ИКТ как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы


Мунципальное бюджетное образовательное учреждение
"Батальненская средняя общеобразовательная школа"
-327660201295ИКТ как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
0ИКТ как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Доклад
на семинар учителей русского языка и
литературы
Учитель: Черная Евгения Викторовна
2015 – 2016 уч.г.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, интернет-ресурсы, аудио- и видеотехнику. Информационно-коммуникативные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Они не только облегчают доступ к необходимой информации, открывают новые современные возможности и направления в учебной деятельности, но и позволяют организовать совместную работу преподавателя и ученика на уроке, причем с условием активности последнего и равноправного участия в учебном процессе. Таким образом, можно реализовывать принципы и идеи развивающего обучения, активизировать мышление и творческие способности учащихся, увеличить процент самостоятельной работы.
В нашей школе практически у всех учащихся есть компьютеры. К сожалению, не у всех учащихся есть свободный доступ к Интернету дома и в школе. Но главная проблема состоит в том, что большинство учащихся использует компьютер как игровую приставку либо в качестве музыкального и видеопроигрывателя. Поиграть в игру, скачать и послушать музыку или посмотреть фильм – вот для чего чаще всего используется компьютер. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся получают на уроках информатики в старших классах. Но наше время требует формирования информационной культуры, поэтому необходимо мотивировать учащихся к саморазвитию в области ИКТ. И одним из шагов по этому пути может стать создание мультимедийной презентации – логичной последовательности кадров, объединенных общей тематикой и внешним оформлением.
Умелое использование ИКТ на уроках повышает личностные познавательные потребности ученика, активизирует его визуально-образное восприятие, побуждает к размышлению и действию, что необходимо при реализации системно-деятельностного подхода, при котором поощряется самостоятельный поиск информации и совершенствование знаний.
Современные информационно-коммуникативные технологии (а к ним относят и прослушивание музыкальных композиций, и просмотр фильмов, и использование программ-тренингов, электронных уроков-тестов, оцифрованных художественных текстов и т.п.) – это не замена учителя. Это эффективная поддержка, которая может сделать урок познавательным, интересным и запоминающимся, поэтому нужно заранее спланировать, на каком занятии и на какой теме стоит их использовать.
Самой распространенной, удобной и доступной формой использования ИКТ на уроке является презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Она наиболее универсальна, проста в использовании и составлении, распространена в Интернет-пространстве, доступна редактированию.
Основная функция презентации – обучающая, т.е. она служит наглядным материалом. Преподаватель освобождается от необходимости искать портреты писателей, иллюстрации, наглядный материал, выполненный на печатной основе, и обеспечивать им весь класс. Достаточно все найти в Интернете, скомпоновать и вывести на экран. Правильно и грамотно подобранные изображения оживляют ход урока, помогают образно представить личность писателя, его жизнь, его произведения, исторический фон, литературных героев, повышают интерес к учебному материалу.
Вторая функция презентации – информативная. На экран можно вывести необходимую информацию: цели урока, основные вопросы, термины, задания для самостоятельной работы (слова, словосочетания, предложения) – и предоставить учащимся возможность работать с ними.
Итак, презентация – это вспомогательный инструмент для:
более эффективного восприятия устной информации;
наглядного сопровождения доклада, выступления;
воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока.
Как и при использовании любого средства обучения, применение презентации должно строиться на здоровьесберегающих принципах, т.е. повышать уровень знаний, но при этом не вызывать раздражение и утомление, поэтому создавать ее необходимо по определенным «законам», о которых будет сказано ниже.
С принципами построения качественной презентации необходимо знакомить и учеников, поскольку цель работы преподавателя не только показать, что такое презентация и как ее использовать, но и научить учеников самих составлять презентации. Зачем это необходимо? Презентация требует систематизации материала, его проработки, выделения самого основного из массы материала. Кроме того для создания презентации необходимо творческое мышление, эстетический вкус для расположения компонентов, использования эффектов и анимации. Также создание презентации повышает грамотность учащихся, поскольку написанный с ошибками текст на большом экране виден сразу всем, это отвлекает от материала, и цель презентации может быть не достигнута.
Какие же основные правила создания учебной мультимедийной презентации?
Недопустимы излишества в оформлении работы, так как они усложняют восприятие информации. Чем проще презентация, тем лучше.
Недопустимы тексты большого объема. Только самое основное: простые предложения, минимальное количество наречий и прилагательных.
Наиболее важную информацию размещают в центре экрана.
Не стоит увлекаться анимацией, разнообразными эффектами перехода, «выпрыгивающими» надписями и т.п. особенно, если в тексте более 8 строк. В этом случае анимация недопустима.
Не стоит загромождать слайд рисунками, дополнительными иллюстрациями, художественной анимацией, что может отвлечь от основной информации.
Необходимо помнить о том, что мелко написанный текст сложный для восприятия, поэтому размер шрифта должен быть таким, чтобы текст легко различался с задней парты (не менее 18, а для заголовков – 22).
Рекомендуется не смешивать в одной презентации разные шрифты.
Разноцветным шрифтом и курсивом можно выделить только основную информацию, необходимую для запоминания (даты, термины, фамилию, название произведения). Основной текст целесообразно писать черным. На одном слайде допустимо использование не более 3-х цветов. Цветной шрифт не должен сливаться с фоном.
Фон не должен быть ярким, кричащим. Допустимо использование фонов холодной гаммы (синий, зеленый). Нужно помнить, что главное в презентации не фон, а текст или изображение.
Есть единая общая последовательность создания презентации Microsoft Power Point:
Выбор темы
Структура презентации (подбор материала, распределение его по слайдам), составление основного текста (если презентация является его наглядным сопровождением)
Выбор стиля
Формирование слайдов
Настройка и изменение эффектов, анимации, ссылок
Редактирование
Демонстрация
Обычно содержание 1-го и 2-го слайдов учебной презентации – это тема и цель урока, либо тема и портрет писателя, эпиграф. Исходя их темы, в дальнейшей презентации могут использоваться иллюстрации, репродукции художников, исторические фотографии и т.п. презентация может сопровождаться музыкой, подходящей к теме. Такая презентация будет воздействовать на разные сферы восприятия, усилит эмоциональное воздействие, задействует воображение, создаст положительный настрой.
Презентации могут использоваться на уроках изучения художественных произведений, уроках углубленного изучения темы, на обобщающих уроках (такая презентация может существенно сэкономить время во время проверки, обобщения и т.п.), на этапах первичного повторения и актуализации знаний. Презентации могут быть сопровождением уроков-диспутов, семинаров, выступлений учащихся. Целесообразно предлагать учащимся создать презентацию как домашнюю самостоятельную и исследовательскую работу, поскольку именно презентация поможет выявить степень усвоения учебного материала, его обработки и интерпретации.
Тематика данных презентаций может быть разнообразной: жизнь и творчество писателя, характеристика стиля и связь литературы с другими видами искусства, рассказ о литературном произведении, презентация-викторина на урок обобщения и закрепления изученного материала. В презентации могут быть использованы схемы, таблицы, иллюстрирующие, обобщающие либо систематизирующие материал.
Плюс презентаций данного вида в том, что их можно редактировать, дополнять, корректировать, исправлять, добавлять материал, изменять стили и т.п., что помогает ученику достичь лучших результатов своей работы, а значит, реализовать свои мыслительные и творческие способности.
Создание презентации – это участие ученика в проектной деятельности, возможность формировать критическое мышление, поскольку для презентации он должен уметь выбрать необходимый материал из множества, представленного в интернете, развитие логического мышления, помогающего увидеть последовательность изложения темы.
Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация системно-деятельностного подхода тесно связана с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы, поскольку данные технологии делают процесс получения знания не только доступным, но и интересным, познавательным и побуждают ученика к саморазвитию и самообучению.
Проекты-презентации учащихся нашей школы:
Биография и творчество О.Мандельштама (Сеферова Эдие)
Жизнь и творчество Н.А.Некрасова (Каменева Мария)
Жизнь и творчество В.Брюсова (Каменева Мария)
Иван Бунин. Жизнь и творчество (Каменева Мария)
Любовная лирика Ф.И.Тютчева (Сеферова Эдие)
Николай Васильевич Гоголь. Сведения о жизни (Аблялимова Атче)
Тарас Бульба и его сыновья (Бухарова Наталья)
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» (Абдураимова Сафие)