Урок по изобразительному искусству в 3 классе «Какого цвета зеленое яблоко?»


Урок изобразительного искусства в 3 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой ,
Е. В. Алексеенко
« Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»

Тема урока: «Какого цвета яблоко?»
Цели: закрепить понятия окружность, круг, шар, свет, тень; выяснить, какого цвета тень от предметов, на предметы? научить поэтапно выполнять акварелью зеленое яблоко с передачей объема и цветовых оттенков; дать понятие предметного и обусловленного цвета; развивать аккуратность, глазомер.
Оборудование: пособие к игре «Плоская, объемы», таблицы «Влияние источника света на цвет», «Локальный и обусловленный цвет», «Изменение цвета от ослабленного света».
Ход урока.
I. Оргмомент.
Повторение изученной темы на прошлом уроке.
Для повторения темы о плоской и объёмной фигуре, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.

По горизонтали:
Самое светлое место на предмете?
За бликом идёт …..?
Самое тёмное место на предмете?
Отражение от плоскости на предмет?
Фигура, имеющая длину и высоту, или длину и ширину?
Переход от света к тени?
Тень от предмета?
По вертикали:
Тень на предмете?
8. Фигура, обладающая длиной, высотой и шириной?
9. Измененный цвет под воздействием света?
10. Цвет предмета, закрепленный за ним в жизни?
(вопросы 9 и 10 я задам вам в конце урока)
Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами на уроке нарисуем яблоко. Прежде чем мы приступим к работе, ответьте на вопрос: «Какого цвета зеленое яблоко?» (ответ: зеленое).
На самом деле оно не только зеленого цвета. А какое оно, мы попробуем выяснить.
Цвет - важный признак, присущий каждому предмету. Наиболее хорошо цвет предмета виден при дневном освещении. Если свет ослабеет, уже ближе к вечеру, то цвет предмета изменится: желтый предмет приближается к оранжевому, оранжевый - к красному, синий - к фиолетовому, а зеленый - синеет. Дальнейшее ослабление света приведет к потере цвета. Желтый приблизится к белому, оранжевый - к желтому и т. д., (см. таблицу). Дальнейшее усиление цвета приводит тоже к обесцвечиванию.
Цвет зависит не только от силы света, но и от того, где находится предмет: от удаленности источника света. Окружающая обстановка излучает различные цветовые лучи, которые попадая на поверхность предмета, образуют на ней цветные рефлексы и цветные блики. Таким образом, цвет предмета представляет собой мозаику, которая состоит из различных цветных пятен рефлексов, бликов, цветных световых пятен и полутеней. Жизнь цвета как постоянное изменение и превращение.
За любым предметом в жизни закреплен определенный какой-то один определенный цвет. Такой цвет называется предметным или локальным, (см. таблицу). Предметный цвет травы - зеленый, неба - голубой и т. д. А какой предметный цвет у зеленого яблока? (зеленый, см. таблицу).
В этом цвете, в предметном, предмет кажется плоским, а рисунок - пестрым, цвета - кричащие.
Правильно изобразить цвет, как он есть, и как он нам кажется, можно, если передавать не чисто локальный цвет, а измененный под воздействием света и цветовой среды, т.е. Как обусловленный цвет (см. Табл) вывод: каждый предмет имеет предметный цвет, он может изменяться под воздействием источников света и цветов, среды; освещенная часть предмета приобретает оттенки источников света; предметный цвет приобретает оттенки – рефлексы других предметов, расположенных рядом.
А теперь ответьте на вопрос: «Какого же цвета зелёное яблоко?»
IV.Поэтапное рисование яблока.
- Определение размера яблока, рисование на листе.
-Где правильно? И почему?
V. Показ красками учителем.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Итог. Выставка работ.
Читаем 9 и 10 вопросы кроссворда.
(ответы учащихся)
Чтение стихотворения Д. Чуяко «Про яблоко».
Ветки, ветки, ветки сада...
Заглянул в рисунок дед
-Яблоко твое, что надо!
Дашь отведать или нет?
Внук прикрыл альбом рукою:
- Есть его пока нельзя
Вон зеленое какое,
Покраснеют пусть бока!
Нет, пока что из альбомаЯ его не отпущу
Как поспеет, станет сладким,
Вот тогда и угощу.