«Дискуссия как метод интерактивного обучения и формирования коммуникационных навыков в условиях введения »


«Дискуссия как метод интерактивного обучения и формирования коммуникационных навыков в условиях введения »Выступление на педсовете МбОУ Гимназия №39 г.Уфа12 января 2016 г.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, в процессе которого происходит активное включение учащихся в поиск истины; создаются условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач.
Именно по этим причинам учителя кафедры истории активно используют дискуссию как основу в технологии проблемно-диалогического обучения.
Какой результат мы ожидаем при этом? -
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся.
Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Для эффективного проведения дискуссии необходимы следующие условия:
Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом,
Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии,
Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
Установление регламента выступления участников;
Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого учащегося в ней,
Обучение учащихся умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая учащимся свою точку зрения.

Проведение дискуссии.
Выделяется несколько этапов дискуссии.
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
На этом этапе происходит предъявление проблемной ситуации; демонстрация видеосюжета и материалов (статей, документов); ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; постановка проблемных вопросов.
И в качестве примера представ вам проблемные ситуации на уроках истории и обществознания:
В 9-х классах по обществознанию по теме «Жизненный путь между ссорой и спором» для включения в работу были предложены 8 видеофрагментов из мультиков и худфильмов с разными вариантами конфликтных ситуаций и выхода из него. Например, сюжет из «Джентельменов удачи», где директор детсадика предложил детям отменить завтрак взамен на подкрепления для полета на Марс. Или сюжет из мультфильма про капитана Врунгеля, где помощник Лом отказывался спрыгнуть вслед за белками с обрыва на корабль, потому что боится высоты, но подчинился приказу немедленно пересчитать и принять всех белок на борту корабля и не задумываясь спрыгнул
После ролевого проигрывания каждого сюжета, были обнаружены разные и даже противоположные способы выхода из конфликтной ситуации. И отсюда учениками была сформулирована проблема «как выйти из конфликта победителем, а лучше остаться друзьями?»

Этап 2-й, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом
И вот здесь начинается сложное. Потому что нужно:
- следить за соблюдением регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;
Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы, позитивного вклада каждого в общую работу.
Если вернуться с уроку обществознания, то после коллективного обсуждения, после воспоминаний межличностных конфликтов начиная с первого класса – и что самое главное – были попытки найти выход из тех конфликтов при помощи полученных знаний сегодня, после возвращения к главной проблеме урока -«как выйти из конфликта победителем, а лучше остаться друзьями?» были предложены вполне согласованные мнения, общие для всех участников урока
Как в любой работе, при проведении дискуссии есть свои маленькие секреты, например, приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Как вы докажете, что это верно?”);
Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);
Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);
“Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
“Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
“Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
“Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

Как руководить дискуссией в классе?
Приглашайте к участию стеснительных детей. Например, “Как ты думаешь, Саша?”, “Нам нужно послушать других отвечающих. Что ты думаешь по этому поводу, Лена?” Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому. Например, “Это интересная мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу думаешь?”, “Это важный вопрос, Оля. Костя, как бы ты на него ответил?”
Если Вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять
Перескажите сами высказывание ученика и спросите: “Я правильно тебя поняла или ошиблась?”
Вытягивайте больше информации. Например, “Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал предложение…”, “Прежде, чем продолжить, подведем некоторые итоги..”
Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли. Например, “Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели телевизор? Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим”.
Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей. Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их, почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.

Ошибки в дискуссии
Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ.
Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета.
Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова
Виды дискуссий
В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации дискуссии, хотелось бы представить вам наиболее оптимальные виды дискуссий, которые мы используем на уроках истории, обществознания и КБ
“Круглый стол”
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.
“Дебаты”
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
“Аквариум”
Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. Дискуссия включает следующие этапы:
подготовительный – ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
“аквариумное” обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако, преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам “аквариумного” обсуждения.
Дискуссия-диспут
Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.
Конференция
Вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.
Дискуссия-соревнование
Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу )Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе.
Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы.

Займи позицию (Шкала мнений)
Предварительно:
Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы (например, “Вы за или против смертной казни?”).
Подготовьте “шкалу мнений” - на доске нарисуйте линию (шкалу), на которой напишите варианты ответов, например:
За смертную казнь/ Скорее за / Скорее против / Против смертной казни
Объясните правила игры: Надо объяснить, почему вы заняли эту позицию; Каждый может привести по одному аргументу в защиту своей позиции; В процессе игры можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили; Задайте вопросы по очереди ученикам, занявшим разные позиции: почему вы заняли эту позицию? Спросите также тех, кто поменял позицию, почему?
Подведите итоги.

И хотелось бы отметить, что одна из самых больших ошибок учителя – Дискуссия считается незавершенной, если не проведен ее анализ.
Обязательно необходимо подвести итоги занятия. Анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
Это были основные моменты, которые помогут вам провести урок интересно, познавательно и самое главное, чтобы вы ощутили удовольствие от процесса преподавания и еще раз убедились в своем профессионализме.