Конспект урока по познанию мира. 1 класс. Тема: ПЛОДЫ,СЕМЕНА,ОВОЩИ

Учитель начальных классов: Сибагатуллина Ольга Александровна

«Познание мира» из раздела «Растения» в 1 классе по теме: «Плоды. Семена. Овощи».

Тема урока: Плоды. Семена. Овощи.
Цели:
1.Формировать у учащихся знания о плодах, семенах, овощах, как о важном органе цветкового растения, о его строении и значении.
2.Развить общеучебные умения - выделять существенные и несущественные признаки предмета или явления, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать и выражать главную мысль, фиксировать результаты наблюдения;
3.Воспитывать у учащихся трудолюбие, любознательность

Ожидаемые результаты:
1.Научатся различать, плоды, семена, овощи.
2.Узнают о их строении и произрастании.
3.Овладеют навыками трудолюбия.
Оборудование: плоды и семена, дидактический наглядный материал, иллюстрации (органы растений), плоды ( натуральные), карточки для проверки ранее изученного материала, лукошко с фруктами. 

Этапы урока /
Содержание урока

время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I.Моти
вацион
но-целе
вой этап.
1)Эмо
циона
льно-психо
логический нас
трой

















II. Опера
цион
ный этап.
Повторение
























Переход на новую тему


Постановка цели



























Практи
ческая работа.





Вызов.







































Открытие новых знаний и первичное закрепление.



















Выполнение разноуровнего задания.



Закрепление.





инсценирование







































Итог урока.




IV. Рефлек
сия.






V. Домаш
нее задание.
2 мин.



Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки-свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы -прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!
К нам пришли гости. Повернитесь и подарите им свою самую доброжелательную улыбку
- Сегодня мы с вами работаем в группах.
- Для эффективной работы в группе повторим правила поведения. Дети отвечают
(Правила отображены на доске)
.- На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения?
- У вас на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»
(по группам)
Оценивание- листочками

- А что общего у трав, кустарников и деревьев?
Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице на доске)
- Какую пользу приносят листья растению? (растение листья ми дышит, также испаряют лишнюю влагу и растение не перегревается)  - Что такое корень? – (подземный орган растения)  - Для чего растениям нужны корни? ( Во- первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его ; во-вторых через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду)  - Что такое стебель? (один из надземных органов)  - Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням) 

-Сегодня, вы исследователи. Каждая группа получает задание и выполняет свою работу.
Работа в группах:
Каждая группа.: Собрать и наклеить части растений. Оценивание- листочками

(Сравнивание ответов групп, оценивание).
-У всех ли растений органы одинаковы?
ФИЗМИНУТКА
Игра «Деревья - кустарники»















- Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня в корзинке?
(называют овощи и фрукты)  - Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды)  - И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?  - Сегодня мы поговорим не только о плодах, но и о семенах. Узнаем как они взаимосвязаны.
Перед вами лежат лесенки. Подумайте, много ли вы знаете о плодах и семенах и нарисуйте смайлик на соответствующей ступени

-А как вы думаете, что появляется на месте цветов
Просмотр мультфильма Просмотр мультфильма
«Лунтик и его друзья. Семечко 64 серия»
Проблемные вопросы по просмотру мультфильма.
-Что знали?
-Что узнали нового?
._А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».
А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.
- Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)
- Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.


Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?
Дети. Посадили люди.
На парте у каждой группы овощи- фрукты
Учитель разрезает их и просит сравнить – есть семена или нет?
Где растёт?
Яблоки - на дереве, морковь, картофель, редька – в земле
Вывод: то, что образуется на месте цветка – называется ПЛОД,
А что растёт под землёй – это КОРНЕПЛОД (это утолщённый корень, употребляемый в пищу) Оценивание- листочками

назовите плоды, употребляемые в пищу (перец, огурец, дыня, кабачок)
назовите корнеплоды, употребляемые в пищу (редис, свёкла, редька, морковь.)
А есть ещё растение, которое находится под землёй, но это не корнеплод
КЛУБЕНЬ – картофель
ЛУКОВИЦА – лук, чеснок

Выполнение разноуровнего задания. Раскрасить только овощи. У каждой группы свой лист с заданиями




Питание человека очень разнообразно. Но растительная пища обязательна для него. Многие плоды он употребляет в сыром виде. Это очень полезно для здоровья.  - А сейчас мы посмотрим рекламу о пользе некоторых плодов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. (инсценирование)
1.Я- КАРТОФЕЛЬ. Меня раньше называли «зелёным яблоком» и родился в Южной Америке.
2.Я- КАПУСТА. Моё имя от латинского слова «капут» – «голова» Очень полезна для пищеварения.
3.Я- ОГУРЕЦ. Моя Родина Индия. Любимый овощ летом и зимой. Мои плоды идут на стол незрелыми, а жёлтые на семена.
ЛУК- что значит «остропахнущий» Зато от моего запаха гибнут все бактерии. Луковый сок облегчает кашель. А родился я в Азии.
4.МОРКОВЬ.
Про меня рассказ недлинный –
То не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
5.Я – толстый красный помидор,  Люблю детишек давних пор.  Я – витаминов сундучок,  А ну-ка, откуси бочок!
6.Да, я – перец, но не тот,  Что язык так сильно жжет.  Я мясистый, витаминный,  Запаси меня на зиму.
А как одним словом можно назвать плоды, о которых сейчас рассказали ребята?( овощи)
Вы услышали много интересных историй об овощах, многие факты для вас оказались новыми.
Где выращивают овощи?
Когда собирают урожай овощей?
А сейчас поиграем в Игру «Лукошко» (помогаем Зайчику)
- Помоги Зайчику собрать в лукошко только овощи.
.
- О чём мы сегодня говорили на уроке? ( о плодах, семенах и овощах )
Возьмите свою лесенку. А теперь нарисуйте смайлик, насколько вы больше узнали о плодах, семенах и овощах

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Если довольны своей работой возьмите красное яблоко?
Если испытывали затруднения возьмите зеленное яблоко
Украсьте наше дерево плодами.





Запишите себе домашнее задание.

Нарисовать плоды, растущие в нашей местности


Спасибо за урок.




Учащиеся мысленно настраиваются на урок









Оценивание- листочками





Повторение правил работы в группе






Уч-ся обсуждают и выполняют задания в группах, прикрепляют карточки к словам на доске



Один ученик от группы показывает какую-то часть растения





















Представляют результаты у доски.

Дерево – встают поднимают руки вверх; кустарник – встали,руки в стороны
травы- сели ( Берёза, подснежник, тополь, петрущка, смородина, дуб, яблоня,одуванчик, клён, малина.)


Уч-ся отвечают.




Ставят цель, проговарива
ют вслух




Учащиеся выполняют задание.









Уч-ся смотрят и отвечают.

(показ картинки – дуб и жёлуди)

























Анализируют, отвечают

































Ученики раскрашивают карандашами ответы. Обмениваются работами и выполняют взаимопроверку по критериям.







Учащиеся читают заранее подготовленную информацию
































Икт – дети собирают овощи






Дети отмечают смайлик на лесенке



Приклеивают яблочко к яблоне





Записывают домашнее задание.







Рефлексия проведенного урока.
ТЕМА: «Плоды. Семена. Овощи»
ЦЕЛЬ: систематизировать знания о плодах, семенах и овощах; развивать речь учащихся, мышление активизировать словарь учащихся, интерес к растительному миру, воспитывать трудолюбие, ЗОЖ, ОБЖ.
             Для достижения целей на уроке использовала наглядно – иллюстративный , словесный, частично – поисковый метод, фронтальную форму работы, индивидуальную работу с учащимися, дидактические игры, использовала опережающие и развивающие задания, инсценировку , межпредметную связь.  
    Групповая работа и фронтальная форма работы помогла выявить уровень подготовки д/з к уроку учащимися.
    Осуществление межпредметной связи способствовали активизации мыслительной, познавательной деятельности, развитию навыков чтения, экологическому воспитаю, здоровому образу жизни, расширялся кругозор учащихся.
    Использование развивающих заданий развивали речь, познавательный интерес, мышление учащихся, ЗОЖ, прививали интерес к предмету.  
   При работе с раздаточным материалом развивала умение работать в группе, самостоятельность, обогащение словарного запаса.
   Наглядно – иллюстративный метод, опорные таблицы способствовали лучшему восприятию нового материала, развивали речь, мышление учащихся.
   Дидактические игры использованы для развития познавательного интереса, углубленного изучения нового материала, активизации мыслительной деятельности, экологическому воспитанию.
   В конце урока проведена рефлексия.
   Считаю, что цели урока достигнуты.