Конспект занятия Зеркало времени


НОД «Зеркало времени»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Исмоилова Светлана Анатольевна (Февраль 2016г.)
(Слова приветствия заведующий Татьяна Викторовна, дети поют гимн детского сада)
Первый блок - посад Мелекесс
Входит ГУСЛЯР: Не начать ли нам, братия, по старо древнему, повесть о достойных делах дедов и прадедов наших. О жизни славной сподвижников. Как зачиналась жизнь во граде нашем. Как стояли на страже его воины русские…Началась же наша повесть, братия, с укрепления земель русских от набегов племен ногайских. С небольшой деревушки в Самарской губернии, Ставропольского уезда…А, и жили здесь люди славные, зверя всякого и рыбы ловили. А, земля-то здесь была плодородная ; рожь, ячмень, овес растили да скот разводили…А, вокруг-то была природа дивная: ключевая вода –родниковая, да и речки две текли рядышком. А, и все это и позволило строить мельницы и заводы винные, разводить овец, жеребцов резвых, строить дома крепкие. Да не скоро повесть сложится, скоро дело делается…А, и стала та деревушка посадом широким, да известна стала по всей Руси - матушке! Приезжать сюда стали купцы славные, прославлять посад делами своими…Ну, а сказ-то наш про купца Григория Маркова. Как приехал он в тот посад , открыл лавочку и участвовать стал в хлебных ярмарках, строить мельницу, да купцов еще приглашал в посад. А, и было у купца того Маркова четыре сына – четыре опоры жизненных. И заняты они были каждый делом своим.
(В течении всего повествования происходит показ слайдов на экране )
Константин имел мельницы и винокуренные заводы. Александр – ткацкую мануфактуру вел. Федор хлебным делом занимался – рожью да отборной пшеницей амбары набивал . Андрей же магазины открывал да местным людям заморские товары продавал. Каждый делом своим был занят. А по делам и посад славился.
(инсценировка)
ОТЕЦ (Паша): Что, сыны мои, собирайтесь в путь-дорогу.
Ты, Константин, поезжай в Ставрополь да узнай-не нужно ли им сырье для лекарств,
да корм для скота.
Ты, Федор, поезжай в Казань – пшеницу нашу предлагай.
Ты, Александр, мешковину вези в Симбирск.
Ну, а ты Андрей, вези из Петербурга товары разные - каких у нас в посаде нет!
БРАТЬЯ (вместе):- Хорошо, батюшка! (поклон)
ГУСЛЯР: И пошли братья в путь- дорожку и дошли они до мельницы, и тут , слово-за –слово, завязался у них спор.
КОНСТАНТИН(Данил Б.):- Не было бы моих мельниц и заводов винокуренных, не получался бы тогда хороший корм от остатков сырья пшеничных; и лекари без лекарств бы оставались.
ФЕДОР(Алеша М.): -Да если бы не мои полные амбары с отборной пшеницей – не видать вам пышных и вкусных баранок, пирогов да хлеба; и твоя бы мельница стояла!
АЛЕКСАНДР(Ваня Б.):- Да, если бы не моя ткацко-прядильная фабрика с мешковиной и холстами, то некуда было бы зерно складывать.
АНДРЕЙ(Салават Т.) : -Да без моих магазинов вы бы ничего не продали!
(В результате – братья отворачиваются друг от друга, присаживаются на траву отдохнуть и засыпают чудесным сном. Во сне: видят чудо-девицу (ФЕЮ-ЭНЕРГИЮ), которая выходит из-за колеса мельницы)ФЕЯ-ЭНЕРГИЯ(Маша О.): -Ну, здравствуйте, знаменитые братья Марковы. А тебе, отдельный низкий поклон ,Константин, - голова посадский.
Я ФЕЯ-ЭНЕРГИЯ – Я все привожу в движение. Услышала я ваш спор – не по нраву он мне пришелся. Что же вы не дружные такие? Столько дел хороших делаете, а согласия между вами нет.
(Братья стоят, насупившись, потупив глаза и опустив головы)
ФЕЯ–ЭНЕРГИЯ: Раз уж зашел меж вами спор - отправлю-ка я вас не за тридевять земель, и не тридевятое государство, а в наш посад, только на несколько веков вперед: посмотреть, как люд мелекесский жить будет, как дела ваши помнить будут…
(Взмах платком, появление дымовой завесы)
(Снится сон - идут братья и видят: знакомые старинные здания в хорошем состоянии, много высотных зданий, улицы, машины…останавливаются возле строителя в дел.гор.)
Второй блок - дела горожан.
(Братья поочередно проходят к городским строениям и объектам – Мелькомбинату, заводу «Трехсосенскому», Льнокомбинату, стройке, больнице и автомастерской).
(При подходе к мелькомбинату их обгоняют работники с мешками на плечах – четверостишия про хлеб, муз. сопровождение, непрерывные действия работников комбината – выпечка, замес теста и др.)
Мельник1(Заур):
Вырос в поле колосок
Из земли вбирая сок,
Сжатый бережно рукой
Стал на мельнице мукой.
Из муки той хлебопёк,
Хлеба мягкого испёк.
Мельник 2(Данил Г.):
Погляди в мешках томиться
Золотистая пшеница
Ветер дует день и ночь
Хочет мельнику помочь
Станет всё зерно мукою
Потечёт мука рекою
(При подходе к заводу «Трехсосенскому» - им видится сотрудник, работающий над составлением формулы спирта, 2-3 работника по производству продукции – возле щита с краниками, лимонадными бутылками, муз. Сопровождение, логотип , показ слайдов о применении спирта в промышленных масштабах, опыт с лимонадом)
Оператор(Женя):- Человек придумал выход
Взял он соду, взял он воду,
Кислоту от фруктов взял
И создал такой напиток, чтобы жажду утолить
Технолог(Аделина) :- Натуральный настой эстрагона
И немного ванили,
И всего по чуть-чуть..
Ты прекрасный напиток Тархун-лимонад
Взять в дорогу с собой не забудь.
(При подходе к Льнокомбинату – братья видят приспособления для изготовления мешковины – ткацкий станок, веретено, ножницы, пошив национальных костюмов и т.д., ,работники ткацкой фабрики в движении- в работе.
1 реб.(Катя):- Представьте только мой станок,
Мне песни день- деньской поёт,
Как будто шмель, жужжит челнок,
Цветная ткань рекой течёт.
Игра «Что-то из чего-то», дефиле + хоровод )1р. Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то..2 реб. Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
1 реб. Что-то будет с этим что-то..2реб. Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри..(братья смотрят на макет музея и удивляются)
2реб.(Вика): - Ткань сияет радугой
Людям сердце радует,
Без неё никак нельзя
Стать нарядными друзья.
КОНСТАНТИН: Как же так, здание больше века стоит, а выглядит, как новое?
АЛЕКСАНДР: Видно, люди берегут старинные здания. К нашим трудам свои прилагают. (Идут далее).
(Подходя к стройке, братья видят, что строители возводят здание (из кубов или мягких модулей) – пазл известного в городе современного строения. Показ слайдов, муз. Сопровождение, элементы занятия (Строители) из программы «Солнечные лучики» , чтение стихотворения.)
Строители
1реб.(Никита)-
Строить город мы решили
Дом из кирпичей сложили
Но один мы можем дом
Городом назвать с трудом
Нужно десять или двадцать,
Что ж придётся постараться.
Строим мы дома , и вот
Город на газах растет.
Только без воды и света
От домов тех пользы нетуТак и воду по сети
Нужно к зданьям провести
А, чтоб греть дома зимою
ТЕЦ мы рядышком построим.
2реб(Саша)
. В городе нужны заводы,
Фабрики и комбинаты,
Жить нельзя без них, ребята,
Кто не производит, тот
Быстро по миру пойдет.
Чтобы было, где лечиться,
Надо выстроить больницу.
Коль больного привезут,
Там его врачи спасут.
3 реб.(Лиза)
А когда родятся дети,
Будет каждый папа рад,
Отвести их в детский сад.
Мы еще построим школу
Спортплощадку для футбола
И Дом творчества, чтоб там-
Мастерить мог каждый сам
Умников спасем от скуки
и построим Дом науки
(Больница – идет прием пациентов (дети из младшей группы) у врача, ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Доктор(Соня):
Строителю хорошо, а доктору – лучше.
Я приеду к Пете, я приеду к Поле:
«Здравствуйте, дети! Кто у вас болен? Как живете? Как животик?
Погляжу я из очков кончики язычков.
Поставьте этот градусник под мышку.
Вам бы очень хорошо – проглотить порошок
И микстуру ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь – поспать бы.
Вам компрессик на живот
И тогда у вас до свадьбы все , конечно, заживет!»
(Муз. Сопровождение, показ слайдов)(ДААЗ – автомастерская – братья видят – идет сборка машины, ремонт, чтение стихотворения – Маяковский + Люб. Ник.)1реб.(Данил Р.)
Работа всякого – нужна одинаково
Я гайки делаю, а ты к гайкам делаешь винты
И ведет работа всех прямо в сборочный цех
Болты лезьте в дыры ровные
Части вместе сбей огромные
2 реб.(Стас)
Колеса поставим, руль привинтим,
Фары включим и покатим
Ревет машина, летит скользя
Хороший шофер я, сдержать нельзя
( Появляется ФЕЯ-ЭНЕРГИЯ)
ФЕЯ –ЭНЕРГИЯ: Все, что вы видели, сделано вашими потомками. И если бы они жили врозь, ничего бы без согласия и дружбы не достигли бы.( После произнесенных слов, фея исчезает)
(Братья идут к мельнице - и ложатся. Занавес закрывается ) Братья просыпаются, потягиваются, смотрят друг на друга, рассказывают про сон,
-Какой-то странный сон я видел, про Фею, про наш посад.
-И я тоже, про будущее видел сон.
-Да, да, про машины какие-то новые.
-А какие здания красивые, даже наши ещё сохранились
понимают, что им приснился один и тот же сон – им становится совестно, они просят друг у друга прощения)
КОНСТАНТИН: Давайте, братья, объединим дела наши: я буду твое зерно перемалывать. Новые дома построим, больницы.
ФЕДОР: Хорошо придумал! Я приют построю и гимназию открою, а ты, Александр, сможешь свое ремесло гимназистам передавать.
АНДРЕЙ: А я привезу новое оборудование для твоей больницы, Константин, чтобы людей лечить проще было.
АЛЕКСАНДР: Я думаю, вместе мы сможем еще больше добрых дел совершить- людям поможем и посад наш прославим!
ГУСЛЯР: Обнялись братья и пошли дела делать…И прошел не один год. А посад стал уже городом, и заводов стало множество. Ну, а люд честной ныне – грамотный – все ученые и все дружные. Ну, а чада их умней родичей – чудеса творят во славу края родного. (звучит песня «До чего дошел прогресс», дети ходят/танец с гаджетами)
Третий блок - Безопасный мир
(Смена декораций - современная квартира, обстановка- диван, телевизор, компьютер, на диване сидит девочка Лиза и щелкает пультом от телевизора и зевает. Вдруг звучит хлопок, идет дым из-за кулис)ЛИЗА( Лиза) :- Опять Генка что-то нахимичил! Он с этой наукой с ума сойдет скоро!!!
(выходит Генка с запачканным лицом, в рабочем халате, растрепанный)
ЛИЗА: Ну, что у тебя на этот раз произошло? (вытирает ему лицо) Опять нам от мамы попадет!!! Ты все со своими опытами никак не угомонишься!!! Отдохни немного, посмотри телевизор! Может узнаешь, что в мире происходит! (Новости про хоккей)
ГЕНКА(Тимофей) Вот это да, какие спортивные ребята! Как ловко они играют!
ЛИЗА: Да, здорово! Молодцы! Включи канал какой-нибудь научный .
(Включает новости. По первому каналу идет репортаж из детского сада «Одуванчик», где дети занимаются исследовательской деятельностью.) ЛИЗА: Смотри-ка, Генка, а ведь там ребята тоже экспериментируют, они-то точно ничего не взрывают!
ГЕНКА(Тимофей) (насмешливо): Да, слышал я про этих ребят, включи погромче, хочу узнать, что за опыты они проводят, …
(Выходят 2-3 ребенка из «Солнечной лаборатории» д/сада Одуванчик, проводят 2-3 опыта, с объяснением и информированием о технике безопасности)
ГЕНКА: Ух-ты, как интересно!!! Я узнал много нужной и полезной информации!!!
ЛИЗА: Да-да, и в следующий раз при проведении своих опытов про технику безопасности не забудь!!! Давай посмотрим, что по другим каналам показывают. (переключает канал)
(На втором канале показывают репортаж из лицея – проект. Выходят представители МПЛ)ГЕНКА: Вот это я понимаю!!! В нашем городе столько интересного происходит… а что там по другим каналам показывают? (переключает)
(По третьему каналу идут новости из центра дополнительного образования – роботехника)
ЛИЗА: Как же все это занятно – роботы, компьютеры, телевизоры, интернет… а ведь много лет назад этого ничего не было!!! Не понимаю, как люди могли обходиться без сотового телефона и интернета?...ГЕНКА: Да уж как-то обходились… зато были очень дружными, поэтому всего добились… нам про наш город в старые времена рассказывали! Он раньше назывался посад Мелекесс, люди там жили дружные и добрые , все общим делом занятые, а основателями были Марковы. Это теперь наш город- в Димитровград переименовали, а наши жители его знаменитым сделали! И когда я вырасту, я тоже его прославлять буду своими добрыми и нужными делами.
ЛИЗА: А я тебе в этом буду помогать!!!
ГЕНКА: (читает стихотворение):
Добрый город, город славный!
Наш Димитровград родной.
Здесь дороги и пути
По которым нам пройти предстоит,
когда случится хоть немного подрасти!
(выходят все дети, участвующие в занятии, по очереди читают стихотворение)
-Город наш необозримый
-В свете солнечного дня
-Красотой неповторимой
-Тешит, радует меня.
-Парки, улицы, бульвары-
-Взгляд ласкают много лет
-И родней Димитровграда
-Города на свете нет.
(Дети танцуют флэш-моб)
Песня «Здравствуй мир!»
(На последний куплет девочки в народных костюмах выносят каравай.)
Ева - Испекли каравай мы на славу,
Для гостей дорогих, для друзей
Чтобы город вы наш вспоминали
Чтобы жить было всем веселей.
(Занавес закрывается. Входит гусляр)ГУСЛЯР: Вот и кончилась повесть наша, про житие-бытие люда мирного. Ну, а вы, гости дорогие, думайте–гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление!