Статья «Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении».










«Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении».









Чернигова Екатерина Николаевна, воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2»,
г.Свирск, Черемховский район, Иркутская область.







Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. [2, c. 197]
Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.[1, с. 43]
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
По характеру доминирующей в проекте деятельности возможны проекты (Е.С. Полат):
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т.д.)
творческо-продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах учувствуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка или родителя.
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. [2, с. 198]
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
погружение в проект;
организация деятельности;
осуществление деятельности;
презентация результатов.
Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей. [3, с. 55]
Таблица 1
Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности
Воспитатель
Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта,
сюжетную ситуацию, цель и задачи
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует (помогает):
-группы детей;
-распределяет роли, ответственность;
-планирование детской деятельности по решению задач проекта;
-предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.
Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:
-при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
-деликатно контролирует;
-обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
-репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает;
Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
-выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей;
-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения;
-ищут необходимые и недостающие знания;
-фантазируют;
-готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.
Демонстрируют:
-понимание проблемы, цели и задачи;
-умение планировать и осуществлять работу;
-найденные способы решения проблемы;
- самоанализ деятельности и ее результата;
-взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.


Литература:
Атеманская Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014.-464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2008.