Презентация по музыке РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ в условиях реализации ФГОС


РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАУРОКАХ МУЗЫКИ в условиях реализации ФГОСХудякова Елена Анатольевнаучитель музыки МОУ СОШ № 4 имени В. Бурова «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи. Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства , как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества, поэтому, в связи с условиями перехода на ФГОС, педагогам-музыкантам необходимо освоить новые категории и понятия, которые составляют «фундаментальное ядро образования» для формирования духовно- богатой, ценностно-ориентированной, личности с активной жизненной позицией. Цель: Совершенствование музыкального воспитания школьников на основе реализации системно -деятельностного подхода в обучении.Задачи:1. Сформировать у обучающихся представление о мире музыкального искусства;2. Развить интерес к музыкальному искусству и потребности в музыкальной деятельности через разные её виды;3.Определить принципы, методы и приёмы, позволяющие добиваться положительных результатов.Планируемый результат: 1.Успешная реализация данных задач.2.Положительная динамика музыкальной деятельности обучающихся. Предмет « МУЗЫКА» Знакомство с окружающим миромПроисходящие событияНайти собственное место в цельном, многокрасочном, гармоничном мире.Духовный мир человекаНравственные ценности Содержательные линии курса «МУЗЫКА» в школе:«Музыка в жизни человека»-обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки.Отечественные музыкальные традиции(песня, мелодия).Историческое прошлое в музыкальных сочинениях.Сочинения отечественных композиторов о Родине, природе, людях. Содержательные линии курса «МУЗЫКА» в школе:Музыка как выражение эмоций и мыслей человека.Интонация-источник музыкальной темы.Средства музыкальной выразительности; форма построения музыки.2.«Основные закономерности музыкального искусства»Элементы нотной грамоты. Содержательные линии курса «МУЗЫКА» в школе:Исполнительские коллективы(хоровые,симфонические).Музыка для детей.Различные виды музыки(вокальная,инструментальная).3. «Музыкальная картина мира»Певческие голоса;Выдающиеся исполнительские коллективы.Быстрые изменения современного мира требуют формирования УУД у обучающихся. Сравним традиционный и современный урок:Урок традиционныйУрок современныйСенсуалистический подход:т.е. слушать учителя, смотреть на учителя1. Орг. момент.  2. Проверка домашнего задания.  3. Актуализация опорных знаний.  4. Объяснение нового материала.  5. Первичное закрепление.  6. Самостоятельная работа.  7. Итог урока.Деятельностный подход:Обучающиеся получают знания через деятельность, которую организует учитель 1. Самоопределение деятельности. ( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. 3.Постановка проблемы(создание проблемной ситуации) 4.Открытие новых знаний. 5.Первичное закрепление. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. 7.Включение нового знания в систему знаний (повторение). 8.Рефлексия деятельности.«Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому, и я научусь» Китайская пословица Принципы системно - деятельностного подхода в обучении:-активизация образного мышления;-использование многообразных вариантов исполнительской деятельности;-закрепление приобретённых навыков и формирования своего индивидуального стиля исполнительства в ролевой игре концертного выступления « Я - артист».

Для достижения положительных результатов в обучении обучающихся музыке разработан учебно-методический инструментарий:Тестовый материал по программе «Музыка» (для обучающихся начальной школы в игровой форме);2. Опорные таблицы для анализа музыкального произведения («Выразительные средства музыки», «Словарик настроения» и др.)3.Памятки по правилам слушания музыки и вокальной работе.Виды деятельности обучающихся на уроках музыки:1.Анализ музыкального произведения(работа по плану анализа музыкального произведения);2.Творческое задание( индивидуальное задание);3.Сольное, ансамблевое, хоровое исполнительство(работа в группах, индивидуальная работа)4.Работа с информационным материалом(работа с учебниками, дополнительным материалом по теме);5.Музыкальная интеллектуальная игра или викторина(обобщение темы);6.Театрализованное исполнение и др…(урок-концерт) П.И.ЧАЙКОВСКИЙ1840-1893гАнализ музыкального произведения Ожидаемые результаты:В результате работы над предложенными заданиями на уроках музыки у учащихся будут формироваться универсальные учебные действия:1.Создадут ритм партию для аккомпанемента пьесы Чайковского;2.Представят содержание нового современного «Детского альбома»; 3.Спрогнозируют композиторский план сочинения;4.Откорректируют ряд музыкальных фрагментов;5.Проведут классификацию пьес «Детского альбома» по сюжетным линиям;6.Раскроют смысл музыкальных «зашифрованных посланий»,раскрыв при этом свою индивидуальность;7.Найдут необходимые средства и применят их для решения поставленных задач, проконтролируют и оценят свою работу в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД. Задания:1. «ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА» Как вы думаете, о чём поёт жаворонок в своей песне? 2. «МАМА» Какие черты характера хотел подчеркнуть П.И.Чайковский в своей пьесе? 3. «КАМАРИНСКАЯ»Как вы думаете, как изменится настроение Маши, после прослушивание этой пьесы П.И.Чайковского, если на урок она пришла в плохом настроении? РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Задания:1. Представьте, что вы композитор. Спланируйте, как бы вы создали произведение о Бабе Яге - с чего бы вы начали, чем продолжили? 2. Распределите название пьес по сюжетным группам.Поменяйтесь тетрадями и оцените правильность выполнения работы. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Задания:Вспомните особенности танцевальных жанров и выстройте аудио фрагменты в нужном порядке. Полька, Вальс, Мазурка.2. Представьте, что у вас есть друг в Италии.Под «Итальянскую песню» П.И. Чайковского он послал вам изобразительный репортаж о своейстране. Посмотрите и расскажите , что именно хотелрассказать о своей стране ваш знакомый? КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. Задания: Работа в группах. Придумайте свой ритмический рисунок и с помощью шумовых инструментов создайте свой аккомпанемент к пьесе.2. Взять интервью у одноклассников по теме «Детский альбом» 150 лет спустя. Из каких пьес вы бы составили современный «Детский альбом». Представить программу альбома на следующим уроке. Программка 123456789101112… Распределите название пьес по сюжетным группам.1. «Утренняя молитва» 2. «Зимнее утро»3. «Мама»4. «Игра в лошадки»5. «Марш деревянных солдатиков»6. «Болезнь куклы»7. «Похороны куклы»8. «Вальс»9. «Новая кукла»10. «Мазурка»11. «Русская песня»12. «Мужик на гармонике играет»13. «Камаринская»14. «Полька»15. «Итальянская песенка»16. «Старинная французская песенка»17. «Немецкая песенка»18. «Неаполитанская песенка»19. «Нянина сказка»20. «Баба Яга»21. «Сладкая греза»22. «Песня жаворонка»23. «Шарманщик поет»24. «В церкви» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Итальянская песенка»«Русская песня»«Неаполитанская песенка»«Старинная французская песенка»« Немецкая песенка»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Вальс»«Мазурка»«Камаринская»«Полька»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} «Утренняя молитва»Мама{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} «Песня жаворонка»«Зимнее утро»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}« Мужик на гармонике играет»«Шарманщик поет»«Новая кукла»«Болезнь куклы»«Похороны куклы»«Сладкая греза»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Игра в лошадки»«Марш деревянных солдатиков»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Баба Яга»«Нянина сказка»«В церкви»Проверьте результаты:










Большое внимание в учебном процессе уделяется созданию обучающимися творческих проектов(подбор, сочинение стихов и иллюстраций ,созвучных музыкальному произведению; рефератов по заданной теме). Обучающимся рекомендовано использовать связь с другими предметами (ИЗО, литература, история).Очень любят обучающиеся такую форму работы, как творческий или исследовательский проект (используют ИКТ в соответствии со школьной программой). по реализации системно -деятельностного подхода в начальной и основной школе на уроках музыки в условиях реализации ФГОС- мы получаем духовно- богатую, ценностно-ориентированную, личность с активной жизненной позицией, которая обязательно найдёт собственное место в цельном, многокрасочном, гармоничном мире.В заключении хочется сказать, что в рамках реализации системная и плановая организационная педагогическая деятельность, использование современных методик и технологий в работе, применение различных видов деятельности на уроках музыки, а главное-взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволили добиться положительных результатов.ИТОГ РАБОТЫ ЗА ВНИМАНИЕ!