Дистанционный метод обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья


Дистанционный метод обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Во всех странах и любой группе общества есть дети инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развитие дистанционного образования – одно из требований ФГОС.
Дистанционное образование – это форма образования, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения).
С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку. Проблема обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья также приобретает особую актуальность в современной методике. Необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить детей эффективно общаться на английском языке. Научить детей общаться (устно и письменно) на английском языке, научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника - это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение — не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания английского языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.
Овладение английским языком происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач и достижении целей через преодоление препятствий.
В процессе обучения английскому языку детей с ОВЗ должен лежать системно - деятельностный подход. От технологии обучения в значительной мере зависит полноценное усвоение учениками с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, в сочетании с компенсаторным развитием их психической деятельности. Согласно системно - деятельностному подходу учащиеся овладевают умением «видеть» и формулировать проблему; анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять проверку правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении, как в процессе учебной деятельности, так и через дополнительное образование, связанное с формированием духовно-нравственных качеств личности.
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально по своей природе. Общение очень важно для таких детей, так как многие из них не в состоянии посещать учебные заведения. Обучаясь дистанционно они не чувствуют себя ущербными, имеют возможность общения с педагогами, а также со сверстниками, принимают участия в различных конкурсах.
В 2012 году в наш город поступило оборудование, которое было распределено в семьи с детьми инвалидами, обучающимися на дому. Встала проблема научить детей-инвалидов информационным компьютерным технологиям для дистанционного обучения. И в первую очередь нужно было научиться нам, учителям. Четыре учителя МБОУ «СОШ № 32» прошли курсы при «Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова» по теме «Дистанционное обучение школьников на основе «е – КМ школы».
Каждому ребенку в безвозмездное пользование на всё время обучения выдали компьютерный комплекс. А в него входят компьютер, цифровой микроскоп, фотоаппарат, лазерный принтер, графический планшет, web-камера, а также программное обеспечение. Подключен безлимитный тариф. Компьютер и Интернет относятся к тем техническим средствам обучения иностранному языку, которые не были специально придуманы для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако уже по самой сути Интернет предоставил огромные практические возможности для нас - учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации.
Каждый компьютерный комплект оснащён современной операционной системой  и подключён к сети Интернет. На компьютерах с данной операционной системой имеется новейшее программное обеспечение, позволяющее ребенку с ограниченными возможностями здоровья осваивать школьные науки, информационные технологии с использованием широчайших возможностей интернета.
С помощью этой программы можно передавать файлы, демонстрировать свой рабочий стол другому пользователю или управлять его компьютером дистанционно. Помимо этого можно устраивать чаты.
В своей работе я представила технологическую карту урока английского языка в 4 классе по теме: «Моя квартира»
Я считаю, что дистанционное обучение снимает многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией ребят, позволяют им быть более искренними. Открытость дистанционной деятельности, безусловно, расширяет мировоззрение обучаемых. Общение очень важно для ребят, особенно тем, которые не могут посещать школьные заведения и вынуждены проводить время наедине. Наши уроки для них как глоток воздуха. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение не только учитель, но и друг, который всегда рядом.
Данный материал не претендует на полное раскрытие заявленной проблемы, и работа будет продолжена в дальнейшей практической деятельности.
Технологическая карта урока
Учитель: Нелюбова Н.В.
Класс: 4 Биболетова М.З. «Enjoy English» (Дистанционный урок, 1 ученик)
Тема урока: Welcome Образовательная цель: расширение и отработка словарного запаса по теме урока
Деятельностная цель: формирование умения составлять монологические высказывания.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции.
Личностные: Развитие умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. ученик должен задаться вопросом о том, «какое значение имеет для меня изучаемый материал», и уметь находить ответ на него.
Метапредметные:
Регулятивные: Формирование умения организовывать свою деятельность.
Познавательные: Совершенствование умения находить необходимую информацию, применения метода информационного поиска с помощью компьютерных средств. Совершенствование осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: Формирование коммуникативных компетенций в общении; умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Задачи урока:
Образовательные:
Научить использовать в речи предлоги места.
Способствовать овладению новой лексикой по теме.
Способствовать формированию умения монологического высказывания.
Получить представление о правилах образования вопросительных предложений.
Развивающие:
Развивать навыки аудирования с пониманием основного содержания.
Развивать навыки чтения с полным пониманием текста.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к другой культуре.
Ресурсы:
Биболетова М.З. «Enjoy English» 4 класс учебник.
http://e.km-school.ru/ Форма работы: индивидуальная.
Форма контроля: индивидуальная Домашнее задание: Подготовить рассказ о своей комнате, используя изученную лексику.
Этап урока Деятельность учителя Речь учителя Деятельность обучающегося
Мотивация к учебной деятельности Побуждает ученика настроиться на урок, вспоминая известную лексику. Good morning! I am glad to see you! How are you?
На прошлом уроке как мы говорили о квартире?
Сегодня мы продолжим. Ты видишь на экране картинку (слад2 урок 25). Что на ней изображено?
Как ты думаешь о чем мы будем сегодня говорить? Мы составляли диалог, рассказ, делали упражнения.
Кластер: Квартира
Актуализация и пробное учебное действие Подводящий диалог к теме урока Today at the lesson we are going to revise everything we know about the flat.
Что мы можем сделать, чтобы узнать о твоей квартире?
Что не смогли сделать? Рассказать о квартире, описать мебель.
Назвать слова, которые употребляются с предлогами.
Постановка учебной задачи Помогает в формулировании словосочетаний с предлогами Look at picture. Read and match the rhymes. Выполняет интерактивное задание (слайд 4) Выбрать правильный ответ на вопрос.
Открытие нового знания Организует работу со словосочетаниями, аудирование, помогает при выполнении интерактивного задания. Контролирует время на выполнение разных видов работы. Now we can see the mouse and cheese.
Listen and read the words.
Listen to the words and find it.
Match the words and the pictures.
Type the words. Выполняет интерактивное задание (слайд 5)
ФизминуткаLet’s sing our song and rest a little. (Слайд13 урок 11)
Первичное закрепление Организует и при необходимости корректирует работу. Let’s do next exercise Look at the pictures and answer the question. Отвечает на вопросы (слайд 6)
Самостоятельная работа Добивается, чтобы используемая лексика была понятна. Now read the text on slide 10 and Fill in the blanks. Вставляет слова, выполняя упражнение.
Проверяет, слушая диктора.
Читает вслух.
Включение в систему знаний Организует работу по аудированию текста. Listen to the text and tick the room it describes. Слушает, отмечает в задании (слайд 11) выбранный вариант.
Проверяет.
Рефлексия и домашнее задание. Организует опрос по изученной лексике. Complete the description of the room. Выполняет упражнение на слайде 12 (Учитель начинает предложение, ученик заканчивает)
Записывает домашнее задание.