Урок мужества по истории Казахстана, тема: Подвиг 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова в 1941г. под Москвой


План учебного занятия
Преподаватель:
Дисциплина история Казахстана
Специальность, группа
Тема занятия: «Подвиг 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова в 1941г. под Москвой»
Дата
Тип занятия, форма проведения (урок сообщения новых знаний, умений и навыков; урок закрепления новых знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; контрольный урок; урок проверки знаний; урок-конференция; урок-конкурс; урок самостоятельной работы; деловая игра; другая форма) урок-размышлениеЦели занятия: воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания
Образовательные:
-способствовать формированию представлений студентов о гражданском долге, мужестве, героизме на примере подвига воинов –казахстанцев 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова А.В. в 1941г. под Москвой в Великой Отечественной войне,
- выполнить проблемное задание: «28 панфиловцев: правда или миф? ваше мнение», на его основе дать опровержение фальсификации истории;
-составить кластер «Подвиг 316-й стрелковой дивизии под Москвой»
Воспитательные:
-показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать чувство восхищения и гордости, стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;
Развивающие-развитие умения анализа текста, информации, составления опорного конспекта, таблицы, развивать интерес к историческим фактам и событиям.
Методы: рассказ с элементами беседы, интерактивные методы, ИКТ(слайды «316 стрелковая дивизия в боях под Москвой», «Б.Момышулы»; видеофрагмент «Подвиг 28 панфиловцев»), фотовыставка, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо(синквейн), проблемное задание
Оснащение занятия: доска, проектор, карта
Межпредметные связи: история, обществознание
Литература основная: Нурхаева. А.Е. История Казахстана: Учебник-тест для подготовки к ЕНТ.-Алматы: Шын-кітап, https://ru.wikipedia.org«Люди вне закона» (Заметки советского военнопленного в ГерманииИсточник: http://e-history.kz/ru/contents/view/923
© e-history.kz
Дополнительная:
Ход и хронометраж урока
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим открытый урок мужества, посвященный празднованию 75-летия массового подвига воинов 316стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова А.В. в 1941году под Москвой.
Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях белых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и села. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялось вновь! Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Так давайте же перелистаем страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было… 1 минута
2 Контроль знаний (подчеркнуть) Критерии оценки знаний Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
Тема: «Начало второй мировой войны, Великой Отечественной войны».
Вопросы подгруппам:
1.Какими были истинные цели СССР и Германии по пакту «Риббентропа – Молотова»?
2.Какие оценки можно дать пакту от 23 августа 1939 г. и договору о Дружбе и границах от 28 сентября 1939 г?
3.Какие страны развязали вторую мировую войну?
4.Причины отступления Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны?
5.Начало второй мировой войны? Великой Отечественной
войны? Назовите даты
6.Что не являлось одной из причин начала Второй Мировой войны?
• Неудовлетворенность Германии Версальским договором
• Передел колониальных территорий
• Мировой экономический кризис
7.Какое из этих утверждений не относится ко Второй Мировой войне?
•На войне впервые был применен газ в качестве оружия массового поражения
•Впервые было использовано ядерное оружие
•Самая многочисленная по человеческим потерям война
8.На территории скольких континентов велась Вторая Мировая война?
9.Какой первой стране объявлена была война Гитлером?
10.Когда был разработан план «Барбаросса»?
11.Каким было содержание плана «Барбаросса»?
12.Кто возглавил Государственный Комитет Обороны? 3минут
3 Метод изложения нового
материала (подчеркнуть)
Перечень освещаемых вопросов:
Устный рассказ
Тема: «Подвиг 316 стрелковой дивизии под Москвой»
1.Формирование 316-й стрелковой дивизии (подгруппа 1)
2. На Волоколамском направлении. 28 панфиловцев-легенда и гордость войны(видеофрагмент)( подгруппа 2)
3.Героизм воинов дивизии. Генерал-майор И.В. Панфилов(подгруппа 3)
4.Бауыржан Момыш-улы. Эхо войны в воспоминаниях Б.Момышулы(подгруппа4)
5.Значение подвига. 15мин.
4 Самостоятельная работа
студентов Задание: «28 панфиловцев: правда или миф? ваше мнение». Подгруппы высказывают свое мнение по проблемному заданию.
1)«В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. По мнению Сергея Мироненко(российский историк), «не было 28 героев-панфиловцев — это один из мифов, насаждавшихся государством». При этом сам факт тяжёлых оборонительных боёв 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года и проявленный при этом бойцами дивизии героизм не оспаривался.
Таким образом, вывод Главной военной прокуратуры СССР подтверждает вымысел события, не имевшего места в реальности». https://ru.wikipedia.org/wiki/Панфиловцы
2) «Решающая роль казахстанских стрелковых дивизий в сражениях начального периода Великой Отечественной войны» Профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилёва Кусаинов М.К.
Именно в самый критичный для Отечества момент, когда в июле, августе, сентябре была обескровлена Красная армия и на пути немецких войск, на московском направлении, в начале октября, уже не было кадровых воинских частей. На пути у противника, на подступах к Волоколамску встала 316-я стр. дивизия сформированная в г. Алма-Ата. На подступах к Малоярославлю встала 312-я стр. дивизия сформированная в г. Актюбинск. Тулу прикрыла 238 –я стр. дивизия, сформированная в г. Семипалатинск. С севера-запада Москву прикрыла 391-я стр. дивизия, сформированная на юге Алмаатинской области. Хорошо вооруженные, укомплектованные и главное с командным составом, имеющим боевой опыт, казахстанские стрелковые дивизии, даже командующий 16-й армией Рокоссовский К.К. считал сибирскими. Действительно эшелоны с казахстанскими дивизиями прибыли с востока, а на востоке Сибирь.
Наше молодое поколение должно знать и гордиться тем, что решающую роль в обороне Москвы сыграли не сибирские, а казахстанские дивизии, которые стали легендарными. Они до подхода дальневосточных, кадровых дивизий, снятых с границ, сопредельных с Японской Квантунской армией (после сообщения Р.Зорге о том, что Япония не вступит в войну), сдерживали превосходящие силы вермахта, попутно останавливая деморализованные группы солдат и офицеров, вырвавшихся из окружений. Из воспоминаний К.К. Рокоссовского: «Такую полнокровную стрелковую дивизию (316-ю) и по численности, и по обеспечению – мы давно не видели. Командиры подобрались крепкие, а политработники выдвинуты из партийного и советского актива Казахской ССР» о том, что дивизия из Каз. ССР К.К. Рокоссовский уже пишет в своих мемуарах, в конце 60-х годов, а в 1941 г. он и командующий фронтом Г.К.Жуков считали, что прибывшие дивизии сибирские.
Об отваге, героизме бойцов и командиров 316-й стр. дивизии знают все, но все же приведу мнение противника из журнала боевых действий армии Фон Бока: «Упорное сопротивление…
По донесениям командиров, здесь идут бои, превосходящие по своему ожесточению все, что до сих пор пришлось перенести…», «Контратаки у Волоколамска дикой дивизии…». Некоторые немецкие командиры в мемуарах писали «…прибыли монгольские дивизии с дальнего востока… сражаются до последнего, в плен не сдаются…», (какие монгольские дивизии - это были казахи в казахстанских дивизиях - автор).
Не только наши генералы, но и немецкие считали, что упорно держат оборону и контратакуют сибирские и дальневосточные дивизии. 9мин.
5 Закрепление материала Составить кластер «Подвиг 316-й стрелковой дивизии под Москвой».
Презентация кластера. 6мин.
6 Подведение итогов занятия Рефлексия:
-написать мини-сочинение-рассуждение по теме: «Подвиг панфиловцев останется в веках».
-Составить синквейн со словами: «316-я стрелковая дивизия», «28 панфиловцев», «И.В. Панфилов», «Б.Момыш-улы».
Заключительное слово преподавателя: Мы не должны забывать подвиги воинов 316-й стрелковой дивизии. Должны старасться быть достойными их памяти. Беречь мир, стабильность. Быть достойными гражданами, патриотами своей страны!!!
Выставление оценок командирами подгрупп с комментариями. 5мин.
7 Домашнее задание
Указать литературу, страницы 1мин.
Роспись преподавателя __________________________
Приложение
Памятка-инструкция
I. Правила поведения в паре или группе
Говорите тихо, вполголоса, чтобы вас слышали только члены вашей группы, пары.
Не мешайте другим парам, группам.
Говорите кратко и только по делу.
Выслушайте своего товарища, прислушайтесь до мнения собеседника.
Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
II. Лист оценивания командиром группы членов команды группы
(0-5баллов по каждому критерию):
Командир группы: __________________________
№ ФИО Участие в ответе при проверке д/з Участие в подготовке и ответе по новой теме Участие в обсуждении задания: «28 панфиловцев: правда или миф? ваше мнение» Участие в составлении кластера Участие в рефлексии
(мини-сочинение, синквейн)
Средний балл
1 2 3 4 5 6 7