Сборник упражнений для тематической проверки ЗУНов учащихся в конце урока (Русский язык. 5 коррекционный класс для детей с ограниченными возможностями ЗПР)

Рушанова Кульжиян Рамазановна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 15
город Павлодар
Казахстан
«Сборник упражнений
для тематической проверки ЗУНов
учащихся в конце урока
(Русский язык. 5 коррекционный класс
для детей с ограниченными возможностями ЗПР)»


Пояснительная записка

Данный сборник упражнений содержит систематизированный набор упражнений, основное назначение которых – помочь учителю, работающему в коррекционных классах в проведении заключительного контроля над изученной темой (рефлексией).
Упражнения рассчитаны на учащихся с нарушениями в развитии.
Сборник составлен с учетом методической системы учебника для 5 класса, поэтому содержание упражнений и заданий соответствует программе и материалу, изложенному в учебнике.
Система упражнений помогает закрепить теоретические знания по разделам, изученных в 5 классе; способствует развитию у учащихся сознательного отношения к языковому материалу путем анализа языковых фактов.
Тексты, отдельные предложения взяты из художественных произведений. Большое место отводится афористическому материалу; пословицами поговоркам, высказываниям знаменитых людей. Считаю, что афоризмы, обладая необычной законченностью мысли, заключенных в них, способствуют воспитательной стороне изучения русского языка.
Опираясь на методическую теорию, на внедрение новых технологий и личный опыт работы в коррекционных классах, пытаюсь показать целесообразные варианты решения некоторых методических проблем, а именно: оценка и учет знаний учащихся с нарушениями в развитии.

 








Содержание

I. Повторение изученного в 4-м классе.
II. Синтаксис. Пунктуация.
Строение словосочетания.
Виды словосочетания.
Предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Предложения с обращениями.
Сложные предложения.
Прямая речь.
Диалог.
III. Фонетика. Графика. Орфоргафия.
1. Звуки и буквы.
2. Алфавит.
3. Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
IV. Лексика.
Однозначные и многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
V. Словообразование. Орфография.
Однокоренные слова и форма одного и того же слова.
Окончание слова. Основа слова.
Корень слова.
Суффикс.
Приставка.
Раздельное написание предлогов со словами.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на конце приставок.
VI. Морфология. Орфография.
Имя существительное.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Существительные нарицательные и собственные.
Род имен существительных. Существительные общего рода.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Существительные, имеющие только форму единственного числа.
Склонение имен существительных.
Падеж имен существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа.
VII. Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
VIII. Глагол как часть речи.
Правописание –ться и –тся.
Виды глагола.
Чередование гласных Е – И в корнях глаголов.
Время глагола.
Спряжение глаголов.
Правописание глаголов 2-го лица. Единственного числа.
Не с глаголами.
Повторение изученного в 4 классе.

Состав слова.
1.Разберите по составу слова.
Листики, грустный, полет, приходит, подъезды, приморский, увидишь, травка, подлесок, пришкольный.

Однокоренные слова.
2.Запиши слова в три колонки: первую – с корнем в начале слова; во вторую – с корнем в середине; а в третью – с корнем в конце.

Образец:
1
2
3


ходить

заходить

поход


Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить; отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.

Правописание безударных гласных в корне слова.
3.Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова:
Крмить, ссна, гнздо, хлмистый, нчной, запх, удвляться, пля, грза.

4.Подчеркните в ряду данных слов проверочное.
Варенье, варить, варка, варёный;
Дождливый, дождь, дождичек;
Столяр, столовая, столик, стол;
Плод, плодовитый, плодовый;
Тяжелый, тяжесть, тяжело.
Правописание согласных в корне слова.
5.Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
Грустный, (грустить), близкий, везти, ходьба, низкий, идти, высадка, мягкий, плод, лёгкий травка.

6.Вставьте пропущенные буквы.
Месный, радосный, вкусный, неизвес...ный, окресность, опасный, чудесный, счасливый, серце.

Разделительные ь и ъ.
7.Спиши. Вставь пропущенные буквы и отгадай.
1. Вокруг носа вется, а в руки не дается. ( )
2. Летит – кричит, сядет – молчит, кто его убет, тот его кров.. пролет. ( )
3. Один лет, другой пет, третий растет. ( ).

8.Вставьте пропущенные буквы.
Не копем пробивает, а умом.
Учене свет, а неучене тьма.
Не гордись зван..ем, а гордись знанем.
Повторене – мать ученя.
Чтобы рыбку сесть, надо в воду лезть.
Был конь, да изездился.

Части речи. Орфография. Глагол.
9.Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
Кулаком победишодного, а умом – тысячи.
Грамоте учится – всегда пригодится.
От доброго слова язык (не) отсохнет.
Что написано пером, (не) вырубиштопором.
Дело мастера боится.
(Не) ищи правды в других, коли ее в тебе нет.

Имя существительное.
10.Определите падеж и число выделенных существительных.
И сила уму уступает. 2) Сто голов – сто умов. 3) С умом носу не подымешь.
4) Перо пишет, а ум водит. 5) На голове густо, а в уме пусто.

11.Определите склонение существительных.
Доч, еж.., из-за туч, шалаш, врач, лож кирпич, ноч, молодеж, этаж, реч, сторож

Имя прилагательное.
12.Спиши, согласуя прилагательные с существительными.
Из-за (мрачная) тучи, на (могучий) дубе, на (розоватый) облаках, в (дальний) походе, на (лестничная) площадке, за (круглый) столом, в (компьютерный) клубе, в (актовый) зале, в (школьная) столовой.

Местоимение.
13.Спиши. Укажите местоимение.
Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 2. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 3. Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто.
(А.С. Пушкин)

Предлог. Союз.
14.Допиши предложение, употребляя слова с предлогами в, на, за, из.
Грибы собирают в ____________________.
Одежду вешают в ____________________.
Продукты покупают в ________________.
Папа спешит на _____________________.
Солнце скрылось за __________________.
Стол сделан из _______________________.

15.Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги треугольником, а союз – кружочками.
1. (В) тесноте люди живут, а (в) обиде гибнут.
2. Наука и труд все перетрут.
3. Смотри дерево в плодах, а человека (в) делах.
4. Лето работает (на) зиму, а зима (на) лето.
5. Друзья прямые, а братья родные.

Синтаксис. Пунктуация.
Синтаксис. Строение словосочетания.
16.Спиши словосочетания. Укажите главное и зависимое.
.Дождливая осень, любить маму, жить в деревне, пушистый хвост, говорить о погоде, красота природы, возвращаться поздно.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
17.Составь и запиши словосочетания. Обозначь грамматическую связь между словами.
Солнечные лучи (сущ. мн.ч.); в, большая, страна; маленькая, уголок; великий, Родина; учиться, в, школа; нарисовать, звезда; беречь, природа; дружная, класс.

Виды словосочетаний.
18.Выпиши словосочетания с главным словом – существительным.

Родина.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множеств таких маленьких уголков и состоит наша общая великая Родина.

19.Выпиши словосочетания «глагол + существительное»
Музыку к песне написал известный композитор.
Девочка разучила и исполнила мелодию.
Писатель похвалил девочку за песню.


Разбор словосочетания.
20.Сделай письменный разбор словосочетаний.
Государственный герб, шуршит в траве, восторг публики, за окном вагона, кирпичная стена, любят веселье, детская песенка.
.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
21.Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Со..нце вз..шло. Птицы на д..ревьях зав..лновались. Яркое со..нце осв..тило землю. Проснулся п..тух. закр..чали гуси. Замычали к..ровы. Прил..тел снегирь домой. Закудахтали куры.

22.Составь предложения из данных слов.
Прозвенеть, звонок; кончиться, урок; начинаться, большой, перемена; на, выбежать, ребята, спортплощадка; они, бегать, играть, в, игра, разный.

Односоставное и двусоставное предложение.
23.Найди предложения с одним и двумя главными членами. Подчеркни главные члены предложения.
Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке.

Виды предложений по цели высказывания.
24.Спиши предложения. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи вид предложения по цели высказывания.
В голубом небе ярко светит солнце.
Не перебивайте говорящего, дослушайте фразу до конца.
Кто пойдет в поход?
Мы посетили городской музей.


Знаки препинания в конце предложения.
25.Расставь знаки препинания
Детство наше золотое Всё светлей ты с каждым днем Под счастливою звездою мы живем в краю родном (А. Пришилец)
Эй, сигналисты дружины моей, что вы притихли сигнальте сильней (Ю. Яковлев)

Члены предложения.
Главные члены предложения.
26.Спиши. Подчеркни главные члены предложения.
Поднялась за рекой большая темная туча. Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь. Упали первые тяжелые капли. Вскоре хлынул теплый проливной дождь.



Подлежащее.
27.Спиши, подчеркивая подлежащее и сказуемое. Укажи, чем выражено подлежащее.
Но лето быстро летит
Настала осень золотая.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.С. Пушкин)

Сказуемое. Способы выражения сказуемого.
28.Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое. Укажи, чем выражено сказуемое.
В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.
(Ю.М. Нагибин)

29.Спиши. Подчеркни грамматическую основу. Укажи, какой частью речи выражено сказуемое.
Дни тихие, солнечные. Ночи прохладны.
Олжас Сулейменов – казахский поэт.
Птицы улетели на юг.
Осенний лес чудесен.

Тире между подлежащим и сказуемым.
30.Спиши, расставляя знаки препинания. Определи грамматическую основу.
1.Маяк это башня с сигнальными огнями для ориентировки подходящих судов. 2. Знание сила. 3. Слово серебро, молчание золото. 4. Книга лучший друг.

Распространенные и нераспространенные предложения.
31.Спиши. Укажи распространенные и нераспространенные предложения.
Блёкнут травы ( ). Дремлют хаты ( ). Рощи вспыхнули вдали ( ). По незримому канату протянулись журавли ( ).

32.Распространите предложения второстепенными членами.
Звонок. Ученики разговаривали. Вошла учительница. Наступила тишина. Начался урок.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.
33.Допиши предложения. Существительные в скобках поставь в нужном падеже. Подчеркни главные члены предложения и дополнения.
Буря сломала (что?) (осина). 2) Дикие гуси готовились (к чему?) (полет). 3) Орёл охотился (за кем?) за (заяц). 4) Листочек оторвался (от чего?) от (ветка).

34.Спиши. Подчеркни основу предложения и дополнения. Укажи, чем выражены дополнения.
Не всякий расскажет сказку и споет песню, а пословицу каждый когда – нибудь да скажет, не заметит, что употребил ее в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Определение.
35.Спиши. Подчеркни главные члены предложения и определения.
Падают резные листья. 2) Яркая озимь блестит. 3) Птичьи гнезда опустели. 4) Пошел редкий дождь.

36.Дополни предложения второстепенным членом – определением.
За Доном в лесу прижилась (какая?) .осень. с шелестом падали с тополей (какие?) листья. На (на какой?) траве лежала роса. (Какой?) запах заполнял лес.
Слова-помощники: тихая, ласковая, мертвый, горький, сухие.

Обстоятельство.
37.Спиши. Поставь вопрос к выделенным словам.
По тропинкам бродит осень.
Деревья постепенно облетают.
Листья летят отовсюду и падают на воду.
Облака плывут на восток.
Вечером над рекою прошла гроза.

38.Спиши. Подчеркни обстоятельство. Укажи, чем выражено обстоятельство.
Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.
За школой находится футбольное поле.
Отчетливо звучала под ногами деревянная настилка моста.
На лугах пасутся кони.

Однородные члены предложения.
39.Спиши предложения. Найди и подчеркни однородные члены предложения.
В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. 2) Лес зазвенел, застонал, затрещал. 3) Искры летели налево, направо, вверх. 4) Ребята заботятся о воробьях, галках и сороках.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
40.Спиши предложения. Расставь знаки препинания. Обведи кружком союзы,
связывающие однородные члены предложения.
Месяц светит но не греет.
Туча прошла а дождя не принесла.
Веселые голоса шутки и смех разносились по долине.
Тучи ползли по небу медленно скучно.

41.Спиши. Найди и подчеркни однородные члены предложения.
Этот путь короткий, но очень трудный. 2) Ветер загудел, затрещал и сорвал крышу с сарая. 3) В воздухе порхали птицы, бабочки, стрекозы. 4) Дождь прошел, но землю не напоил.

Обобщающие слова при однородных членах.
42.Подберите и вставьте в каждое предложение обобщающее слово.
В вазе лежали : яблоки, груши, сливы. 2) Летом ребята приносили : ромашки, васильки, колокольчики. 3) В березовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми липами елей - растет белый гриб.

. 43.Спиши, расставляя знаки препинания при обобщающих словах
Небо становилось разноцветным белесое, розовое, красное, малиновое.
На столе лежали инструменты молоток, долото, пила, клещи.
В тайге водятся хищные животные волки, рыси.
4) Удочки, черви, подкормка, спички для костра все было готово для рыбалки.

Предложения с обращениями
44.Спиши. Подчеркни грамматическую основу предложения. Найди обращения.
1.Мама, разреши мне сегодня пойти в кино. 2. Друзья мои, я молод был. 3. Где ты был, Сережа? 4. Эй, ты, летчик, брось наган-то!

Разбор простого предложения
45.Сделай синтаксический разбор одного предложения по выбору
Поредел над сопками туман.
Реки и озера засверкали.
Я горжусь тобой, друг!
Мы идем за ним по шпалам и сворачиваем в лес.
Поезд с грохотом исчез.

Сложное предложение
46.Выпиши, расставляя знаки препинания.
1. Рыба видит приманку а не крючок.
2. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.
3. Лето собирает а зима поедает.
4. Счастье в воздухе не вьется а руками достается.
5. Летом ласточка день начинает а соловей кончает.


Запятая между частями сложного предложения.
47.Спиши. Расставь знаки препинания. Подчеркни основы предложений
1. Прошло жаркое лето и наступила осень. 2.Стояли ясные дни птицы готовились к отлету. 3. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась. 4. Ветер разогнал тучи и небо прояснилось.

Разбор сложного предложения
48.Разбери предложение и составь схему.
1 вариант. Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень.
2 вариант. Пролетают паутинки с пауками в серединке, и высоко от земли пролетали журавли.

Прямая речь
49.Спиши. Составь схемы предложений.
1. Л. Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». 2. «А ты что, Кумушка в дорогу?» - ей с возу Курица кричит. (И. А.Крылов) 3. «Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка. (И.А.Крылов) 4. Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

50.Выразительно прочитай предложения, спиши и расставь знаки препинания.
А, старая знакомая, здравствуй ласково проговорила Лиса.
2.Ребята, вы с какой школы спросил Сергей. 3. Д.С.Лихачев писал Берегите чистоту языка, как святыню.

Диалог. Тире при диалоге.
51.Спиши и вставь подходящие по смыслу слова
-- Здравствуй. Ваня! Куда ты идешь? -- Катя.
-- К Пете. Он болен. --. . . Ваня.
-- Что с ним случилось? -- . . . Катя.
-- Помогал соседке тушить пожар и обжег руку, -- Ваня.
Для справок: спросить, сказать, поинтересоваться, ответить.

Фонетика. Графика. Орфография.
Звуки речи.
52.Продолжите цепочку слов, заменяя один звук другим.
Дом-дым, бык - бк, лук - лк, сын - сн, сок - ск, кит - кт;
Лук -ук, кот -от, дом -ом, мак-ак, шар-ар.

Звуки и буквы
53.Прочитайте слово. Посчитайте и запишите, сколько в нем букв и сколько звуков.
Соль: букв _____, звуков______
Моя: букв____, звуков---------
Шьет: букв---------, звуков--------
Ель: букв--------, звуков--------

Алфавит.
54.Спиши слова в алфавитном порядке
Язык, звук, буква, речь, алфавит, слово, предложение, текст.

Гласные и согласные
55.Спиши слова. Подчеркни гласные звуки.
Музыка, песня, куплет, припев, солист.

Правописание безударных гласных.
56.Спиши слова. Поставь ударение, подбери проверочные слова.
Река -, поля --. . ., волна ---. . ., степной ---. . . , плоды --. . . , удивительный --. . . , гора --. . .
Звонкие и глухие согласные
57.Спиши. Подчеркни глухие согласные одной чертой, звонкие- двумя
Рука победит одного, знания поборют тысячи. (Пословица)

Правописание звонких и глухих согласных.
58.Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы.
Красна ска(з,с)ка складом, а песня ладом. 2. Тру(д,т) все победит.
3.Без костей ры(б, п)ки не бывает. 4. Доброе дело лучше мя(х,г)кого пирога. 5. Стар ду(б,п) , да корень свеж.


Правописание непроизносимых согласных.
59. Спиши. Вставь пропущенные согласные
1. Счаслив тот, у кого совесть спокойна.
2. Чесный правды не боится.
3. Серцу не прикажешь.
4.Зависливые глаза все съесть хотят. (Пословицы)

Твердые и мягкие согласные.
60.Спиши. Вставь пропущенный мягкий знак.
Каменщик, камен, винтик, гост, тонше, пю, серёзный, писменный, денги, кончить.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.
61.Выпиши слова, в которых е, ё, ю, я обозначает два звука.
Ежик, полёт, ветка, ель, баня, ягода, подъезд, пью, день, моя, поют, свет.

Ударение в русском языке.
62.Спиши. Поставь ударение в словах.
Поняла, звонит, красивее, конфета, депо, каучук, алфавит, документ, заняла.

Фонетический разбор слова.
63.Сделай фонетический разбор слова
Повторение-мать ученья. (Пословица)
Обобщение.
64. Тест по теме «Фонетика»
1. Мельчайшие единицы речи, из которых состоят слова
А) буква
Б) звуки
В) алфавит
2. Сколько букв в русском языке?
А) 33
Б) 42
В) 21
3. Сколько гласных звуков?
А) 10
Б) 6
В) 12
4. Найди ряд глухих согласных
А) б,п,в,ц,д
Б) т,с,ф,п,ч
В) г,к,ж,з,х
5. Найди только твердые согласные
А) ж,ш, ц
Б) ч,щ,й
В) п,в,х
6. Найди слово, в котором буква е обозначает два звука
А) день
Б) ель
В) конечно
7. Найди ряд слов, в котором правильное ударение
А) взяла, красивее, звонит
Б) заняла, документ, фарфор
В) средства, цемент, продала.

Лексика
Однозначные и многозначные слова
65.Распредели слова. Выпиши сначала однозначные, затем – многозначные слова.
Игла, дополнение, шляпа, кисть, число, прилагательное.

66. Игра «Перевёртыш»
Замени главное слово в словосочетании, так чтобы зависимое слово имело переносное значение.
Ледяная глыба ---
Острый нож -
Человек идёт --
Золотое кольцо --
Ребёнок плачет --

Омонимы
67. Выпиши омонимы.
Стакан из стекла - вода стекла
Косяк лошадей - косяк двери
Заплетал косу - точил косу
Теплую печь - печь пироги
Ключ от дверей - журчащий ключ

Синонимы
68. Подберите синонимы к словам
Думать-
Метель-
Дорожка-
Храбрый-
Ученик-
Сверкать-
Улыбаться-
Отечество-



69.Спиши, выбери из скобок наиболее подходящий по смыслу синоним
Скворёнушка-(небольшая, миниатюрная) лесная река. Она (протекает, пробирается) по дну глубокого оврага. Жизнь у неё своя, на других непохожая. (Зной, жара)стоит на земле, высыхают зеленые травы, (прячется, хоронится) от (жары, зноя) всё живое.

Антонимы
70.Подберите антонимы к словам
Война -
Лёгкий -
Широкий -
Вежливый -
Радость -
Близко -
Внизу -
Жадный -

Словообразование. Орфография.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
71.Продолжи ряд однокоренных слов. Выдели корень.
Лист, листик,
Гора, горка,
Лес, лесник,
Дождь, дождик,
Золотой, золото,
Чёрный, чернеть,
Лечение, лечить,

72.Распредели по группам. Выпиши в два столбика однокоренные слова и формы одного и того же слова.
1.Труд, труда, труду, трудом; трудно, труд, трудиться, трудный, трудность.
2.Смелость, смелый, смело, осмелеть; смелый, смелого, смелому.

Окончание. Основа слова
73.Спиши словосочетания. Вставь пропущенные окончания.
Наблюдать и изучать родн природу, очищать леса от сух веток, собирать лекарственн травы, делать скворечник , зимой подкармливать скворц, оберегать рыб в прудах от незаконн лова.

74.Спиши, выделяя основу в выделенных словах.
Пышные нежные грозди сирени царят над садом. Цвета теплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых оттенков, что живут на рассвете яркого дня над морем. ( Г.Е. Николаева)

Корень слова
75.Найди «лишнее» слово в ряду родственных и выдели корень
Сад, сажать, сажа, посадка.
2. Лето, лететь, летний, летом.
3. Гора, горный, гореть, гористый.
4. Вода, водный, водитель, водопад.

Чередование звуков в корне слова
76.Спиши. Выдели корень слов. Запиши чередующиеся звуки в скобках.
Горох-горошина
Ловить- ловлю
Кормить- кормлю
Рука- ручка
Угощу- угостить
Писать- пишу
Ответить- отвечать

Суффикс. Суффиксы с уменьшительно - ласкательным значением
77.Спиши. Выдели в словах корень и суффикс.
Барабан-барабанщик
Камень – каменщик
Шерсть - шерстяной
Лебедь – лебединый
Стол – столик
Белый – белеть
Сосна – сосновый

78.Прочитай выразительно. Выпиши слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Ивушка, ивушка, зеленая моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебе ,ивушка, солнышком печет,
Солнышком печет, частым дождичком сечет,
Под корешок ключева вода течет?

Приставка
79.Спиши. Выдели в словах корень и приставку.
Читать - прочитать, перечитать, дочитать.
Ходить – выходить, уходить, заходить.
Школа – пришкольный
Окно – подоконник
Грамотный – безграмотный

Раздельное написание предлогов со словами
80.Спиши, раскрывая скобки
1. Очень любим мы зимой (по) ходить (по) лесу.
2. Ёлка слишком высока, (до) стаёт ( до) потолка. (А. Барто)
3. Солнце (по) небу гуляло и (за) тучу (за) бежало. (К. Чуковский)
4. Вдруг зайчишка (по) казался, (по) тропинке (в) лес (по) мчался.

Правописание гласных и согласных в приставках.
81. Спиши и обозначь части слова, в которых пропущены буквы.
1.Уважение трудно зработать, но легко потерять.
2.За пирогом и чаем и мы не покачаем.
3.Умей взять , умей и одать
4.С лодырём пвведешься -горя нберёшься.
(Пословицы)

Разбор слова по составу.
82.Спиши слова. Разбери их по составу.
Перевозчик, безлунная , привозим , голубоватый , учитель , тракторист.

Беглые гласные.
83.Запиши слова с беглыми гласными по образцу
Городок – городка, флажок, листок.
Лоб -- лбы, угол, чехол.
Кавказец – о кавказце, горец.
Ветер – ветра, узел, ремень.

Буквы з и с на конце приставок.
84.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
Бешумный , бечисленный, ражимать, рашевелить, рапорядок , расказ, ивержение вулкана, беценный, черемерный, воклицание, (з,с)бегать, (з,с)давать.

85.Спиши, вставляя пропущенные буквы в приставках.
1.Ласковым словом и камень ратопишь.
2. (С,З )делав добро, не кайся.
3. Добрым словом и бедольный богат.
4.Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли рахлебаешь.
(Пословицы)

Буквы А-О в корне –лаг- ,-лож-
86.Спиши, графически объясни выбор гласной О или А
Пролжить маршрут, излгать коротко, подчеркнуть прилгательное, сложить листы, возлгать надежды, писать излжение, уменьшить слгаемое.

Буквы А-О в корне – раст-, рос-, -ращ-
87.Спиши и обозначь орфограмму.
Вишенька рсла, подрстала и , наконец, вырсла; сберегли рстение; вырщенный сад; небольшой рсточек.



Буквы Ё – О после шипящих в корне.
88.Спиши, вставь пропущенные буквы.
Шпот, пчлы, шлк, крыжвник, почт, шрох, пришл, шофр, капюшн, чрный, жлудь, расчт, щтка.



Буквы Ы –И после Ц.
89.Обозначь условия выбора букв Ы –И после Ц.
Акаця, цркуль, секця, цплята, овц, лекця, полиця, цнковый, цган, у гостиниц, синицн, цфра, делегаця.


Повторение изученных орфограмм
90.Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограммы.
Излгать, (з,с)делать, безаботный, разлжить, вырсли, панцрь, у ящериц, бекрайний, црк, сигнализаця, отрстить, оходить, рештка.

Морфология. Орфография.
Самостоятельные и служебные части речи
91.Спиши. Выдели служебные части речи.
Ночная метель
Забрался в постель, Кружит под окном
А сон не идёт: И плачет во мгле:
Ночная метель - Пусти меня в дом
Уснуть не даёт. Погреется в тепле!
(И. Мазнин)

Имя существительное как часть речи
92.Спиши. Найди в предложении имена существительные и определи их морфологические и синтаксические признаки.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
93.Выпиши сначала имена существительные одушевленные, затем неодушевленные.
Улица полна движения.
Автобус едет по улице города. Слева обгоняет быстроходный легковой автомобиль. Справа движется тяжёлый грузовик, впереди- троллейбус. У тротуара катается на велосипеде мальчишка, где – то с грохотом проносится мотоциклист. Улица полна движения.

Существительные нарицательные и собственные.
94.К данным нарицательным существительным подберите собственные.
Республика, город, село, улица, памятник, река, озеро, гора.

Большая буква в именах собственных.
95.Вставь подходящие по смыслу слова.
Город, птица, теплоход ( «Орёл» , Орёл, орёл) 2. Коренной,
комфортабельный ( « Москвич», москвич) 3.Журнал, яркий( огонёк, « Огонёк» ) 4. Добросовестный, газета ( труд, «Труд» ).
Род имён существительных.
96.Укажи род существительных.
Полевая мышь, железнодорожный путь, румяное яблоко, известная фамилия, сильное впечатление, свежий картофель.

Число имён существительных. Существительные, имеющие только форму множественного числа.
97.Выпиши существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Часы, каникулы, моря, книги, очки, грибы, ножницы, птички, сливки, весы.

Существительные, имеющие только форму единственного числа
98.Запиши существительные, имеющие только форму единственного числа.
Название групп людей: молодёжь, человечество, , ,
Название веществ: железо, молоко, ,
Название качеств, действий: темнота, бегство, ,
Для справок: студенчество, белизна, выполнение, бензин ,учительство, синева, крестьянство, удивление.

Склонение имён существительных.
99.Вставь падежные окончания имён существительных и определи склонение
1. Командир батаре почему-то вдруг смутился и покраснел. ( Л. Н. Пантелеев) 2. Ожил лес, покрытый дымкой молодой зелен 3. Не откладывай дел в долгий ящик. ( Пословица) 4. Кто хочет от жизн толку добиться, тот ничего не боится. ( Пословица)

Падеж имён существительных.
100.Определи падеж существительных.
В тайге раскинулось озеро Талгей. Горы цепью раскинулись вдоль его берегов. Подует ветер с востока, и на глади озёр проявляются волны. Пустые туманы закрывают горизонт.

Морфологический разбор имён существительных
101.Сделай морфологический разбор существительного
Без трудов ничего не даётся. ( Пословица)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа
102.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи склонение и падеж.
В арми он получил мужскую закалку.
Наташа была в полном отчаяни
Письмо он получил в редакци
Речь шла об алюмини

Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.
103.Перепиши, раскрывая скобки.
Пара ботинок (валенки, сапоги, чулки)
Много дел (места, яблоки, макароны)
Килограмм апельсинов (мандарин, помидоры, баклажаны)

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных.
104.Спиши. Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму
Лучм, дружк, под крышй, мячм, рощй, пастушк, медвежнок, дорожнька,флажк, тучй, мешк, собачнка, карандашм.
Имя прилагательное как часть речи
105.Вставьте в тексте пропущенные слова.
Шляпка маслёнка, покрытая кожицей, держится на ножках. Снизу шляпка затянута плёнкой. Когда ее уберешь, откроется нижняя сторона шляпки.
Для справок: темно - коричневый, крепкий, белый, желтоватый.

Роль прилагательных в речи.
106.Выпиши прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.

Берёза.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(А.А. Прокофьев)

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
107.Перепиши. Прилагательные, данные в скобках, употреби в нужной форме, обозначь условия выбора букв в окончании.
От (хороший) братца можно ума набраться.
(Большой) кораблю (большой) плавание.
В (колючий) кустарнике не спрячешься.
Маленькое дело лучше (большой) безделья.
(Пословицы)

Полные и краткие прилагательные.
108.Запиши краткие формы имен прилагательных.
Близкий – близок, близко, близка; узкий, резкий, мягкий, редкий, низкий, сладкий, робкий.

109.Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Линючего – линюч (кр. прилагательное), хорошего - , горячего - , похожему - , дремучего - , тягучему - , могучему -

Морфологический разбор прилагательного.
110.Сделай морфологический разбор прилагательных.
Русский язык неисчерпаемо богат.
(М. Горький)

Глагол как часть речи.
111.Спиши, употребляя глаголы из скобок в форме прошедшего времени.
Подготовить веселый праздник нам (помочь) ребята старших классов. Они (привезти) в школу красивую пушистую елку. Наш учитель (принести) в класс клей, краски, бумагу, и мы (сделать) многие игрушки своими руками.

Инфинитив (неопределенная форма глагола).
112.Образуй от данных глаголов неопределенную форму. Укажи суффиксы глаголов.
Увидел – увидеть, поездил, обидел; вытрясу, подвезу, принесу; стерегу, привлекут, испеку; тает, веет, сеет.

Правописание –тся и –ться.
113.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи глаголы 3-го лица, единственного числа и неопределенной формы.
Трус и тени своей боися.
Волков бояся в лес не ходить.
От работы руки (не) отнимуся.
Лентяю и приподня..ся лень.
Всякий человек по делу узнаеся.

Виды глагола.
114.Образуй от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. Определи вид.
1 Несу (несов.) - пронесу (сов.) , растут, шьешь, ползти.
2. Прыгала (несов.) – прыгнула (сов.), шептала, шагали, кивали.
3. Сдали (сов.) – сдавали (несов.), продала, встала, узнала.

Чередование гласных Е – И в корнях глагола.
115. Е или И? Обозначь изученную орфограмму.
Собрают цветы. Всё замрло. Звёзды заблстали. Взбраемся на вершину. Замреть от восторга. Река заблстела. Зажгать костёр. Степь расстлается.

Время глагола.
116.Спиши, найди глаголы. Определи время.
Уж теплее солнце греет;
Стали краше небеса
Скоро всё зазеленеет:
Степи, рощи и леса.

Прошедшее время глагола.
117.Спиши. Найди глаголы прошедшего времени.
Новогодние пожелания

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
(С. Карганова)

Настоящее время глагола.
118.Глаголы, заключенные в скобки, поставь в настоящем времени.
Труд не кнут, а человека (подгонять).
На воре шапка (гореть).
Злоба что лед, до тепла (жить).
Любовь и не глядит, а все (видеть).
Будущее время глагола.
119.Спиши. Найди глаголы в будущем времени и обозначь вид.
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листочках травы и блестят на солнце.
Спряжение глаголов.
120.Обозначь спряжение глаголов.
1. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 2. Работа и мучит, и кормит, и учит. 3. Напишешь пером – не вырубишь топором. 4. От спеху наделаешь смеху.(Пословица)
Морфологический разбор глагола.
121.Сделай морфологический разбор глаголов.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Правописание глаголов 2-го лица, ед.числа.
122.Образуй и запиши глаголы 2-го лица настоящего времени. Укажи спряжение.
Шептать, кричать, говорить; гореть, тлеть, полыхать; тереть, ехать, дышать.

Не с глаголами.
123.Спиши, раскрывая скобки.
Кто (не) работает, тот (не) ест.
(Не) ищи правды в других, коли ее в тебе нет.
Хорошие вести (не) лежат на месте.
(Не) гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.
Правда суда (не) боится. (Пословицы)