Статья на тему:НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.П.Ильина (магистрант второго курса ФГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный Педагогический Университет», Оренбург)
В ходе тысячелетнего накопления опыта взаимоотношений людей постепенно, результатами усилий бесчисленного множества поколений, сложились правила и требования, ограничивающие возможности человека к причинению своим поведением вреда самому себе и окружающим  его людям. Таким  способом сложились два главных  механизма ограничения нежелательных действий человека: нормы и правила поведения, определяющие, что допустимо и недопустимо во взаимоотношениях людей, и авторитет самого человека.
В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.
Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения [3. С. 4].
Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда [2. С. 25].
Нравственность как свойство личности не является врожденным, её становление начинается в детстве, в условиях специально организованного развития.
На сегодняшний день основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности.Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества.
Выделяют следующие виды моральных норм:1) табу — жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;2) обычай — сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением; значение обычая особенно велико в традиционном обществе;3) традиция — устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;4) моральные правила — сознательно сформулированные нормы и идеалы, регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.
Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Средствами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста педагоги считали:
1. художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).
2. природа (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).
3. собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.
4. атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
5. окружающая ребенка обстановка[3].
Также педагоги выделили методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:
Б.Т.Лихачев:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)[3].
В.Г.Нечаева:
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…)[3].
В.И.Логинова:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Условия эффективности методов:
- любой метод должен быть гуманным;
- метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;
- метод воспитания следует применять тактично;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;
- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи[3].
Таким образом, содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, на понимание различий (расовых, национальных) как обусловленных природой и историей, дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого человека.
Литература:
1. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2004.
2.Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009.
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.