Развитие лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка для активизации речемыслительной деятельности обучающихся (из опыта работы).


«Развитие лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка для активизации речемыслительной деятельности обучающихся» (из опыта работы).
Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения. Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Необходимость обращения к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.
Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта.
Лингвострановедение как ведущий способ активизации речемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.
Основная цель моего опыта - разработка и апробация комплекса лингвострановедческих материалов как ведущего способа активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)
2.Овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого я зыка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.
3. Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного общения.
Технология активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения опирается на следующие принципы:
изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование на личного опыта каждого ученика;
учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
в процессе взаимодействия обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и, главным образом, процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности учащихся на английском языке важно проанализировать:
средства;
формы;
тактику речемыслительной деятельности;
стратегию речемыслительной деятельности;
индивидуальные особенности учащихся.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-поисковый, т. к. он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
Новизна опыта выражается в следующих положениях:
1)создание условий для проектирования индивидуальной познавательной траектории развития личности на уроках английского языка.
создание и апробация комплекса лингвострановедческих материалов, состоящих из:
аутентичного текста,
паспортизации ключевых слов,
коллажирования,
методики развития критического мышления,
3)включение личности в активную речемыслительную деятельность, направленную на развитие их коммуникативных умений.
Специфику нашей деятельности составляет лингвострановедческий комплекс, включающий в себя аутентичные тексты, коллажирование, паспортизацию ключевых слов, методику развития критического мышления. Дадим краткую характеристику каждого компонента.
Аутентичный текст (первозданный, данный носителями языка без обработки, т. е. неадаптированный) необходим для активизации речемыслительной деятельности.
Коллажирование.
Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия.
Паспортизация ключевых слов - это комплексное синхронное описание в методических целях информации о предмете или явлении, обозначаемом словом или совокупностью языковых данных.
Методика развития критического мышления
Данные виды работы способствуют активизации речемыслительной деятельности и развитию лингвистических, исследовательских навыков.
Помимо лингвострановедческого комплекса используются следующие тактические действия.
1. Включение учащихся в работу по образцу:
Учебник 7 класса под редакцией Кузовлева В. П., тема "Помощь по дому"
Can you guess how often the Howards have to do their duties.
Probably Fred has to walk the dog regularly
weekly
seldom2. Предъявление учащимся тезиса, текста, изображения единой и разной информации:
Урок в 7 классе. Тема "Как ты получаешь информацию?"
Why is it interesting to visit a museum?
Visit our museum!
Here you can learn by playing
Discover by doing!
Do experiments!
Enjoy you visit!
3. Последовательное предъявление вопросов, приём расширяющихся синтагм:
Урок в 7классе. Тема "Почему ты учишься?"
Music?Music industry?Do they study the pop music industry?
Do students study a new subject - the pop music industry?
4. Предъявление ключевых или уточняющих, открытых (к очевидной информации) или закрытых (скрытой информации) вопросов.
Урок в 5 классе. Тема "Можно мне еще?"
Перед текстом ставятся вопросы, на которые ученик может найти прямой или обобщающий ответ с использованием полученных знаний.
What traditional British dishes are offered to tourists?
Tourists in Britain should try traditional British dishes: fish and chips, roast beef and Yorkshire pudding.
Try Cornish pasties and Haggis - a Scottish dish. We are sure you will like scones with cream and jam. They are so tasty!
5. Пропуск деталей и подробностей.
Урок в 7 классе. Тема "Экология".
What is reduced, reused, recycled in your family?
is reduced
In our family ... ...is reused
is recycled
to save ...
It helpsto protect ...not to pollute ...
6. Множественный выбор ответа (использование тестов).
Choose the right answer.
1. What were people's dreams, according to paragraph 1?
A. People had different dreams about England and France which helped them dig a tunnel.
B. People dreamt that Napoleon was digging a tunnel to win a victory over England.
C. In their dreams people hoped to connect England and France.
2. What facts from the history of the tunnel building are mentioned in paragraph 2?
A. There are still several kilometres of an old tunnel under the Channel.
B. Queen Victoria liked the idea to have a link with France.
C. Colonel Beamont and Captain English built a tunnel which went six kilometres out into the Channel until Queen Victoria stopped them.
7. Самостоятельное конструирование ответа учащихся.
Урок в 11 классе. Тема "Изобретения".
3. SPEAKING
1)There are a lot of inventions that really changed the life of mankind. Choose one and say why it is important, how it influences the life of people. Describe your attitude towards this invention.
2)PAIR WORK
Look at the pictures and speak about positive and negative sides of these things.
Try to prove your point of view. Agree or disagree with your partner.
8. Поиск ассоциаций и связей. Урок в 9 классе. Тема "Музыка".
Match the names of the composers and the countries they came from.
MozartGermany
ProkofievItaly
MussorgskyRussia
RavelAustralia
9. Дискуссия
10. Метод проектов.
11. Приемы разноуровнего обучения .12. Приемы использования занимательных упражнений, игр, развлечений .
В результате использования комплекса лингвострановедческого материала: аутентичного текста, паспортизации ключевых слов, коллажирования, методики развития критического мышления изменилось отношение к английскому языку, повысился интерес к учебному предмету.
В нашей методической системе важное место занимает следующая стратегия - высказывание на английском языке, представляющая собой такие алгоритмы:
а) Традиционный ответ на вопрос.
What's the weather like today?
б) Поиск деталей (дат, цифр, имен, места и т. д.).
6 класс. Урок чтения, текст "Приглашение".
Reading for specific information.Where were the girls invited to?
в) Поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств).
Тема: "Внешность". "Reading for detail." Урок в 6 классе.
How does he look?
Fill in the necessary information and the missing data,
address: description: character: other information г) Понимание процесса или явления, (с помощью разделительных или альтернативных вопросов).
Урок в 7 классе. Тема "Мой друг".
Your friend is clever, isn't she?
Does your friend like to read or to sew?
Can your friend play volleyball or tennis?
Your friend looks great, doesn't she?
д) Умозаключение (т. е. самостоятельный логический вывод, не содержащийся в изучаемом материале),
As for me…
I'd like to…
I want to…
I can…
Besides…е) Гипотеза (т. е. предположение на основе изучаемого материала),
First…
Then…After that…
Finally…ж) Осмысление в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка.
Урок в 6 классе "Проверь себя".
-Choose the best title for it. (Reading for the main idea).Clothes in Britain.-British people do not care about clothes.
-Formal clothes in Britain.
These days most people in Britain do not wear very formal clothes. But sometimes it is important to wear the right thing. Many British people do not think about clothes very much. They just like to be comfortable. At the theatres, cinemas you can put on what you like. But men in offices usually wear suits and ties and women wear dresses or skirts. Doctors, lawyers wear formal clothes. It is difficult to say exactly what people wear in Britain because everyone is different.
з) Логическое построение (восстановление смысловой последовательности).
drew a model neatly and correctly
discussed the idea seriously
thought over the details properly
made the kite carefully
got the material quickly
tested the kite properly
и) Резюме (т. е. суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами).
Урок в 9 классе, тема "Музыка". Закрепление.
a) What styles of music are popular in your country?
b) What are special styles of music that are common for the city/town/village you live in?
c) What are the adjectives that go with this or that style of music?
d) Do you know singers or musicians who are involved in this or that sort of music? Who are they? Why are they popular?
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Учащиеся сдают по выбору экзамен по английскому языку, задействованы в кружке "Путешествие в мир традиции и культуры изучаемого языка", участвуют в олимпиадах и конкурсах. У школьников повысилась познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.