Православные праздники – духовные ориентиры России (из опыта работы)


Православные праздники – духовные ориентиры Росии http://aida.ucoz.ruМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 города Балтийска Основная цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в лицее: разработка, совершенствование целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности в условиях лицеяформирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей гражданина России. Задачи при создании социокультурного пространства:организация целенаправленной деятельности лицея по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурных ценностейповышение роли и заинтересованности семьи в воспитании детейформирование у школьников уважительного отношения к семье и осознание важной роли семьиосуществление педагогического сопровождения семейного воспитанияприобщение социума к народной культуре, знакомство с традициями нашего народаразвитие творческих способностей учащихся Духовно-нравственное развитие и воспитание в лицее осуществляется по направлениям:Ведущая роль отведена изучению учебных дисциплин: «Истоки», «ОРКиСЭ»В деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования, а также в организации и проведении праздников, викторин, выставок, игр, досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности, организации творческих объединений, конкурсов, трудовых и социально-благотворительных акций.Совместный труд и обучение ремеслу, организация общих дел, проведение семейных праздников светского и церковного календаря, участие родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика


Цикл «Православные праздники» в лицее направлен на: - обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа; - формирование духовности младших школьников; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - воспитание патриотизма и гражданственности; - эстетическое развитие детей; - сотрудничество семьи и школы. Воспитание строится в соответствии :с ценностями, нормами, особенностями культуры;с традициями;с возрастом обучающихся;с возможностями восприятия младшего школьника Основное содержание цикла: цикл включает в себя ряд православных праздников на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска педагогов, детей, семьи ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ{C083E6E3-FA7D-4D7B-A595-EF9225AFEA82}Православные праздникиРадетели земли РусскойСлавянские праздникиРождество«Благоверный князь Александр Невский»Праздник рябинки Крещение«Защитник земли русской - Дмитрий Донской»Октябрь-капустникСретенье«Сергий Радонежский - духовный собиратель Руси и русского народа»КузьминкиВербная неделя«Великий князь Владимир»День Наума ГрамотникаБлаговещенье «Георгий Победоносец – хранитель земли Русской»Сороки (встреча весны)Пасха«Мудрость Серафима Саровского»КолядаТроицаПраздник «Первоучители словенские»МасленицаСвятой помощник Николай«Андрей Первозванный – первый ученик Христа»Праздник березки Разноуровневое сквозное планирование {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}1 класс2 класс3 класс4 класс Р О Ж Д Е С Т В ОФорма Проект «Рождественский венок»Проект «Зеленая Красавица»КТД «Рождественская елка»Театральная постановка «Рождество Христово»Социальное взаимо-действиеСовместная деятельность родителей и детей- изготовление заготовок для венка в технике «оригамиСовместная деятельность родителей и детей- изготовление рождественских елокРабота в группах-распределение обязанностей, планирование и выполнение работы, соединение элементовТеатрализованное представление07.10.2014http://aida.ucoz.ru9 {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}1 класс2 класс3 класс4 класс С Р Е Т Е Н Ь ЕФорма Игровое занятие «Что такое сретенье?»Игровое занятие «Я знаю что такое сретенье»Социальное взаимодействиеРазновозрастное сотрудничество –1 класс и 4 класс Разновозрастное сотрудничество -4класс и 1класс 10 {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}1 класс2 класс3 класс 4 класс М А С Л Е Н И Ц АФорма Проект «Солнышко»Проекты: 1.«Дымковская игрушка»; 2.«Пряничный домик»1.Проект «Гжель. Блюдца»2. Изготовление чучела Масленицы1. Проект «Кукла Масленица». 2.Театрализованное представление «Широкая Масленица»Социаль-ное взаимодействиеСовместная деятельность родителей и детей. Знакомство с истоками праздника, его атрибутами. Разучивание частушек, закличек .1.Взаимодействие – «дети-учитель».Знакомство с историей дымковской игрушки, изготовление куклы, раскрашивание. 2.Взаимодействие-родители и дети-выпечка домика.1. Взаимодействие – «дети-учитель». Знакомство с гжельской росписью, изготовление блюдец, их роспись. 2.Изготовление Масленицы.1.Совместная деятельность родителей и детей2.Совместная деятельность родителей, детей, учителей. {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}1 класс2 класс3 класс4 класс П А С Х АФорма Проект «Расписное яичко»Проект «Украшение для дома» (изготовление сувениров для праздника)Конкурсная программа «Пасха»Театральная постановка для 1-3 классовСоциальное взаимодействиеСовместная деятельность детей и учителяСовместная деятельность детей и учителяСовместная деятельность детей и учителяСовместная деятельность детей и учителя12 Радетели Земли Русской. Цель: развивать интерес к истории родной страны, сформировать представления обучающихся о подвигах защитников Руси, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.«Благоверный князь Александр Невский».«Защитник земли русской - Дмитрий Донской».«Сергий Радонежский - духовный собиратель Руси и русского народа».« Великий князь Владимир».Праздник «Первоучители словенские». Результаты:Обучающиеся имеют представления:-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;-о духовных и нравственных ценностях; -о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;-об истории и культуре своей страны; -о бережном отношении к окружающему миру ; -о сострадании, сочувствии , сопереживании;-о добре и зле  Родители (законные представители) нацелены на :- сотрудничество в тесном контакте с лицеем по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию  чувства благоговения к святыням;- воспитание любви и почтение  к дому, семье, близким и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;- стремление к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;- понимание того, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности. МасленицаНародное гуляньеБлаготворительные ярмарки МасленицаТеатрализованные представления Масленица. Семейные конкурсы ПасхаЗнакомство с народными играми на Пасху Благотворительная ярмарка и спектакль на Пасху Выставка ДПИ Уроки нравственности (миниатюры)Пасха. Миниатюра «КУРОЧКА РЯБА»Спектакль «Премудрый царь»Спектакль «Гуси лебеди» БлаговещеньеБлаговещение, третья встреча весны. И люди, и звери, и растения этому празднику радуются. В этом день даже солнце играет! Это день, когда Ангел принес благую весть Деве Марии о том, что она родит младенца Христа. Благовещение - самый большой праздник ранней весны. Рождественские постановки День духовно-нравственных дисциплинПобедители конкурса «Моя первая книга»2 класс «А» Поиски Казанской иконыПодружки МатроныАртисты 4 класса «Б».Штурм КенигсбергаСказание о Казанской Божьей Матери» Святой Николай УгодникВот и наступила зима – долгожданное время новогодних праздников. В эти дни всегда хочется верить в чудеса. И не случайно самым первым из длинной череды зимних праздников считается день Николая Чудотворца – святого, который и в наше время совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Мы надеемся, что благодаря этой сказке дети запомнят, что даже очень-очень плохой человек может стать хорошим, если ему немного помочь.(Лицеист № 32 от 24 декабря 2013 года) День Наума ГрамотникаЦелью этого мероприятия является духовно – нравственное воспитание на основах русской культуры. Основные задачи :познакомить с традицией начала обучения детей грамоте;познакомить со славянской азбукой;демонстрация коммуникативных УУД : социальная компетентность, интегрироваться в разновозрастные группы и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;демонстрация личностных УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь День Наума ГрамотникаВедущие мероприятияВыставка рисунков Сценки первоклассников про буквы