекты. И только после этого возможно повторно перечитать эпизод, когда он досконально разобран. Однако повторное чтение не всегда увлекает школьников. Поэтому в данном случае интеграция русского языка, литературы и информатики часто бывает как нельзя кстати. Ведь нужный эпизод можно вывести в текстовом формате на экран монитора и предложить ПЕРЕЧИТАТЬ его и выполнить ряд заданий: вставить пропущенные буквы или слова, расставить знаки препинания. Это очень удобно в 5-6 классах при изучении и повторении темы «Диалог» или «Прямая речь», одновременно обучаясь форматированию текста, ведь дети в этом возрасте неусидчивы, еще только учатся логически мыслить и рассуждать, а подобные задания с включением в работу компьютеров позволяют заинтересовать детей.
Включение гипермедиа в урок наиболее продуктивно в 8-11 классах, когда школьники уже имеют определенные навыки в работе с компьютером и обладают первичными навыками анализа текста, а также способны охватить одновременно большой по объему материал. В этом случае они уже видят практическую значимость наработанного на уроках информатики в 5-7 классах при изучении начального курса предмета и могут проявить самостоятельность в работе за компьютерами. Кроме того, использование гипермедиа дает возможность экономить время урока и на протяжении нескольких занятий работать с одним и тем же текстовым файлом, не дробя его на части и быстро отыскивая нужный фрагмент текста.
Конечно, те проблемы информатизации сельских школ, которые стоят перед нами сегодня, а именно: недостаточный уровень оснащенности большинства сельских школ компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой; неполное соответствие предоставленных сельским школам электронных учебных изданий; их содержание и методики использования в учебном процессе пока не обеспечивают существенного повышения качества обучения их учеников; кадровая проблема информатизации сельских школ – не позволят нам в короткие сроки поднять уровень успеваемости и качество обученности наших подопечных, но, тем не менее, попытаться возродить интерес детей к учению пусть даже через новые информационные технологии просто необходимо, ведь не посеяв зерна, урожая не соберешь.

15