Конспект урока по музыке на тему Танцевальность (3 класс)


Конспект
Урока по музыке
Тема: «Танцевальность»
3 класс
Тема четверти: Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
Цель: Познакомить с понятием «Танцевальность».
Задачи:
Личностные:
- развивать личный интерес к новому учебному музыкальному материалу;
- воспитывать позитивное отношение к искусству;
-воспитывать чувство ответственности за качество выполненной работы
-формировать умение организовывать себя на занятиях
Предметные:
- дать понятие «Танцевальность»;
- способствовать формированию умения слушать и слышать музыку, выделять её выразительные особенности, анализировать средства музыкальной выразительности;
- познакомить с творчеством советского композитора Родиона Щедрина
- развивать у детей фантазию и образно-пластическое восприятие музыки;
- развивать вокальные навыки при разучивании и исполнении песен.
Метапредметные:
Регулятивные:
-уметь определять тему урока
-умение самостоятельно выполнять работу
-развивать умение самостоятельно оценивать себя
Познавательные:
-Развивать внимание и любознательность
-Расширить кругозор учащихся
-Обогащать словарный запас
Коммуникативные:
-Уметь слушать своих товарищей
-Совершенствовать коммуникативные навыки
-Принимать чужую точку зрения, и соглашаться с ней
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы работы на уроке:
1. Метод наблюдения за музыкой.
2. Метод размышления о музыке.
3. Метод музыкального обобщения.
4.Метод эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал:
- Фрагмент балета Р. Щедрина “Конек-Горбунок” - “Золотые рыбки”.
Оборудование: музыкальный центр
Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Екатерина Олеговна, я проведу у вас урок музыки. -Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями. -Сегодня наш урок необычный, он волшебный, сказочный.  Актуализация знаний.
-Посмотрите на доску. Что вы видите? Что это такое? -Ребус- зашифрованное слово.
-Какое слово зашифровано? -Танец.
-Ребята, у нас урок по какому предмету? -Музыки.
-А как может быть танец связан с уроком музыки?
Может ли быть более широкое понятие – новое слово, но однокоренное со словом «танец»?
Скажите свои варианты нового широкого и длинного слова.
Это танцевальность. -Под музыку люди танцуют.
-Кто мне скажет, что такое танцевальность? -Очень важное и ценное качество, которое играет в музыке огромнейшую роль и которое мы всегда хорошо чувствуем. Это один из китов музыки.
-Каких китов музыки мы еще не назвали? -Песенность, маршевость.
-На сегодняшнем уроке мы поговорим только об одном свойстве, качестве кита музыки- «танцевальность». Знакомство с творчеством композитора.
-Чтобы узнать фамилию известного композитора, вам предстоит расшифровать ее.
На доске:
fjzdЩjkhsЕjfkДukРjugИgyjkliНjkfxdkzlf
-Щедрин.
-Рассмотрите портрет композитора. Родиона Щедрина, какие вы сумели разглядеть черты характера композитора? -Весёлый, добрый, жизнерадостный.
-Сейчас я познакомлю вас с творчеством этого знаменитого композитора. -Родион Константинович Щедрин- композитор и пианист. Он родился ровно 83 года назад в городе Москва. Первым учителем музыки, стал его отец Константин Михайлович. Мальчик был одарён редкостными- музыкальными способностями «Магнитофонной» памятью, т.е. запоминал музыку с одного раза. Его способности заметила, приезжая в город актриса, которая за свой счёт отправила мальчика учиться в московской консерватории. В консерватории, Щедрин занимался сразу на двух факультетах- фортепианном и композиторском. Щедрин писал симфонии, фортепианные концерты для оркестра, а также оперы и балеты.
Он часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист. Щедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты Конек-Горбунок и Кармен-сюита, опера Не только любовь была поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидели свет балеты Анна Каренина, Чайка, Дама с собачкой, и опера Мертвые души. -И с одним фрагментом из его балета, который называется «Конёк –Горбунок» мы сегодня с вами познакомимся. -А прежде чем вспомнить, что такое балет, кто внимательно меня слушал, и сможет повторить ещё раз, что сочинил Родион Щедрин? -Балеты, симфонии, фортепианные концерты, оперы.
-Молодцы. Ребята скажите, что такое балет? -Балет- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица только танцуют.
-Верно, это очень сложный музыкальный спектакль. В нём соединяются сразу несколько видов искусств, такие как музыка, живопись, литература, хореография. Слушание музыкального произведения и анализ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кто это? -Рыбки.
-Как звучит музыка рыбок? -Музыка переливается, как будто в море плавают золотые рыбки.
- Молодцы. Действительно, музыка искрится и переливается волшебными струйками. Нежная мелодия скрипок, переливчатые пассажи фортепиано изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг. - Скажите, могут ли рыбы танцевать на суше? -Нет, у них нет ног, рыбы живут в воде, на суше они не могут дышать.
-А сейчас я предлагаю послушать вам, один из фрагментов балета Родиона Щедрина «Конёк- Горбунок» написанный на сюжет сказки русского поэта Петра Павловича Ершова. - Какая музыка по темпу? - Умеренная, спокойная.
-Какая музыка по настроению? -Нежная, ласковая, прозрачная, мечтательная, переливчатая.
- В какой динамике звучит музыка? Какая громкость? - Тихая, спокойная.
Повторное слушание музыкального произведения и анализ.
-Представьте, что наш класс превратился в подводный корабль. Закройте глазки все и представьте, что вокруг. Маленькие рыбки плавают то в одну сторону, то в другую. Кружатся вокруг водорослей. Зеленые, переливающиеся на свету водоросли, раскачиваются. Маленькие золотые рыбки пускают воздушные пузырики. Плещется спокойно вода. Наступает ночь, и жители аквариума засыпают.
-Что вы увидели под водой? -Различных обитателей моря.
-Какое было дно? -Каменистое, песчаное.
-Что делали рыбки? -Игрались, охотились, плавали.
-Какая была музыка? -Легкая, грациозная, танцевальная.
- В каком темпе звучала? - В какой динамике? - Какие тембры музыкальных инструментов вы услышали? -Композитор назвал фрагмент балета «Золотые рыбки». Творческая физминутка.
-Сейчас мы ещё раз прослушаем музыку.
Постараемся представить, что мы находимся под водой. Придумайте, подберите, соответствующие характеру музыки, движения. В этом вам помогут ваше воображение и фантазия. -Легкие потряхивания кистей рук, мелкие движения пальчиков и прыжки рук вверх, как всплеск волн.
-Получился замечательный танец подводных жителей. Изучение нового материала.
-Ребята, как вы думаете под такую музыку можно сидеть и думать? -Нет, она предназначена для танца.
-Можно ли эту музыку пропеть? Давайте попробуем.
Пение музыки, закрытыми губами. -Нет.
-Вывод.
Из песни, вытекает одно важное и ценное качество, которое играет, огромную роль в музыке- это танцевальность. Танцевальность- это музыка, которая напоминает танец, пронизана ритмами танцев, но не обязательно предназначена для танцев. Знакомство с творчеством композитора.
-А теперь, я хочу познакомить вас с ещё одним композитором. Это композитор – песенник – Тамара Попатенко.
Она один из самых известных и популярных детских композиторов. Родилась в городе Москве, 22 апреля 1912 года. Учиться музыке начала с восьми лет. Отец девочки был первым учителем игры на рояле. В музыкальной школе, Тамара впервые попробовала записать сочиненную музыку. Творчество Попатенко включает музыку самых разных жанров. «Я очень люблю ребят и поэтому большая часть моего творчества отдана им», - говорила Т. Попатенко. Её произведения посвящены образам природы. Произведения  Тамары Александровны Попатенко – веселые и суровые, печальные и героические хорошо известны и любимы теми, для кого и о ком она писала. 1. Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

2. В путь-дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?
Припев.

3. Где ты солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.
Припев.
-Какую песню, вы старались разучить на прошлом уроке? Как она называется? -«Скворушка прощается».
Слушание музыкального произведения «Скворушка прощается».
-Послушайте произведение, о чем поется в песне? -О скворце.
-В чем главная мысль песни? -Скворец отправляется до весны в дальнюю дорогу.
-Посмотрите на доску, кто из этих птиц- скворец? -Какие правила слушания песни вы знаете? 1. слушаем в полной тишине
2. не отвлекаться
-Сейчас повторно прослушаем песню. 10. Анализ музыкального произведения.
- Кто такой скворушка? Почему он улетает в теплые края? -Это птица - скворец. Потому, что это перелетная птица.
-А какая песня по характеру? -Плавная, протяжная, напевная, немножко грустная, потому что скворушка прощается на время с Родиной.
-Какой темп музыки? Медленный.
-Какой лад? -Минорный .
-А какая динамика музыки? -Не очень громкая, и не очень тихая .
-Как мы будем разучивать и исполнять песню? -Нежно, искренне, слаженно.
Разучивание песни «Скворушка прощается».
-Сейчас мы будем разучивать эту песню. Сели как исполнители: спинки прямые, голову держим прямо, подбородок слегка опущен. Руки положите на парту, и не забываем про дыхание. -Давайте представим, что у нас в руках ароматный цветок, вдохните аромат этого цветка и выдохните аромат так, что бы животики наши надулись . -Послушайте как звучит первая фраза. -А теперь пропоем её. -Послушайте вторую фразу . -Сейчас шёпотом пропоём первую фразу, а вторую поём вслух все вместе . -Это был 1 куплет, сейчас будем учить припев. -Сейчас все вместе споём 1 куплет, а припев послушает . -Попеваем 1 куплет про себя, а припев все вместе . -Сейчас, соединим 1 куплет и 1 припев, и поём вслух все вместе. -А теперь давайте разделимся на 2 колонки. 1 колонка поёт 1 куплет, а 2 припев -А теперь наоборот.
-А теперь наоборот. Исполнение с солистами, которые на инструменте – треугольник, подчеркнут осенние капельки дождя и грусти.
Исполнение всех разученных куплетов. Итог урока.
-Молодцы, ребята. -Давайте подвёдем итог урока. -С каким понятием мы сегодня познакомились? -Танцевальность.
-А что такое танцевальность? -Танцевальность – это когда музыка пронизана ритмами, идущими от различных танцев, но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать.
-С какими произведениями мы сегодня познакомились? -«Золотые рыбки», «Скворушка прощается».
-Кто композиторы этих музыкальных сочинений? - Родион Константинович Щедрин, Тамара Попатенко.
-Посмотрите на доску, выберите слайд, который соответствует вашему настроению после урока.