Статья Метод проектов на уроках русского языка и литературы


Метод проектов на уроках русского языка как один из аспектов реализации личностно – ориентированного подхода в обучении.
Конкуренция является хорошим стимулом к самоанализу, самосовершенствованию и самореализации. Конкурентоспособные отношения становятся важными и в педагогической деятельности учителя. Изменились приоритеты, изменились наши ученики. Они стали более требовательными и активными. Сегодня востребованы те, кто умеет приобретать знания, осваивать новые технологии, кто готов к самообразованию.
Задача учителя – сформировать такого школьника, сделать это можно через личностно – ориентированный подход в обучении. Должны присутствовать мотивация к обучению (интересно), психологический комфорт (сотрудничество ученика и учителя), соответствие возрастным особенностям учащихся, которые устремлены к практической деятельности (поиск).
В своей работе я использую метод проектов. Познавательная деятельность учащегося здесь – самостоятельный, личностно значимый источник развития. В основе этого метода лежат дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению с учетом интеллектуального развития детей, уровня развития их способностей и талантов. Роль учителя здесь значима. Он выступает организатором познавательной деятельности, консультантом, может быть даже модератором.
В силу практической направленности работа над проектом носит поисковый характер, предполагает применение разных методов и приемов исследования.
Метод проектов относят к инновационным технологиям.
Что этот метод дает учителю?
Развивает мыслительную деятельность ученика: работа с информационным материалом, умение анализировать, сопоставлять, находить сходства и различия, отбирать материал, делать выводы и обобщения.
Развивает коммуникативные способности учащихся: умение общаться в процессе работы над проектом (строить высказывание, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию проекта, готовить выступление по проекту).
Помогает оттачивать навыки практической деятельности: вести поисковую, исследовательскую работу, применять свои знания на практике.
Прививать навыки презентационной деятельности: строить высказывание по проблеме проекта, представлять проект, продумывать условия презентации проекта.
Методика работы над проектом.
Работа над проектом может быть индивидуальной, парной, коллективной.
В парных и коллективных проектах каждый выбирает ту часть работы, которая ему интересна, где он может максимально использовать свои возможности. По продолжительности это может быть краткосрочный проект (в рамках одного урока), среднесрочный (от недели до месяца), долгосрочный (от одного до нескольких месяцев). Можно использовать и мини – проекты, которые занимают часть урока или являются составляющей частью цикла уроков.
Методы работы над проектом тоже могут быть разнообразны: исследовательский, творческий, информационный.
Как организовать работу над проектом?
1. Организационный этап.
Постановка целей и задач, формулирование проблемы проекта.
Выбор фронта работ по интересам, распределение ролей, конкретизация
целей и задач.
2. Выбор и обсуждение главной идеи проекта.
Выдвижение предварительной гипотезы, ее обсуждение, поиск метода, с помощью которого можно проверить гипотезу.
3. Организация работы над проектом
Выработка плана работы над проектом, выбор дополнительной, справочной
литературы
4. Построение проекта.
Обсуждение приемов построения проекта.
5. Отбор материала.
Обсуждение логики отбора материала по принципу « главное – второстепенное», « нужное – ненужное».
6. Подведение итогов.
Высказывание собственного мнения, аргументация собственной точки
зрения, знакомство учащихся с образцами лучших работ.
7. Оформление результатов работы.
Редактирования работы, создание собственного текста.
8. Презентация проекта.
Выбор условия презентации проекта.
9. Анализ работы над проектом.
Взаимооценка деятельности и результатов работы.
Такая организация работы над проектом не является обязательной. Работу над проектом можно трансформировать под определенные цели и задачи.
Применение метода проекта на практике
1. Индивидуальный мини – проект.
Изучение чередующихся корней. Корни – мак- - мок-
Мотивация – проблемный вопрос. Почему слово «макать» пишется через «а»?
Проблема: как найти ответ на вопрос.
Гипотеза: правописание связано с лексическим значением
Организация работы: работа с толковым, этимологическим словарями.
Из толкового словаря:
макать – погружение чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу)
Исследование: если «мокрая», то почему пишется через «о» слово промокательная бумага?
Из рассуждений по поводу значений слова
Корень – мок - пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным», а промокательная бумага - это та бумага, которая убирает, например, излишки чернил, следовательно, пишется в корне о

Вывод: непромокаемый плащ, но обмакнуть кисть в краску.
Перспектива: создать таблицу « Чередование а - о»
2. Коллективный проект «Омонимы».
Проблема: как различать слова омонимичной группы.
Организация работы: работа со справочной литературой, анализ, сопоставление, выводы.
Омонимы – слова, которые пишутся и слышатся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Омографы – слова, которые одинаково пишутся, но произносятся по – разному и имеют разное лексическое значение.
Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по – разному и имеют разное лексическое значение.
Омоформы – слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но только в определенных формах, имеют разное лексическое значение.
Работа над составлением таблицы:
Название Значение Правописание Произношение Примеры
Омонимы - + + Подъемный кран – водопроводный кран
Омографы - + - Таинственный замок- хитрый замок
Омофоны - - + Ожог руки- ожег руку
Омоформы - +
в определенных формах +
в определенных
формах Лечу (от «лететь») над морем - лечу ( от «лечить») суставы
3. Проект «Правописание суффиксов действительных причастий и окончаний глаголов».
Мотивация: отработать навыки правописания.
Проблема: как определить правописание гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глаголов.
Цель: выработать алгоритм действия.
Задача: научиться применять алгоритм по правописанию суффиксов причастий и окончаний глагола.
Организация работы: проанализировать правила, найти общее, создать алгоритм действия.
Метод: анализ, сопоставление, обобщение.

4. Коллективный проект « Текст как речевое произведение».

Текст как речевая структура может быть образцом, рабочим материалом, информационным полем. В своей работе руководствуюсь принципом: от анализа текста – к творчеству. Использую в своей работе разные виды анализа текста (содержательный, информационный, культурологический, композиционный, стилистический, лексический, языковой, орфоэпический, фонетический, интонационный, орфографический, пунктуационный) в зависимости от поставленных задач. Часто обращаюсь на уроке к такому виду работы как создание собственного текста – создание текста по заданным образцам и создание текста как творческого произведения.
Работа с удачно подобранным текстом может быть очень плодотворной.
Такой текст решает учебные, воспитательные, этические задачи. Здесь каждый может найти что-то для себя, проявить личностную заинтересованность. Работа с таким текстом обогащает палитру красок, служит, что важно, стимулом для развития творческих способностей, дает возможность анализировать творчество другого. Именно в такой работе проявляется личность школьника, его стремления, его талант.
Поэтому необходимо, чтобы ученик умел работать с текстом, понимал принципы его построения, умел выделять основную идею текста.
Работая над проектом в рамках урока, можно использовать все виды анализа текста.
Мотивация: выработать навыки анализа текста.
Проблема: как правильно построить текст.
Цель: доказать, что составление текста – процесс творческий.
Задача: анализ составляющих текста.
Гипотеза: подчиненность составляющих текста его основной мысли.
Разбиваем класс на группы.
1-ая группа – лексический анализ.
Задачи: 1)произвести отбор лексических средств, классифицировать их по признаку «книжная лексика – просторечная лексика», «группы слов по особенностям употребления» (общеупотребительная лексика; слова, ограниченные в употреблении: историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы);
группы слов по происхождению (исконно русские, заимствованные); группы слов по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы);
2) разбить слова на тематические группы;
3) сделать выводы о том, что дает автору использование этих средств.
Обеспечение: словари, справочники, дополнительная литература.
2-ая группа – культурологический анализ
Конкретные задачи:1) проанализировать актуальность темы;
2) соотнести с эпохой (употребление отдельных слов, грамматического строя речи);
3) сделать выводы и обобщения.
3-ья группа – языковой анализ
Конкретные задачи: 1) найти средства художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры);
2) объяснить, с какой целью они использованы автором;
3) сделать выводы и обобщения.
4-ая группа – синтаксический анализ
Конкретные задачи: 1) проанализировать структуру предложений;
2) найти авторские знаки препинания;
3) сделать выводы и обобщения.
Коллективный этап работы: отбор материала, его систематизация,
Подведение итогов: высказывания учащихся, аргументация собственной точки зрения.
Обсуждение способов оформления результатов: текст, таблица.
Обсуждение условий презентации проекта: выступление на уроке, выступление на семинаре.
Анализ работы над проектом: взаимооценка деятельности.
Перспективы работы над уроком – проектом.
Практический результат такой работы очевиден: совершенствование умений и навыков исследовательской, аналитической работы, речеведческих навыков, навыков публичного выступления, создание собственного текста.
Проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности -– найденный способ решения проблемы – носит практический характер и интересен и значим для самих открывателей.
Метод проектов – замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем. Он позволяет воспитывать самостоятельную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Возможные трудности при работе над проектом.
Возможные трудности могут возникнуть на стадии определения индивидуальных особенностей школьника и на стадии решения конкретных задач. Чтобы этого избежать, необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества в самом начале (поиск решения проблемы – тоже творчество). Необходимо прививать навыки поисковой, исследовательской работы, навыки работы с текстом, учить умению извлекать необходимую информацию.