Урок развития речи в 8 классе Тема: Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


Урок развития речи в 8 классе
Тема: Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина», толковые словари русского языка С. И. Ожегова и В. И. Даля.
Цели урока:образовательные:
обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина;
познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
развивающие:
развивать умение учащихся анализировать текст;
развивать способности к умозаключениям;
развивать навыки работы со словарями;
воспитывающие:
воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
включить учащихся в философский поиск;
воспитывать любовь к художественным произведениям.
Ход урока
Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим урок развития речи по теме: «Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Откройте тетради и запишите тему урока.
Вспомним общую схему композиции сочинения-сравнения.
Слайд № 1
1. Обоснование сравнения.
2. Определение общего.
А) Параллельное рассмотрение.
3. Определение различного.
А) Параллельное рассмотрение.
4. Выводы по сравнению.
(Содержание слайда комментирует учитель.)
Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.
Вспомните эпиграф ко всей повести.
С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
Какова же идея повести? (Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)
Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
(Ответы учеников)
Учитель. Итак. Гринев и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.
а) сцена дуэли (слайд №2) (слайды иллюстрируют ответы учащихся).
б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3).
в) Отношение к Маше Мироновой (слайд № 4).
Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи нем – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.
Вспомним логический принцип организации текста сочинения.
Слайд № 5
А – суждение.
Б – доказательство суждения.
Или
А – факт, цитата.
Б – комментарий к ним.
Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.
Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю. Что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь – это верность долгу.)
Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора еще варианты.
Слайд № 6
Честь – это поэзия долга.
А. ВиньиЧесть дороже жизни.
Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель
Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.
Слайд № 7. План
Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
Гринев и Швабрин – два противоположных характера.
1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
4) Отношение автора к своим героям.
Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Слайд № 8
Словарь:
Коварство – злономеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер – подлый, бесчестный.
Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности (идея сочинения).
Учитель. Теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив») логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», «это подтверждает», «вот отчего»), а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то другой…»), и др.
Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.
Слайд № 9
Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».
Литература
Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Ч. 1. – М., 1994 год.