«Применение педагогической технологии Метод проектов на уроках технологии в __5__ классе»


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
(«ГОУ ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»)
Кафедра технологий и профессионального образования
Модуль « Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителя технологии (в условиях реализации ФГОС)»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
«Применение педагогической технологии Метод проектов на уроках технологии в __5__ классе»
Выполнил:
Шилкин Александр Николаевич
учитель технологии
МОУ «Гимназия №1»
г. Воскресенск, Воскресенский район
Проверил:
Матвеева Татьяна Михайловна,
доцент кафедры
технологий и профессионального
образования, к.п.н.
Москва 2013
Метод проектов
Метод проектов относится к современным педагогическим технологиям и является личностно-ориентированной методикой.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе 
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащегося
1. Разработка проектного задания   1.1 Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
  Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
  Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
  Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темах проекта Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
  Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
  Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3 Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
  Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской
работе Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
  Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка
проекта Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность
  Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление
результатов Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
  Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
  Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия
 
 
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии:
низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Литература:
1. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, – Волгоград: Перемена, 1995. –152 с.
2.Голуб Г.Б. "Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие" Дом Федорова, 2006 г.
3.  Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
5класса
Тема урока: «Защита проекта»
Цель урока:
систематизировать знания учащихся в области проектирования;
оценить и закрепить знания, умения и навыки работы над проектами в учебной области «Технология»
Задачи урока:
Обучающие:
приобретение навыков публичного выступления,
умение отстаивать свои идеи и решения,
доброжелательно вести дискуссию,
аргументировано отвечать на вопросы,
умение критически оценивать свою и чужую работу.
Развивающие:
развитие умений самооценки и самоанализа,
развитие умений анализировать, обобщать,
развитие способностей преодолевать трудности,
развитие деловых и коммуникативных качеств.
Воспитательные:
пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,
повысить уровень культуры,
воспитание художественного вкуса,
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание представляемого творческого изделия, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать схемы различных по происхождению продуктов, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Методы проведения занятия:
словесные –рассказы, беседы
наглядные –демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.
Методы обучения:
Методы самостоятельной работы.
Методы контроля.
Оборудование:
лучшие проекты учащихся;
выставка изделий;
компьютер;
электронные носители;
проектор, мультимедийный экран, магнитная доска.
Структура урока:
I. Организационная часть.II. Формулирование целей урока и постановка задач.III. Актуализация опорных знаний.IY. Вводный инструктаж к уроку.
Y . Защита проектов.V. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка результатов учащимися.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
В классе выставлены изделия, выполненные учащимися, по своим проектам.
Звучит спокойная музыка.
Приветствую учащихся, стимулируя положительный, эмоциональный настрой на работу, объявляю тему и цель урока, форму проведения.

Учитель (читаю эпиграф):
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе». А. И. Колмогоров.
II. Формулирование целей урока и постановка задач.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок «Защита проектов». Сегодня мы с вами раскроем свои таланты, своё искусство и творчество.
Ученикам представляется свобода выбора собственных целей урока, для проявления своей активности и нести ответственность за сделанный выбор.
Учитель: На занятии предстоит систематизировать знания в проектной деятельности, научиться публично выступать и отстаивать свои идеи, развить умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Направляю учащихся сформулировать главную цель занятия – формирование опыта в работе над проектами.

III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Предлагаю учащимся самим сформулировать ряд проблемных вопросов, ответив на которые, произойдет первичная актуализация знаний.
Вы начинающий проектант. С чего начать? Какие объекты выбрать для изучения и изготовления? Как вы считаете, что нужно сделать сначала – изучить объект или под изготовленный объект подобрать материал для исследования? Будет ли ваша идея-работа-предмет (товар) пользоваться спросом?
Ученик: Слово «творчество», как вы знаете, происходит от слова «творить», то есть искать, изобретать, создавать.
Творчество – это создание нового и прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность о знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальные ценности.

Учитель: Вы завершили выполнение разных по своей форме и содержанию проектов и сегодня выносите их на обсуждение. Вы расскажете о своих трудностях и достижениях. Ответите на вопросы одноклассников.
IV. Вводный инструктаж к защите проектов.
Учитель: Каждый учащийся получит по три отметки: за пояснительную записку, за изделие и публичное выступление. Это краткое сообщение 5-7 минут, по своим проектам, которое должно содержать:
название темы проекта, ее обоснование;
краткую историческую справку (при необходимости);
практическое назначение;
дизайн-спецификацию;
краткую характеристику конструкции изделия – материалов, технологических
приемов;
краткий экономический расчет, примерную стоимость изделия;
экологическую справку;
эстетическую справку;
самоанализ результатов работы.
Y . Защита проектов.
Учитель: Я уверен, что вы с удовольствием представите свои проектные работы.
Желаю вам успешной защиты.
VI. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка(рефлексия) результатов учащимися.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности. Готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.
Учитель: Кому мы можем сказать спасибо за совместную работу, за эмоциональную поддержку? (Эмоциональные итоги урока)
Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение умеющих быть счастливыми.
Спасибо всем за плодотворную, интересную работу.
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;
2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-190.3. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html4.http://www.infourok.ru