Презентация по технологии на тему Метод проектов на уроках технологии(6 класс)


Метод проектов на уроках технологии Курбатова Е.А. Учитель технологии МКОУ СОШ с. Тополево Метод проблем Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кил-патриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого. Суть метода стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике. Проектные методы в России Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; исследование влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т.д.)2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Основные требования к использованию метода проектов: 3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).5. Выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению. Учащиеся должны овладеть следующими умениями: обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость; Учащиеся должны овладеть следующими умениями: экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера. "Уголок проектов" "Положение об ученическом проекте", "Темы проектов", "Оформление работы", "Образцы творческих работ", "Требования к пояснительной записке", "Образец титульного листа пояснительной записки", "Экономическое обоснование проекта", "Порядок защиты проекта", "План выступления на защите проекта", "Критерии оценки работы". ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" Проект - творческое задание интеллектуально-практического характера, выполняется учащимися в каждом классе, начиная со второго, в соответствии с программой школьного курса "Технология". 1. Цели и задачи Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 2. ТематикаТемы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При выборе темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества. Проект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности. Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:2.1.Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению: учебно-наглядных пособий; инструментов, приспособлений для работы в учебной мастерской и на садовом участке; предметов домашнего обихода; декоративно-прикладных изделий; игрушек для малышей и т.п.2.2.Разработка и модернизация технологий для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, использования вторичных ресурсов и т.д. с обязательной апробацией результатов. 2.3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 3.Основные требования к выполнению проекта3.1. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы — временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.3.2. В процессе выполнения проектов рекомендуется применять ПЭВМ.3.3. Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения в соответствии с требованиями программы курса "Технология". ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 4. Деятельность учащихся при выполнении проектов Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.4.1. Организационно-подготовительный этап1.Поиск проблемы.2.Выбор и обоснование проекта.3.Анализ предстоящей деятельности.4.Выбор оптимального варианта конструкции.5.Подбор материала.6.Планирование технологического процесса.7.Разработка конструкторско-технологической документации.8.Организация рабочего места. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 4.2.Технологический этап1. Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом.2. Самоконтроль своей деятельности.3. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.4.3.Заключительный этап1.Корректирование конструкторско-технологической документации.2.Экономическое обоснование.3.Мини-маркетинговые исследования.4.Контроль и испытание изделия.5.Подведение итогов.6.Защита проекта. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 5. Руководство проектом Руководство выполнением учащимися проектов осуществляет учитель технологии, призванный обеспечить рациональный характер их деятельности и успешное ее завершение. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ" 6. Подведение итогов работы по проекту Учитель технологии оценивает работу учащихся на каждом занятии, выставляя текущие оценки и итоговую среднеарифметическую текущую оценку в зачетный лист.Общая оценка работы попроекту является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, внедряются или рекомендуются для внедрения, выставляются на выставку детского творчества в школе, продаются на школьных ярмарках и т.п. Структура творческого проекта Описание эпохи (погружение в проблему);Постановка проблемы;Определение цели и задач;Описание проекта;Приложения к проекту;План реализации проекта;Конкретные ожидаемые результаты(достижение цели);Оценка результатов деятельности;Дальнейшее развитие проекта. Темы творческих проектов 5 класс 1. Творческий проект «Прихватка» 2. Творческий проект «Воскресный завтрак» 6 класс 1. Творческий проект «Юбка» 7 класс 1. Творческий проект «Летний сарафан» 8 класс 1.Творческий проект «Изготовление панно в технике ручной вышивки» 9 класс 1. Творческий проект «Мягкая игрушка» 2. Творческий проект «Русский народный костюм» Этапы выполнения творческого проекта: Планирование работы над проектом;Аналитический этап;Этап обобщения;Этап презентации. Содержание пояснительной записки Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210x297 мм. По содержанию она включает:1.1.Титульный лист.2.2.Оглавление.3.3.Введение.4.4.Главы основной части: Глава 1. Конструкция изделия. Глава 2. Технология изготовления. Глава 3. Экономическое обоснование проекта. Глава 4. Экологическая оценка проекта.5.5. Заключение.6.6. Библиографический список использованной литературы.7.7. Приложения. Содержание пояснительной записки Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год"). Содержание пояснительной записки Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Содержание пояснительной записки Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта. Содержание пояснительной записки Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Содержание пояснительной записки В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Содержание пояснительной записки В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта Содержание пояснительной записки Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Защита творческих проектов рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература,конструкторско-технологическоерешение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы); Защита творческих проектов рассказать об экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);рассказать о решении экологических задач;сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия) После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации. Критерии оценки творческого проекта Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся. Критерии оценки творческого проекта При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой). Критерии оценки творческого проекта Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:► оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках. Критерии оценки творческого проекта оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.Оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке и доработке. Типы проектов По своему содержанию, структуре, методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть: - практико-ориентированными; -литературно-творческими;-естественно-научными;-экологическими;-культурологическими;-спортивными;-исследовательскими;-приключенческими (игровыми);-творческими;-информационными. Цель проектного обучения самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивать системное мышление. Содержание работы над проектом Этапы работы Содержание этапа Деятельность учащихся Деятельность учителя Погружение в проект (подготовитель­ный этап) Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задач Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации, целеполагание, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп, например: «Историки», «Теоретики», «Конструкторы», «Практики», «Искусствоведы», «Архитекторы» Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп. Объявление учащимся состава консультативной группы учителей-предметников: информатики, истории, МХК, обществознания, физики, химии, экономики Содержание работы над проектом Этапы работыПланирование работы Содержание этапаОтбор источников информации и выбор способов представления конечного результата деятельности Деятельность учащихсяПланирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования) Деятельность учителяНеобходимая консультативная и организационная помощь Содержание работы над проектом Этапы работыПоисково-информационная деятельность Содержание этапаРабота с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений Деятельность учащихсяПоиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet. Проведение исследования Деятельность учителяПомощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций с учителями других предметов. Наблюдение Содержание работы над проектом Этапы работыРезультаты и выводы Содержание этапаАнализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов Деятельность учащихсяАнализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями-предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентаций. Изготовление моделей Деятельность учителяКонсультативная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками Содержание работы над проектом Этапы работыПрезентация(защитапроекта) Оценка процесса и результатов работы Содержание этапаОткрытый отчет участников проекта о проделанной работе Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом Деятельность учащихсяДемонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей Деятельность учителяУчастие в обсуждении Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНЫЕ ДокладОбзорОтчетСообщениеСравнительный анализ АльманахОтчетПубликацияРефератСборникСказкаСтатьяСценарийУчебное пособие ВидеофильмВыставкаИнсценировкаИнформационный бюллетеньКоллекцияМакетМодель фигурыПлакатПрезентация в Power PointWeb – сайтСтенгазетаТематический журнал Лист рефлексии в процессе их написания учащиеся могут поразмышлять над тем, что дало выполнение этого учебного задания лично им, с какими сложностями они столкнулись в процессе работы над проектом; если были неудачи, то как избежать их в будущем, а если все прошло успешно, то каковы слагаемые успеха. Лист рефлексии Индивидуальная карта проектантаКласс Руководитель проекта Тема проекта______________________Дата начала работы_________________Дата защиты проекта________________ Лист рефлексии №1 Этапы проекта Оценка максимальная фактическая Погружение в проект Актуальность выбранной темы 5 Практическая значимость работы 5 Аргументированность целей работы 5 Планирование работы Умение отбирать информацию 5 Умение организовать работу в команде 5 Наличие разделения обязанностей 5 Информированность группы о результатах работы 5 Определение вклада каждого члена группы 5 Лист рефлексии №1 Поисково-информационная деятельность Соответствие содержания теме 5 Логичность и последовательность изложения 5 Четкость формулировок и выводов 5 Доступность для понимания 5 Результаты и выводы Эстетика оформления результатов 5 Соответствие оформления стандартным требованиям 5 Лист рефлексии №1 Презентация Качество доклада 5 Объем и глубина знаний по теме 5 Культура речи 5 Чувство времени 5 Умение удерживать внимание аудитории 5 Умение вести дискуссию 5 Оценка процесса и результатов работы Полученные результаты и их оценка 5 Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов 5 Лист рефлексии №1 Критерии выставления оценки Итого баллов Баллы 110-90 89-65 64 и менее 110 Оценка отлично хорошо Удовлетворительно Итоговая оценка Лист рефлексии №2 показатели самооценка педагог коллектив 1. Оформление (15 б) 2. Процесс проектирования:интеллектуальная активность (10 б)творчество (10 б)практическая деятельность (10 б)сложность темы (10 б)новизна темы (10 б)уровень самостоятельности (10 б)проявление глубизны и широты знаний по теме (10 б)деловые качества докладчика (10 б) Лист рефлексии №2 3. Защита проекта:представление (15 б)ответы на вопросы (15 б) 4. Достигнутый результат (20 б) 5. Итоговая оценка (в баллах):110-150 б - отлично;75-110 б - хорошо;50-75 б - удовлетворительно. показатели самооценка педагог Коллектив