ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Хальметова Т.Д.
учитель английского языка
МБУ «Школа №64»
городского округа Тольятти

Главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы, то есть в успешной социализации. Актуальность исследования коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ОВЗ состоит в необходимости выбора определенных технологий, методов и приемов работы на уроках английского языка с целью коррекции нарушений.
Цель работы – теоретически определить и экспериментально подтвердить роль уроков английского языка в коррекции нарушений у детей с ОВЗ. Объектом исследования являются уроки английского языка для детей с ОВЗ. Цель, которую мы ставим на уроках английского языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит перед учителями разные проблемы. В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ, одна из важных задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь этим детям в социализации, расширении их кругозора и круга общения, развития у ребят способности к самообразованию.
Для решения этой проблемы наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение игровых приемов и методов на уроке. Игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ. Идея использования этого метода в обучении определённо не нова. Инновация состоит в том, что этот метод я использую как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми ОВЗ, обучающимися в дистанционной форме, решая образовательные задачи и способствуя успешной социализации детей с ОВЗ.
Данный метод может использоваться на любой степени обучения, как с начинающими, так и владеющими материалом на достаточно хорошем уровне и с любыми возрастными категориями учащихся, с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации уроков.
Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Дети с ОВЗ почувствует себя более уверенно, и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать.
Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры детей с ОВЗ. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти.
Игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Учащиеся с ОВЗ обычно запоминают то, что им было приятно делать.
Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению.
Ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их соревноваться.
Игры на уроке иностранного языка для детей с ОВЗ способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.
Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. В игре проявляются не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в играх – находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.
Игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки, просто повеселиться и отдохнуть.
В чем же преимущества этого метода при обучении детей с ОВЗ?
В период игровой ситуации, ребёнок с ОВЗ находится в тесном контакте со здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними, расширяется его круг общения, он перестаёт чувствовать себя не таким как все, появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих, учащиеся с ОВЗ получают опыт общения с классом, опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт является основой для успешной социализации подобных детей в будущем.
У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям. Между учащимися складываются дружеские отношения, которые впоследствии выходят за рамки работы над проектом. Целью использования игрового метода в дистанционном обучении детей с ОВЗ является удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование толерантности и навыков работы в команде, формирование аналитического и критического мышления.
В своей практике на уроках английского языка я активно использую этот метод. Из опыта своей работы я поняла, что игровая деятельность делает учебный процесс значимым, где ученики раскрывают свой творческий потенциал, реализуют коммуникативные потребности, проявляют фантазию, самостоятельность, креативность. Игры помогает интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.
Ученики с ОВЗ с удовольствием принимают участие в играх. Они работают самостоятельно или в группах, получают удовлетворение оттого, что они вносят свой посильный вклад в общую работу, им очень нравится.
  Ребята с ОВЗ становятся успешными и востребованными в игре. Они без принуждения многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая игру не за учебное задание, а как интересное занятие. В результате целенаправленной и систематической работы ребёнка повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные и исследовательские умения и навыки работы в сотрудничестве.
Таким образом, этот метод на уроках с учащимися в традиционной форме, так и в работе с учащимися с ОВЗ помогает решать образовательные задачи, и способствуют успешной социализации детей с ограниченными возможностями.








13PAGE 15


13PAGE 14515




15