Статья Работа с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе по географии (6-11 класс)


Работа с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе по географии
Дранишникова Галина Леонидовна
учитель географии МБОУ «СОШ №5» г. Абакана
«Одаренность – есть проявление творческого потенциала человека»
А.М. Матюшкин
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Чтобы повысить интерес к географии активизировать школьников перед собой я ставлю следующие задачи:
Выявить одаренных детей, обладающих высокой мотивацией к обучению в географии.
Спланировать индивидуальную работу с одаренными, которые проявляют повышенный интерес к предмету.
Но единой общепринятой концепции одаренности нет. Одаренные дети – дети опережающие сверстников в развитии. Я выявляю одаренных обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности применяю следующие методы и формы работы такие как: Наблюдения
Диалог
Беседы
Тестирование
Консультации
Так как одаренность ребенка не бывает дана от природы в готовом виде, а в большей степени зависит от окружающей среды и от характера его деятельности, поэтому я провожу целенаправленную работу, начиная с 6-ого класса, по выявлению к развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
Вовлекаю школьников в деятельность по интересам;
Организую олимпиады, соревнования, конкурсы;
Самастоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
Обучаю творческим методам работы;
Обучаю пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
Поощряю высокие, нестандартные и содержащие новые идеи резальтатов.
Для работы с одаренными детьми у меня есть перспективная программа, где широко отражена самостоятельная работа, запланированы индивидуальные занятия (работа с картой, учебником, энциклопедиями, со справочниками, с дополнительной литературой разных видов, консультации, подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, НОУ).
Основным направлением работы с одаренными является воспитание социально-активной личности, способной к продолжению самообразованию, ориентирующейся в обширном потоке информации. География, на мой взгляд,- это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания всех предметов школьного курса.
Школьники не одинаковы, способности их различаются. Учитывая это, я не работаю на среднего школьника, так как знаю, что это приведет к снижению знаний, будет затормаживать способности детей и приведет к угасанию интереса к предмету. На уроках и во внеурочной деятельности, создаю психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности.
В МОУ «СОШ №5» изучают географию 177 школьников, из них на «4» и «5» учатся 103 школьника. Обучающиеся имеют в основном второй уровень обучемости и лишь 32 школьника учатся на «5».
При обучении географии использую определенные педагогические технологии один из них метод традиционного обучения (объяснительно-иллюстративный).
Прошли такие уроки как 7 кл. КВН, 8-9 кл. Экскурсии в Вершино-Тейский краеведческий музей, 10-11 кл. на телестудию г. Абакана, СШГЭС.
Посетили выставки «100 лучших товаров России», «Птицы и рыбы мира».
Встречи с интересными людьми (с Южной геологической экспедиции, со строителем БАМА).
Такая как информационная технология помогает собрать информацию ознакомиться, сделать анализ и обобщить факты. Так итогом данной работы явился Информационный проект «Снежный покров микрорайона Полярный».
Это тема заинтересовала школьников старшего и среднего звена. После выбранной темы начался сбор информацию о снеге (о снежинках, сбор загадок, сказок, песен, замер снега и о значении снежного покрова). Группа одаренных школьников с этой темой выступала не только на уроках в 6-х – 11-х классах, но и школьном и городском НОУ, на Кызласовских чтениях, где стали победителями. Из наблюдений я выявила, что информационная технология ориентирует не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.
Применяю такую технологию как проблемное обучение. Она развивает творческое мышление, интеллектуальные способности через решение проблем школьники ориентируются на углубление излагаемого материала.
Например, 9 кл. Тема: «Нефтяная промышленность».
Проблема.
№1. Как оценить уменьшение добычи нефти в России?
а) отрицательно – Россия теряет свои позиции крупного экспортера, лишается значительной части вамоты;
б) положительно – экономится ценный невозобновимый ресурс?
Необходимо решить проблему:
№2. Российский металл – очень дорогой. Его цены выше мировых на 20-40%. Как решить проблему?
Проблемное обучение предполагает создание проблемной ситуации на уроках. Формирую проблему, школьники анализируют условия, выдвигают гипотезы, определяют план решения, анализируют результаты. Учитель оказывает помощь в анализе проблем, помогает избежать ошибок и найти способы самоконтроля.
Вызывает интерес у школьников. Технология Исследовательский проект, где например, 9 кл. тема: «Железные дороги Сибири».
Класс разделился на группы во главе каждой группы одаренный школьник (т.е. лидер группы). Эта технология ориентирована на творческую самореализацию. Ставим цели:
Показать значение ж.д. в Сибири, в том числе и в Хакасии.
Выявить с какими трудностями встречались строители железных дорог.
Какие перспективы в будущем этих ж. д..
Учитель подсказывает источники информации, направляет школьников для самостоятельного поиска. Лидеры в группах вместе с членами группы начинают собирать материал и пишут рефераты, научные статьи. Чтобы вызвать интерс к данной теме с обучающимися посетили ж. д. музей, встретились со строителями БАМА, провели анкетирование с жителями микрорайона, посетили музей в Кошурникова. Каждая группа защищала свой проект. Использовала возможности мультимедиа. Приготовили слайдовую презентацию и выявили новые проблемы, значение и перспективы развития ж. д. Сибири. Лидер-победитель одной из групп подключил к сбору информации не только однокассников в группе, но и родителей и соседей. Он стал победителем в этом проекте на уроке, победителем школьной, городской краеведческой научно-практической конференции. Это результат кропотливой работы в течение длительного периода.
Я провела такой Реферативно-описательный проект в 7 классе. Атлантический океан. Использовала социальные проекты, бизнес-план, предпринимательство. Школьники, когда выбирают тему независимо от типа проекта, работают по этапам: (возглавляют одаренные школьники)
Выбор темы
Выделение подтем в теме проекта
Формирование творческих групп
Подготовка материалов к исследованию (задание для команд, отбор литературы)
Оформление результатов
Презентация
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, школьник должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения. Для этого подходит технология критического мышления. Покажу на примере 8 класса тема: «Вода, самый ценный минерал на Земле».
Педагогические условия, в которых реализуется:
Активная позиция одаренных школьников.
Учитель-дирижер и участник образовательного процесса.
Какие задачи решает данный урок:
Развитие у одаренных школьников умения выделять главное в прочитанном материале, проводить сравнения, анализировать ответы одноклассников;
Развитие способностей коммуникативного общения, работы в парах, группах;
Развитие умения слушать и слышать то, о чем идет речь на уроке;
Развитие эстетического и нравственного отношения к воде.
Развитие конструктивного, рационального мышления одаренных обучающихся.
Для реализации замысла урока помогает мне технология критического мышления, основу которой составляет базовая модель трех стадий:
Вызов – осмысления – рефлексия
На стадии вызова в сознании одаренных происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о воде (в 6-7-х классах).
Использовала такой прием как мозговая атака и стратегия решения проблем о воде заранее давала опережающее задание. Роль воды в природе и жизни человека. Как вода может меняться по составу и почему. Какую воду мы пьем, что влияет на качество воды?
Показать многообразие внутренних вод, об их тесной связи с другими компонентами природы стихийные явления, связанные с водой на этой стадии я рекомендовала использовать материал СМИ, анализ воды «Водоканала» работа с учебником, картами, материал интернета.
На стадии осмысления школьники вступают в контакт сновой информацией, систематизирует сведения, соотносят их с собственными знаниями.
Стадия рефлексия – размышление. Характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к воде, что состав воды во многом зависит от самого человека. Большое значение имеет подборка картин, загадок песен, музыкальное сопровождение, все это способствует развитию эстетического, экологического нравственного отношения к природе осознанию себя частью природы.
Урок строится на основе профилактики утомления, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке часто меняю виды деятельности.
Лидер-победитель выступал на школьном городском НОУ, на Кызласовских и Катановских чтениях был победителем.
Такая технология позволяет развивать интеллектуальные способности, готовит их к предметным олимпиадам, на НОУ, решает проблемные ситуации.
Школьники свои знания по географии применяют в экологическом отряде, который работает летом в пришкольном лагере. Ежегодно проводим акцию «Чистый берег».
Прививаю устойчивый интерес к географии через использование игровых технологий. Игра ценна личной самореализацией.
Познание + увлечение + самовыражение + общение+ развлечение = интеллект
6-8 классы это веселые и познавательные конкурсы: «Правда, не правда», «меткий Робин Гуд» и др.
9 класс: «Следствие ведут эрудиты».
10-11 классы: «Мозаика стран», «Мозговорот». Полиглот. Занимательная география. «Мелькают города и страны», «Знаешь ли ты, что…». Теоретические туры, практические «Выставка личных достижений». Именно игра позволяет мне увидеть заинтересованного ребенка и стимулировать его развитие, в дальнйшем помогая максимально проявиться его возможностям.
Так как в современных условиях процес обучения должен быть ориентирован на поиск путей творческой самореализации личности, то актуальной является технология личностно ориентированного обучения.
В ее основу положены идеи раскрытия возможности максимального развития одаренного школьника. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает, что любое новое знание опирается на субъективный опыт каждого ученика, на его интересы, склонности, индивидуально значимые ценности. Ученик как носитель субъективного личностно-значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает учитель. Педагог в ходе занятия выслушивает любое высказывание учеников, обсуждаются все детские версии в равноправном диалоге. Каждый ребенок должен быть услышан. В результате коллективного обсуждения учитель согласовывает опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Поощряется стремление находить свой способ деятельности, анализировать способы работы других учащихся и выделять наиболее рациональные из них.
Привожу примеры.
Слайдовая презентация.
Итак, наиболее адекватная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время учитель усиливает в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Важно, чтобы развитие и воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Литература
1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.
2. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.
4. http://www.it-n.ru/communities- периодическая печать:
5. Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников 2001. - №8. - С.4-10
6. Бабаева Ю.Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок.-2013. - С. 4-23