Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей в детском саду «Огонек» поселок Космынино «С чего начинается Родина» для детей 6-7 лет(подготовительная группа) на 2016-2017 учебный год



Рабочая программа кружка
по патриотическому воспитанию детей
в детском саду «Огонек»
поселок Космынино
«С чего начинается Родина»
для детей 6-7 (подготовительная группа)
2016-2017 учебный год
Воспитатель:
Житкова О.Н.
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столомЧто мы Родиной зовем?Край, где мы с тобой живем.В. Степанов
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?»» составлена на основе авторской программы Зеленовой Н.Г, Осиповой Л.Е. « Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
Актуальность внедрения программы кружка  заключается в том, что у детей не хватает знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе. Также недостаточно сформирована работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Предлагаемая программа кружка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью программы кружка является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу,своей малой Родине.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, посёлку;
расширение представлений о растительном и животном мире России;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
расширение представлений о значении государственных символов России
воспитание чувство гордости за свою страну, любви к ней
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.
Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной деятельности в кружке «С чего начинается Родина?».
В процессе работы кружка запланированы следующие формы работы: беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, целевые прогулки. Создание проектов, макет русской избы, аппликаций, проведение праздника день семьи, рисование.
Реализация программы данного кружка позволит:
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- привлечь семьи к патриотическому воспитанию детей.
Планируемые результаты
К концу учебного года дети знают:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Название родного посёлка, историю улиц, уважаемых жителей;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, пословицы и поговорки;
Материально – техническое обеспечение:
дидактические и наглядные пособия;
компьютер.
репродукции картин;
художественная литература;
Символика России, глобус
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Г.Н.Данилина. Дошкольнику - об истории и культуре России. М.,2005.
2.Г.А.Ковалева. Воспитание маленького гражданина. М., 2005.
3..Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Мы живем в России. М., 2007.
4.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4 -7 лет. М., 2007.
5.Под.ред. Л.А.Кондрыкинской. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). М., 2005
Интернет- ресурсы:
1. http://dohcolonoc.ru/2. http://www.maam.ru/3. http://vospitatel.com.ua/4. http://doshkolata.ru/5. http://patriot-doy4.jimdo.com/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня с воспитателем. А также с включением дополнительных бесед, чтением художественной литературы, тем по изобразительной деятельности, экскурсий.
1 НОД в неделю
4 НОД в месяц; 36 НОД в год
Продолжительность НОД в год 1080 минут (18 часов)
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает четыре основных блока.
Блок 1. Моя Родина -России.
Цель: - Знакомить детей с символами Российского государства (герб, флаг, гимн), народным промыслом;
Воспитывать любовь к Родине.

Блок 2 - «Наш край»
Цель: дать детям краеведческие сведения о родном крае, о его истории, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Блок 3- «Мой дом.» «Моя улица»
Цель: познакомить детей с улицами родного поселка - их названием, историей возникновения.
Формировать основы гражданско - патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему краю, осознание личной причастности к жизни поселка.
Блок 4 - «Моя семья»
Цель: Познакомить с понятием «семья». Формировать у детей умение называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНМесяц и
название блока Содержание Кол-во
часов
Сентябрь
«Моя Родина – Россия» 1.Мониторинг 1
2. Моя Родина-Россия. Виртуальное путешествие по стране. (Государственные символы России флаг, гимн, герб. Национальность). Поделка «Флаг России». 1
3. «Русские народные промыслы»
Изготовление поделок по желанию детей: «Наша добрая матрешка», «Дымковская игрушка», «Роспись Хохлома» Подносы «Гжель», «Жостово» 1
4. Как жили славяне. Изготовление макета «Русская изба» 1
1. «Виртуальное путешествие в историю Нерехтского района город Нерехта.». Достопримечательства1
Октябрь 2. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок». Экскурсия в парк. Разнообразный растительный мир. 1
«Наш край» 3. «Знаменитые земляки». Быт и жизнь. 1
4.Выставка рисунков «Наш Край». Чтение стихотворения М. Матусовского « С чего начинается Родина» 1
1. Экскурсия к памятнику погибшим воинам поселка Космынино Нерехтского района. 1
Ноябрь 2.«Символика города Нерехта и нерехтского района» аппликация из пластилина «Герб Нерехтского района» 1
3. Слушание песен, и чтение стихов о малой родине. Поисковая деятельность «Предметы старины». Беседа с коренными жителями поселка. 1
4. «Жизнь людей в поселке Космынино». Труд взрослых. 1
1. Рассматривание книг, фотографий с природой поселка Космынино. 1
Декабрь 2. Занятие «Щедрые дары природы. Наша малая Родина-поселок Космынино» 1
3. Изодеятельность«Наша родная сторонка» Празднование нового года. 1
4. Экскурсия в библиотеку 1
Январь
Мой дом. Моя улица
1. «Где мой дом» «Мой адрес» 1
2. Творческое рассказывание по рисункам «Мой дом» 1
3.Права ребенка дома и в детском саду 1
4.Улица, на которой находится детский сад 1
Февраль 1. Знакомство с историей улиц поселка Космынино.
1
2. Рисование ««Есть такая профессия – Родину защищать»
(рисование) 1
3. Уважаемые люди на моей улице. 1
4. Экскурсия по улице Ленина поселка Космынино. 1
Март
«Моя семья» 1. «Моя семья-мое богатство». 1
2.Рисование «Портрет моей милой мамочки». 1
3. Составление рассказа «Моя семья».
Составление герба семьи. Профессии в моей семьи. 1
4. Драматизация по сказке «Репка». 1
Апрель 1
Чтение сказок и заучивание стихов о семье: Е. Благинина «Посидим в тишине», сказки: «Гуси-лебеди». 1
2. «Генеалогическое древо моей семьи.» 1
3. Красна изба пирогами, река-берегами, а семья традициями. 1
4. Создание проекта моя семья 1
Май 1. 15 мая –день семьи. Праздник 1
2. «Мои бабушки и дедушки». День победы 1
3. Что такое патриотизм. Мы-патриоты. Поделки, сбор старинных предметов. 1
4.Мониторинг 1

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.И .ребенка
/ уровни освоения знаний и умений                                   В
С Н Качественный уровень %
1.Родная страна:Название страны
Название поселка
Домашний адрес
Название достопримечательностей поселка
Название улиц                                         2.СимволикаФлаг России
Герб России
Герб города Нерехта
Гимн России                                         3.История народной культуры и традицийНародная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
                                        4.Историко- географический и природный компонентыПриродные богатства нашей страны
Виды ландшафта (горы, равнина)                                         5.Личностный компонентОтношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других
                                        Итоговый результат Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.