Методическая разработка урока литературы Нравственные уроки повести А.С.Пушкина Капитанская дочка











Методическая разработка
урока литературы



Нравственные уроки повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок-обобщение в форме литературной игры
для 8-классников
по типу интеллектуального телешоу
«Умники и умницы»







Автор:
Мелешко Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 43» г. Владимира.
Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, развивать способности к анализу художественного текста, обобщению и систематизации знаний, определению замысла автора, умению хорошо ориентироваться в тексте, воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал – «Листок-бегунок» (по количеству команд); распечатанные на отдельных листах предложения-выводы по заданиям (крепятся на доску под темой по ходу урока); иллюстрация к главе 5. «Любовь». Письмо от батюшки. Художник С. Герасимов; вопросы-задания с названием выносятся на экран проектора.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
А) Значение творчества Пушкина.
Сегодня мы заканчиваем изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Наша - задача – бросить последний взгляд на произведение, расставить все точки над «и», определить все смысловые акценты повести, разгадать некоторые её загадки, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблемам нравственности, морали. А родоначальником русской литературы в современном смысле этого слова был А.С. Пушкин. Его творчество – это Библия русской литературы. В нём можно найти ответы на многие жизненные вопросы. И мы тоже попробуем сегодня это сделать на примере последней повести писателя. Поэтому тема урока сегодня звучит так:

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Запишите тему, это предложение будет и заголовком к выводам, которые мы будем делать по ходу урока и письменно формулировать в тетради.
Б) Условия игры:
Мы проводим урок в форме литературной игры по мотивам интеллектуальной телепередачи «Умники и умницы». Рекомендую вам смотреть эту передачу, она и интересная, и полезная: это игра для старшеклассников, иногда участниками становятся и ребята младшего возраста - 8-, 9-классники, а победители игры, вышедшие в конце учебного года в финал, становятся студентами одного из самых престижных вузов страны – МГИМО (института международных отношений). К сожалению, в эфир передача выходит в субботу утром, когда вы находитесь в школе, но, если появится такая возможность, – посмотрите. Наша игра построена «по мотивам», т.е. я, как автор урока, оставила за собой возможность изменить условия проведения игры сообразно нашим целям и возможностям.
В игре участвуют три команды (или более, в зависимости от численности, особенностей группирования ребят в классе, тогда количество игровых дорожек нужно увеличить), командный зачёт определит команду-победителя в конце урока, а также ведётся личный зачёт, который поможет каждому из вас лично добиться определённых успехов и получить хорошую оценку на уроке. Если это правильный, полный ответ, демонстрирующий хорошую речь, вы заслужите пятёрку, если же будут какие-то недочёты – четвёрку. Надеюсь, что других оценок сегодня не будет. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, принося тем самым балл и команде, и себе.
II. 1-й конкурс - распределительный по своей функции. Конкурс русского языка.
Первый конкурс определит очерёдность выступлений команд. Каждая из команд получает листок-бегунок, в котором два столбика слов. В первом столбике даны устаревшие слова, которые встречались нам в тексте повести. Во втором столбике даны значения слов. Нужно подобрать к слову его значение, используя только цифры, указывающие на номер. Например, к слову под № 1 подойдёт значение слова под № 3 (1-3). Конкурс проходит в форме эстафеты. Каждый из вас работает с очередным словом, которому ещё не дано толкование. Последний в команде участник выходит к доске и записывает, что получилось. Очерёдность того, как команды закончат работу, сохраняется потом на протяжении всего конкурса. Правильность работы даёт преимущества в выборе дорожки, по которой команды будут соревноваться дальше.
Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. При совпадении результатов даётся дополнительный вопрос.
Правильный ответ.
Слова и их значения:
1. Шаматон - бездельник, шалопай.
2. Лазутчик – разведчик.
3.Вор – разбойник.

4. Наперсник – любимец.
5. Супостат – враг.
6. Ходатай- заступник, защитник.
7. Пращур – предок.

Листок-бегунок:_________________команда 1. Шаматон
2. Лазутчик
3. Вор
4. Наперсник
5. Супостат
6. Ходатай
7. Пращур


1. - враг
2. - разбойник
3. - предок
4.- бездельник
5. - защитник
6.- любимец
7.- разведчик


1-__
2-__
3-__
4-__
5-__
6-__
7-__

Ключ: 1-4, 2-7, 3-2, 4-6, 5-1 ,6-5,7-3
Дополнительные вопросы (при совпадении результатов):
- Какое значение в повести имеет слово:
инвалид (военнослужащий, состарившийся на службе),
зазноба (возлюбленная),
угодник (святой).
Учитель: Итоги 1-го конкурса
Согласно результатам команды получают следующее количество баллов:
1-я-________
2-я -________
3-я -________

В) Выбор дорожки капитанами команд происходит согласно результатам предыдущего конкурса: первой выбирает команда – победитель.
Красная – самая быстрая, состоит из __ (2) вопросов-шагов, но ошибаться на ней нельзя, иначе команда выходит из игры. Желтая – золотая середина, состоит из __ (3) шагов, но на ней можно ошибаться __ (1) раз, переходя в следующую позицию. Зеленая – самая долгая, состоит из __ (4) шагов, но ошибаться можно __ (2) раза (В данном случае игра рассчитана на 9 заданий, но количество вопросов-шагов по каждой дорожке и количество допустимых ошибок зависят от количества команд, уровня их подготовки и количества отобранных учителем заданий.). На обсуждение задания команде даётся 2 минуты. В случае неправильного ответа другая команда по желанию имеет право голоса. При отсутствии правильного ответа всеми командами он даётся ведущим. Если команда стоит перед угрозой выбывания, она может реабилитироваться через блиц-опрос – три ответа подряд без подготовки.
2-й конкурс – основной, это ответы на вопросы и задания.

(ПРИМЕЧАНИЕ. На проведение данного урока отводится 2 часа (сдвоенных) , но при необходимости материал легко сократить путём изъятия некоторых вопросов и заданий по усмотрению учителя.)

Та команда, которая, согласно условиям игры, первой выйдет в финал, станет победителем, вторая займёт среднюю позицию, последняя – третье призовое место. Если же командой совершено количество ошибок более допустимого, она выбывает из командного конкурса и участники продолжают соревнование только в личном зачёте. Личное участие каждого ученика проходит параллельно командному зачёту и выражается в получении участником жетона за любой правильный ответ на уроке, в конце урока каждый посчитает количество жетонов у себя, и таким образом определится победитель. Все активные участники получат положительные оценки за урок: пятёрки - правильно и полно отвечающие на вопросы, четвёрки – имеющие некоторые недочёты. Плохих оценок сегодня быть не должно! Итак, мы начинаем!

Задание «Инициалы».
Угадайте героя по его инициалам: А. П. Что вы можете сказать о нём? Что он ценил в жизни? Какую роль сыграл этот персонаж в жизни главного героя? Чему он мог бы научить нас, читателей?

Возможный ход рассуждения.
Это инициалы отца Гринёва: Андрея Петровича. Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи отцу. Из текста повести известно, что он в чине премьер-майора ушёл в отставку, когда с воцарением на престол Екатерины 2-й, попал в опалу его начальник граф Миних. Он остался верен присяге Петру 3-му. Он не был богат, знатен. Главным в жизни считал для дворянина – соблюдать честь и достоинство. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: "Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. - Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон". Он отправляет служить сына не в Петербург, а в дальнюю, никому не известную крепость, чтобы сын там научился жизни, приобрёл опыт, чтобы стал человеком. В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: "Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути. Этот герой сам жил честно, и нас учит этому.
Задание: Сформулируйте в предложения со сказуемым в форме повелительного наклонения, что бы сказал А.П.Гринёв своему сыну, если бы жил в наше время, запишите то, что вам близко.
В тетрадь:
* Учись преодолевать жизненные трудности.
* Береги честь и будь достойным человеком.
(ПРИМЕЧАНИЕ. Напечатанные высказывания в виде карточек крепятся к доске либо выводятся на экран проектора, где к концу урока образуется своеобразный кодекс нравственных правил.)
Задание «Зурин».
Вспомните, при каких обстоятельствах Петр Гринёв познакомился с этим человеком. Какая ситуация сложилась в его жизни по вине этого героя. Как оценивает её герой-рассказчик? Чему научила Гринёва эта встреча? А вас?
Возможный ход рассуждения.
Зурин – офицер, встретившийся Гринёву по пути к месту службы, который бесчестно воспользовался неопытностью героя и обыграл его в карты. Это непорядочно. Проигрыш в 100 рублей сумма очень внушительная по тем временам. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы, и в этой ситуации он пытался уговорить своего воспитанника уклониться от расчёта. Пётр Андреевич сначала грубо накричал на Савельича, хотя и понял уже, что не прав, что оплошал, поступил глупо, как вырвавшийся из-под родительской опеки юнец. Но твёрдое намерение отдать долг Зурину свидетельствует о его, хотя ещё по-детски, наивно понимаемой, но честности. Отдать карточный долг в то время считалось делом чести. А потом он просил у Савельича прощения. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. “Мне было жаль бедного старика” эти слова говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьёй самому себе. Об этом последнем качестве героя говорит и иронический взгляд его на первую пору своей юности. Ироничен рассказчик к учителю Бопре, к рассерженному Андрею Петровичу, Савельичу, Зурину, но прежде всего к самому себе. Почему? Потому что Гринёв, который пишет эти записки, уже совсем другой. Пройдя через многочисленные жизненные испытания, он изменяется настолько, что по-другому и не может вспоминать о своей юной поре.
Задание: Сформулируйте, чему учит такая жизненная ситуация?
В тетрадь:
Будь предусмотрителен с незнакомыми людьми.
Цени и уважай тех, кто тебя любит и заботится о тебе.
Задание «Честь или честолюбие?»
Как вы думаете, поступки какого героя повести могут стать предметом размышлений над этим вопросом? Обоснуйте свой ответ примерами. Как распорядилась с этим героем судьба? Справедливо ли это, на ваш взгляд? Какие нравственные уроки преподаёт нам автор на примере этого образа?
Возможный ход рассуждения.
Это поступки Швабрина. Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелкому служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Он сватался к Маше и получил отказ, хотя это замужество было бы для неё материально выгодной партией. Оскорблённый и униженный в собственных глазах тем, что Маша предпочла ему другого - Гринёва, менее богатого и знатного, движимый своим честолюбием и завистью к возникшему чувству любви между Гриневым и Машей Мироновой, Швабрин стал вредить им, мстить, совершая один подлый поступок за другим. Сначала он клевещет на Машу (Достойно ли мужчины обсуждать с кем-либо близкие, даже интимные отношения с женщиной, какою бы она ни была?) и её семью, проявляя крайнее неуважение к этим добрым людям и провоцируя ссору с Гринёвым, затем поражает Гринёва ударом в спину на дуэли, когда тот отвернулся на мгновенье, и это тоже бесчестно. Швабрин пишет отцу Гринёва письмо-донос, полное лжи, в котором извращает все факты, чтобы разрушить отношения Гринёва с Машей. В экстремальных ситуациях человек показывает своё истинное лицо. Во время Пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Он обуреваем страстями и честолюбием, а не настоящей любовью. Как и следовало ожидать, Швабрин, нарушив присягу, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Как только Пугачёв захватил крепость, Швабрин тут же пытается избавиться от Гринёва, нашёптывая Пугачёву что-то на ухо, после чего Гринёва схватили и чуть было не повесили. Через предательство он стал комендантом крепости и, пользуясь своей властью, пытается принудить Машу к замужеству ценой жестокости и издевательства над ней. Он прячет Машу от всех, чтобы ею было возможно легко управлять, и скрывает от Пугачёва, что она капитанская дочка до тех пор, пока у него сохраняется надежда обладать ею, но как только всё раскрывается и Пугачёв освобождает Машу, отпуская её с Гринёвым, он тут же предаёт девушку, не задумываясь о риске для её жизни. Лишь бы она не досталась сопернику. Для него она пусть лучше погибнет. И тут же валяется в ногах у беглого каторжника, прося пощады, чтобы выжить, пусть даже через унижение. Даже после расправы с пугачёвцами, уже арестованный, он доносит на Гринёва, прекрасно зная, что тот ни в чём не виноват, и Гринёва обвиняют в предательстве. Швабрин хорошо понимает, что Гринёв не будет впутывать Машу в дело своего оправдания. И его расчёт верен. Но Швабрину не удалось насладиться своей местью. Во взгляде Гринёва он увидел столько отвращения, что при расставании лишь ускорил в злобе шаги, не в силах вынести такого презрения. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. За это судьба накажет его. Его осудят как предавшего присягу офицера. И ничего, кроме презрения, такие люди, как Швабрин, не заслуживают.
Задание: Сформулируйте, каких черт Швабрина нужно избегать в душе, какое качество противостоит им, как можно исправить допущенные им в жизни ошибки.
В тетрадь:
* Избегай зависти и подлости в душе, клеветы в словах.
* Будь великодушен, если тебя отвергли, отпусти с добром, без злобы и желания мстить.
Задание «Иллюстрация».
(Иллюстрацию можно использовать готовую, печатную; можно демонстрировать на экране проектора.)
Определите, к какому эпизоду дана эта иллюстрация? Какую из ведущих тем повести развивает этот эпизод? Как раскрывается эта тема далее в повести? Чему учит автор на примере отношений этих героев?
Возможный ход рассуждения.
Это эпизод чтения Машей письма отца Гринёва сыну, в котором он отказывает в своём благословении. Развивается тема любви. Между Гринёвым и Машей Мироновой возникло любовное чувство. Но стараниями Швабрина, написавшего старшему Гринёву письмо-донос, извратившее все события, был получен такой ответ. Почему родители Гринёва настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться всё это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь девушки, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого человека – за любимую. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран? Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей (он готов на это ради неё), мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого, она жертвует своим чувством, отказываясь от возможности соединить их судьбы: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, чувство долга и самоотверженность, так и её верность народной морали (эпиграф к главе). После захвата Пугачёвым Белогорской крепости, гибели родителей Маши и её пленения Швабриным, отказа коменданта Оренбурга помочь, Гринёв на распутье. Он, как честный офицер, не смеет покидать расположение части и самовольно предпринимать рискованные и неоднозначно воспринимаемые начальством действия, тем более контактировать с “разбойником”, “вором и мошенником”, погубившим множество достойных людей. Но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на такой призыв: “Батюшка Пётр Андреич! вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную”? Любовь придаёт силы, и Гринёв, храбрый и пылкий, отправляется спасать любимую девушку. Он тоже готов жертвовать ради Маши – карьерой, жизнью, даже добрым именем. Сначала - спасая Машу от Швабрина и пугачёвцев. А когда он был арестован по доносу Швабрина – скрывая все обстоятельства дела, отказавшись от её свидетельства в целях своего оправдания, чтобы не тревожить её спокойствия, не запятнать её чести сомнительными событиями. В любви Гринёва не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради неё. Любовь превратила его из недоросля, безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного взрослого человека. И Маша отвечает любовью, решаясь ехать одна, молодая, неопытная, в Петербург, чтобы просить милости у государыни. И она готова жертвовать своим добрым именем ради спасения любимого.
Задание: Сформулируйте, чему может научить вас любовное чувство героев и их поступки.
В тетрадь:
* Любя по-настоящему, будь готов на жертву ради любимого.
* Любя, совершай только добрые поступки.
* Не поддавайся страстям, они тебя разрушат.
Задание «Башкирец».
Вспомните следующие сцены: допрос башкирца (гл.6, стр. 99); казнь капитана Миронова (гл.7, стр. 105); убийство Василисы Егоровны (гл. 7, стр. 106).
Как они связаны между собой? Какая мысль лежит в их основе? К чему призывает автор? В чьи уста вкладывает автор слова, раскрывающие его отношение к такому социальному явлению, как бунт (стр.138-139)?
Возможный ход рассуждения.
В основе этих сцен лежит мысль о необходимости добра и гуманности в отношениях между людьми. Жестокость порождает жестокость. Башкирец, которого жестоко (о чём свидетельствует сочувствующая и сожалеющая интонация повествователя) пытали накануне приступа Пугачёва, с лёгкостью готов казнить Ивана Кузьмича – своего обидчика. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой, при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Эти чувства не проявили в своё время ни комендант, ни пугачёвцы. И восстание Пугачёва было реакцией на крепостной гнёт. Но всё-таки Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений” (Стр. 99). Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» И оправдать его невозможно никакими высокими идеями.
Задание: Сформулируйте, какая черта характера на основе этих эпизодов недопустима в отношениях с другими людьми.
В тетрадь:
* Избегай жестокости в своих поступках, чтобы потом она не вернулась к тебе в поступках других в твой адрес.
Ведущий: - А кто из героев пытается оправдать свою жестокость? Чем?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание.
Задание «Дружба врагов».
Как вы думаете, о каких героях идёт речь в названии задания? Проследите, как складывались отношения этих героев, чем закончились? Почему и как они подружились? В чём проявилась эта дружба, а в чём осталось непримиримое разногласие?
Возможный ход рассуждения.
Речь идёт о Гринёве и Пугачёве. Их отношения стали развиваться, когда они встретились во время бури в степи, и вожатый, на самом деле Пугачёв, вывел путников к жилью и тем самым спас их от холодной смерти. За это Гринёв одарил своего спасителя заячьим тулупом и, главное, добрым отношением, что тот и запомнил. А когда Пугачёв взял Белогорскую крепость, то узнал Гринёва и подарил ему жизнь. Хотя других за такое поведение, как у Гринёва во время судилища, устроенного пугачёвцами, приказывал вешать. Гринёв несколько раз подвергал свою жизнь опасности, общаясь с Пугачёвым. Гринёв по своей воле не стал перед ним на колени – его поставили, отказался целовать руку самозванцу, не признал Пугачёва царем, отказался служить ему, объясняя, что уже давал присягу государыне и считает недостойным дворянина нарушить её. Он обманывает Пугачёва, рассказывая об осаде Оренбурга, недоговаривает всю правду о Маше Мироновой. Но Пугачев прощает ему всё, потому что он видит перед собой честного, искреннего человека, верного своим убеждениям. А это достойно уважения. Рядом с Пугачёвым таких людей нет, он это знает, потому и ценит эти сложившиеся с Гринёвым отношения и не только прощает его, но и помогает ему спасти Машу от Швабрина, устраивая их счастье. За это Гринёв благодарен Пугачёву и очень сожалеет о смертной казни для него. Перед казнью Пугачёва даже в толпе герои взглядом находят друг друга. Кивок Пугачёва на прощанье Гринёву ещё раз доказывает, что между ними сложились добрые человеческие отношения на почве проявленного друг к другу милосердия, искренности и честности.
Но если говорить о жизненной позиции, о политических и социальных взглядах, то герои находятся по разные стороны баррикады. Это выявляет рассказанная Пугачёвым калмыцкая сказка. Эту сказку рассказывает Пугачев по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Но Гринев помнит расправу над комендантом Белогорской крепости, гибель Василисы Егоровны и другие трагические события, и ему отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.
Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений, Пугачев не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринева за верность слову и доброту. Симпатия юного героя не только благодарность за благодеяния, а искреннее человеческое чувство сожаления о судьбе Пугачёва.
Задание: Сформулируйте, каков смысл непризнания Гринёвым морали рассказанной ему Пугачёвым сказки.
В тетрадь:

* Лучше живи скромно, но честно, преодолевая своё тщеславие и не совершая зла другим.
* Останавливай направленную к тебе злобу добрым поступком.
Задание «Императрица».
Какую роль играет образ Екатерины II в раскрытии темы и идеи повести? Насколько образ пушкинской императрицы соответствует характеру реальной Екатерине II? В чём замысел автора в её изображении?

Возможный ход рассуждения.
Маша Миронова едет в Петербург к царице спасать своего суженого. Виноват ли Гринёв? Как всё не просто в этой повести, так не прост и ответ на этот вопрос. По закону да, виноват: самовольно покинул Оренбургскую крепость, находился в приятельских отношениях с государственным преступником, принимал от него подарки и дарил сам. Но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства, действительно подозрительные на первый взгляд, вовсе не связаны с потерей чести героя, с предательством. Опять противоречие между законом и человечностью. Почему спасение Гринёва приходит не из органов правосудия, а от Екатерины? Марья Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Интересно, что свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной ей в Царскосельском саду. Дама поняла её как женщина женщину, как человек человека. И закон может отступить, когда вступает в силу гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно великодушно помиловала Гринёва. По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказывают милость два императора настоящий и самозванец, два носителя власти, являющиеся непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный, но слепой закон. В таком положительном образе императрицы Екатерины автор даёт свой идеал правителя – великодушного и милосердного.

Задание: Сформулируйте, каким, по замыслу Пушкина, должен быть человек, имеющий власть.
В тетрадь:

*Обладая властью, будь милосерден!

Задание «Дата».
Известно (и в учебнике мы можем в этом убедиться), что официальная дата завершения повести - 19 октября 1836г. И это не случайно. Чем эта дата примечательна в жизни Пушкина и как связывает она его биографию и замысел написания «Капитанской дочки», идею этого произведения?
Возможный ход рассуждения.
19 октября день лицейской годовщины был особым днем в календаре Пушкина. В 1836 г. на этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин. Это был день размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. События десятилетней давности – поражение восстания декабристов наложили свой отпечаток на жизнь и творчество многих людей того времени. В том числе и на Пушкина. Поражение восстания, связанные с этим фактом правительственные репрессии повлекли желание разобраться в причинах и следствиях подобных событий. Пушкин обращается к истории, чтобы ответить на вопросы современности. И чтобы понять позиции противоборствующих сторон и сделать определенные выводы – и как другу многих пострадавших на Сенатской площади, и как гражданину, и как писателю. Но показывает он историю «домашним способом», а именно: как исторические события могут отразиться на жизни обычного человека. История в повести – это маленькие человеческие судьбы, переплетённые с историей страны, всего народа. Это история взросления души человека; вспомним, каким был Петруша в первых главах и каким стал в последних, тем, кого в последнюю минуту своей жизни Пугачёв “узнал в толпе и кивнул ему головою”.
Задание: Сформулируйте, каким должно быть отношение человека к ушедшим из жизни друзьям и близким людям.
В тетрадь:
* Храни в сердце добрую память о друзьях и близких.
Задание «Название повести»
Кто главный герой повести, между какими героями разворачивается её конфликт?
Почему повесть о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка» и как это отражает идеал автора?
Возможный ход рассуждения.
Конечно, главным героем повести является Петр Гринев. Он несёт в себе авторскую позицию. Но именно Маша Миронова является связующим звеном в этом разворачивающемся на фоне грозных исторических событий пугачевского бунта конфликте взаимоотношений: Гринев Пугачев Швабрин. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать женой нелюбимого; наконец, отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Чистота, самоотверженность придают ее образу героический ореол. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», А. С. Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо представлено с неожиданной и тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.
Характер Маши тем интересен Пушкину, что она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини - любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим ее людям, спасают их.
Задание: Сформулируйте, перед какими чертами характера героини преклоняется автор.
В тетрадь:
* Совершая добро, стремись к преодолению всех трудностей и препятствий.

( ПРИМЕЧАНИЕ. Следующие вопросы рассматриваются в случае угрозы выбытия участников из игры либо в случае излишка времени к концу урока.)

* Блиц –опрос №1 (три коротких ответа без подготовки).
«Вставные элементы повести».
Пояснение ведущего: Это задание связано образом Пугачёва  одним из центральных в произведении. Какую роль играют в содержании повести следующие вставные элементы, напрямую не связанные с сюжетом повести, но необходимые для характеристики героя и его поступков:
Растолковать смысл сна Петра Гринёва во время бурана в степи. Подумайте, зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование.
... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моей было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, говорит она мне, отец болен, при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу, в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к, матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» «Все равно, Петруша, отвечала мне матушка, это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».

Возможный ход рассуждения.
Этот сон приснился Петруше Гриневу во время степного бурана - явления природной стихии, когда неожиданный вожатый взялся показать дорогу к жилью. Сон этот имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта - явления социальной стихии, ведь мужик из сна это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.

Почему песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка» была любимой у Пугачёва? О чём она?
Возможный ход рассуждения.
Эта песня о судьбе такого же, как сам Пугачев, «разбойничка», которого ждёт виселица. И сам герой, и его приближенные знают, что живут во лжи и предполагают, как закончится их жизнь. Поэтому пению сопутствуют их грозные лица, унылая обстановка, что наводит на слушателя Гринёва ужас.
Кто из героев повести и в связи с чем рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст! какова калмыцкая сказка?
Затейлива, но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Возможный ход рассуждения.
Эту сказку рассказывает Пугачев по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих ему людей.
* Блиц –опрос №2.
1. Эпиграф
Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? Какой эпиграф выбирает А. С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»?
Эпиграф короткий текст (цитата, изречение, поговорка и т. д.), предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду». Эта пословица не только определяет кодекс поведения молодого человека, но и характеризует героя, поясняет его нравственный выбор в трудные минуты испытаний.
2. Пейзаж
Какую роль в произведении играет эпизод «Буран в степи»? В чём заключается его иносказательный смысл? Кто появляется из бури? Почему автор создаёт этот эпизод так, что этот герой появляется именно из бури?
Аллегорическое, иносказательное значение эпизода заключается в том, что буран, разгул природной стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представлявшего, как и буран, угрозу для жизни героя. Из бури появляется мужик-вожатый. Образ волка, сопутствующий ему, в славянской мифологической традиции связан с образом оборотня, предугадывая в нём, как выяснится позже, Пугачёва – предводителя бунта.
3. Портрет
Каким вы представляете себе Петра Андреевича Гринева? Как вы думаете, почему его портрета нет в «Капитанской дочке»?
В повести портрет Гринева не нарисован, потому что повествование ведется от 1-го лица - Гринева, ему незачем описывать самого себя; во-вторых, но условно представить его внешность можно по его поступкам, их оценке им самим, отношению к нему других героев. Петр Андреевич Гринев еще очень молодой человек, с открытым русским лицом, легко краснеющий (от волнения, смущения и т. п.), гибкий, стройный, одет как человек военный, он в треугольной шляпе и со шпагой на боку.
Подведение итогов игры и личного зачёта. Рефлексия.
Заключительное слово учителя.
Итак, мы вспомнили основные проблемы повести, сформулировали её нравственные уроки. О чём же повесть «Капитанская дочка?». Гениальная повесть А. С. Пушкина – о многом. О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть человека, верного дружбе, благодарного, великодушного, а не только злодея, каким он представлялся официально.

Мир, дом, покой – вот к чему стремятся самые дорогие автору герои. Простое счастье простого человека. Но путь к нему не прост, а порой трагичен. Гремят стихии, а люди малы Остаться человеком даже в самые грозные времена, сохранить верность любви и память о близких, не ожесточиться, не сломаться, не потерять свою дорогу – вот главная задача в жизни. Этому нас учит А.С. Пушкин.

- Выберите среди перечисленных на доске и в тетради записей-выводов несколько главных для себя. Зачитайте их.
Домашнее задание:
Опираясь на выбранные вами нравственные уроки повести, напишите сочинение
«ЧЕМУ УЧИТ МЕНЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?
Прочитать повесть «Метель».