Статья Метод проектов как форма организации лингвострановедческой деятельности.

«Метод проектов как форма организации лингвострановедческой деятельности»

Из множества существующих форм работы, позволяющих сделать учебную деятельность максимально разнообразной и эффективной, хочется выделить проектную методику.
Метод проектов рассматривается современной методикой как действенный способ организации личностной и речевой коммуникации учащихся, эффективный способ составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся, которые в ФГОС определяются как важнейшие результаты обучения наряду с личностными и предметными результатами.
На мой взгляд, проектная методика повышает как уровень владения иностранным языком, так и уровень самостоятельности учащихся, способствует совершенствованию владения страноведческой информацией; позволяет обратить внимание на актуальные вопросы современной жизни. Как показывает опыт работы, данный метод является самым рациональным сочетанием теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных учебных проблем. При использовании проектного метода у учащихся формируется критическое мышление, умение определять объём необходимой информации, устанавливать логическую последовательность работы, обобщать результаты исследования и делать выводы.
Для меня отправной точкой в этом виде работы являются особенности возрастной психологии и уровень подготовленности учащихся. Затем следует обратить внимание на выбор тем, работа над которыми позволит расширить и углубить знания по программе. Для младшего школьного возраста я предлагаю краткосрочные проекты, упрощённые по оформлению - создание фотоальбомов, открыток. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самовыражению. Учащимся важно получить оценку не только со стороны педагога, но и от сверстников. Поэтому очень важно, что дети с разным уровнем подготовки участвуют в работе в соответствии со своими возможностями.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придаётся коммуникативная направленность, расширяющая кругозор учащихся, развивающая память, мышление, создающая атмосферу непринуждённого сотрудничества. Меняется и роль учителя, который становится партнёром, сотрудником ученика.
Первые проектные работы мои ученики начинают делать на первом году обучения во втором классе: это уже ставший традиционным проект-конкурс новогодних открыток. Учащиеся даже старших ступеней продолжают принимать в нём участие. В этом проекте восьмиклассники пошли дальше и даже готовят «музыкальные открытки»: оформляют презентации о традициях празднования нового года в разных частях света, делают попурри из рождественских песен и представляют проекты на разных параллелях.
Темы проектов, над которыми мы с учащимися работаем, самые различные: «Моя семья», «Времена года: климат родного края», «Животные нашей планеты». «Дом мечты» - в работе над этой темой принимают участие и родители, которые активно и с интересом изучают лексику и строят макеты с детьми. И если на начальной ступени дети учатся искать информацию и делать небольшие доклады, то в старших классах темы перерастают в исследовательские работы. Например, от проекта «Животные нашей планеты» учащиеся 8 классов перешли к созданию «Красной книги», рассматривая тему животных с точки экологической угрозы окружающей среде и исчезновения многих видов. В 9 классе ребята попытались предсказать и аргументировать дальнейшее влияние подобных изменений на человека.
Тема праздников является, пожалуй, одной из самых интересных для детей, поэтому мы с коллегами проводим «Фестиваль традиций». Обучающиеся с большим энтузиазмом устраивают костюмированные праздники со всеми реалиями. Здесь я говорю о Хэллоуине, Дне благодарения, Рождестве, для которых ребята готовят декорации, мини-постановки, иногда традиционные блюда. Девочки, как правило, готовят часть проекта, связанную с костюмами и кухней, а мальчики с удовольствием рассказывают о спорте и музыкальных традициях. В этой сфере мы имеем очень интересный и положительный опыт взаимодействия с другими школами (СОШ №50, Гимназией №7).
Наиболее удачные проектные работы прошли в среднем звене. Учащиеся готовили и защищали проекты по теме: «Город, в котором я живу». Дети, сформированные в группы, ездили с родителями на экскурсии, узнавая историю Перми. Каждая команда готовила путеводитель с краткой аннотацией, защищала свой проект, и по окончании работы проводила викторину. Таким образом, мы расширили область знания детей и, что немаловажно и свою тоже, в области истории, географии, культурологии, воспитали гражданина своей страны.
В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается и время на подготовку.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнование с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций: «Познавательный проект», «Актуальный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект».
Продуктом проектной деятельности учащихся могут быть мультимедиа-презентация, альбом, стенгазета, журнал, реферат, справочник, сценарий мероприятия (викторины), инсценировка.
Использование проектной методики при обучении иностранному языку позволяет соблюсти деятельностный характер обучения по предмету, сделать процесс интересным и увлекательным для обучающихся.
15