Урок литературного чтения Две пословицы 2 класс





Урок литературного чтения во 2 классе.

Е.Пермяк «Две пословицы»










Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна








Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».
Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).
Цель (учебные задачи):
формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей;
расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;
формировать читательские умения, используя такие виды работы:
аналитическое чтение (анализ сюжета);
выборочное чтение (работа с иллюстрацией);
просмотровое чтение (выбор незнакомых слов);
формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;
знакомить с литературоведческими понятиями;
обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;
формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;
учить сравнивать произведения одного автора, сходные по тематике, но разные по жанру;
формировать универсальные учебные действия:
личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные (саморегуляция ,оценка ,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности );

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия ,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, )

коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)







Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
– Я желаю вам хорошего настроения.
– От чего зависит хорошее настроение?
(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой)
– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.
Речевая разминка
– Прочитайте предложение. ( Друзья познаются в беде).
(Слайд 2)





– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)




– Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)




– К какому жанру относится? (Это пословица).
– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение )
– Определите тему. (О дружбе)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)
– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?
(Может будем читать произведения о дружбе. Может будем знакомиться с произведениями, в которых есть пословицы)
– Давайте проверять наши предположения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Прочитайте записи.(Слайд 7)
Пичугин мост
Смородинка
Две пословицы
Торопливый ножик
– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)
– Что общего у этих произведений? ( Автор – Е.Пермяк. Это рассказы о детях.)
– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)
– Можете сказать, кто автор произведения? (Точно сказать не можем, можем предположить, что автор – Е.Пермяк)
– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)
– А тему? (Тоже не можем.)
– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)
– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)
–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?
(По содержанию. По содержанию увидели, что автор произведения – Е.Пермяк.)
– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)
– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)
III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»
(Слайд 8)



1.Слушание. (Читает учитель.)
– Я буду читать, а вы слушайте.
–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
2.Первичное восприятие.
– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)
–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)
– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)
3.Анализ произведения.
–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)
–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)
– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)
–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)
–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)
–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)
–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)
Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)
– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?
–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)
–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)
–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.
– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)
–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.
–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.
–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)
– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.
– Как выглядит семиголосая гармошечка? Что ещё может помочь кроме словаря представить, как она выглядит? (Иллюстрация в учебнике.)
IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)
До- мой новый-новый дом
Ре-ребята во дворе
Ми - моих игрушек мир
Фа- фамилия моя
Соль - найдем мы на столе
Ля- поем мы ля-ля-ля
Си- сироп мы пьем с водой
И опять рисуем Дом!
V. Работа над образом героя
– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.
– Сверьте свою работу с образцом.
(Слайд 9)




– Просигнальте, у кого так?
– Есть другие варианты?
– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)
– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)
– Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)





–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)
– А Костя? (Благодарность.)
– А плотвичка? (Помощь.)
– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)
– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)
– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)
– Каким был Костя в начале произведения?
– Как автор говорит об этом? Прочитайте.
– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)
– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)
– Кто помог ему понять это? ( Собака. Она прошептала две пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
(Слайд 11)





- Определите тему. (О дружбе.)
– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)
– Поясните?
– Какую главную мысль хотел донести автор до читателей? (Главное в жизни – дружба, доброта, душевная щедрость человека.)
VI. Включение в систему знаний и закрепления
– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)
– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.
– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)
– Что нового узнали об авторе? (Отчество – Андреевич.)
– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)
– Рассмотрите его портрет.


(Слайд 12)





– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.
– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)
- Какая сказка? (Авторская, литературная.)
– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)
– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)
– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)
– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)
(Слайд 12,13)













– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)
– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?
( «Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)
(Слайд 14)








– Что общего у всех этих произведений? (Автор – Е.А.Пермяк. Тема – о детях.)
VII. Домашнее задание (на выбор)
– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:
(Слайд 14)
На дом:
выполнить задания в тетради 3,4;
рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);
найти пословицы о дружбе, о доброте.


VIII.Рефлексия

– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».
– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни - доброта, душевная щедрость, дружба.)
– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)
– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны
для человека. (Слайд 16)










– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)
– Мы будем читать новые произведения, узнавать другие хорошие качества и постепенно заполнять наш цветок.
– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Е. Пермяк
«Две пословицы»

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Root Entry